Ростовская область Неклиновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Фёдоровская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»____________________
Директор МБОУ Федоровская СОШ
Петрова Н.В.
Приказ №131 от 25.08.15
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Доноведение» во 2-б классе
на 2015-2016 учебный год
Начальное общее образование, 2 класс
Количество часов – 34 (1 час в неделю)
Учитель: Горелик Надежда Николаевна
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по курсу «Доноведение». Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе.
I. пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
-приказом Минобрнауки России от 06.10.2010 №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
-приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241 « О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373»;
-приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования»;
-требованиями Примерной основной образовательной программы МБОУ Фёдоровская СОШ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2012.
2. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (2класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2012.
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение».
Мир, окружающий ребёнка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Общая характеристика учебного предмета
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
3. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
4. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними.
Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:
· Я и окружающий мир,
· Природа Донского края,
· Человек и природа,
· Жизнь на Дону,
· Яркие страницы истории земли Донской.
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа.
Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.
Следующие содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края.
Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках внеурочной деятельности научно-познавательного направления.
Общий объём учебного времени составляет 34часа. Особое место занимают экскурсии и проектные работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Содержание учебного предмета
Я и окружающий мир (5ч)
С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.
Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.
Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.
Природа Донского края (18ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.
Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.
Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.
Почва Донского края и её значение для растений и животных.
Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).
Человек и природа ( 3ч)
Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.
Жизнь на Дону (6ч)
Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды)
С днём рождения, родной город (село).
Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения города (села).
Вместе дружная семья.
Резервные уроки (1ч)
Экскурсии
«Родной город (село)», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей)
Исследовательские, проектные и практические работы
Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».
Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.
Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»
Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.
Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»
Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»
Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.
Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …».
II. Календарно-тематическое планирование курса «Доноведение»
2 класс на 2015-2016 уч.г.
№ |
Тема |
кол-во часов |
дата проведения |
Планируемые результаты |
Виды деятельности обучающихся |
Я и окружающий мир -2ч. |
|||||
1 |
С чего начинается Родина… презентация
|
1 |
04.09 |
1.Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села ( города), улицы, на которой стоит школа, историей школы. |
1.Проект «История моей улицы», «Улица моего детства» |
2 |
Школа- светлая гавань детства. |
1 |
11.09 |
||
Жизнь на Дону – 1ч. |
|||||
3 |
С днём рождения, родной город (село)! Экскурсия по родному городу (селу) |
1 |
18.09 |
1.Познакомить с историей появления родного города (села), его достопримечательностями. |
1.Составление альбома о родном городе (селе). 2.Выставка рисунков, фото-графий. 3.Праздничное представление. |
Я и окружающий мир -1ч. |
|||||
4 |
Дорога от дома до школы (экскурсия) |
1 |
25.09 |
1.Познакомить с правилами безопасного поведения на улице: –правила перехода через проезжую часть; -сигналы светофора; -правила посадки и высадки из общественного транспорта; -дорожные знаки: «Дети», «Пешеходный переход» и др. |
1.Игры «Мы на проезжей части», «Мы пассажиры» 2.Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест. |
Природа Донского края – 10 ч. |
|||||
5-
|
Природа (экскур-сия) «Учимся наблюдать» |
1
|
02.10
|
1.Углубить понятия о живой и неживой природе родного края. |
1.Наблюдение предметов живой и неживой природы. |
6 |
Викторина «Живая и неживая природа родного края» |
1 |
09.10
|
1.Углубить понятия о живой и неживой природе родного края. |
|
7 |
Хутор и природа ( экскурсия) |
1 |
16.10 |
1.Систематизировать знания детей о природе родного города( села) |
1.Исследовательская деятельность по проблемам: «Флора родного города(села)», «Фауна родного города (села)». |
8
|
Что за дерево такое? презентация |
1
|
23.10 |
1.Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края ( 3-4) вида. 2.Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края) |
1.Игра «У кого детки с этой ветки ?» 1.Сбор трав и изготовление гербария. 2.Композиционное панно из растений. |
9
|
Кустарники презентация
|
1
|
30.10
|
||
10 |
Кустарники и деревья родного края. (экскурсия) |
1 |
13.11 |
||
11
|
Травушка-муравушка |
1
|
20.11
|
1.Исследовательская деятельность по проблемам» Дерево моего края», «Кустарники моего края» |
|
12 |
Травушка-муравушка (экскурсия) |
1 |
27.11 |
||
13 |
Растения и мы. презентация
|
1 |
04.12 |
1.Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека. 2. показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли. 3.Воспитывать бережное отношение к растениям родного края. |
1.Игра «Фитоаптека» 2.Изготовление справочника лекарственных трав. |
14 |
Краски Тихого Дона. презентация
|
1 |
11.12 |
1.Научить определять времена года по характерным для данной местности признакам. |
1. Чтение стихов о родном крае. 2.Рисование пейзажей родного края. |
Я и окружающий мир -2ч. |
|||||
15 |
Моё имя, отчество, фамилия. презентация
|
1 |
18.12 |
1.Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону. 2.Углубить понятие «семья». 3.Рассмотреть на основе знаний обучающихся понятие «семейная родословная» |
1.Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». 2. Мини – сочинение «Любимый семейный праздник». |
16 |
Что ты знаешь о роде своём. |
1 |
25.12 |
||
Жизнь на Дону - 3 |
|||||
17 |
Обряды на Дону. презентация |
1 |
15.01 |
1.Дать общее представление о зимних обрядах на Дону. |
1.Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы – Масленички. |
18 |
Зимние обряды. презентация |
1 |
22.01 |
||
19 |
Зимние обряды (праздничное мероприятие) |
1 |
29.01 |
||
Природа Донского края – 8ч. |
|||||
20 |
Животный мир Ростовской об-ласти (экскурсия) |
1 |
05.02 |
1.Расширить представление о животном мире родного края. |
1. Наблюдение за животными в природе, дома. 2.Посещение краеведческого музея. |
21 |
Домашняя мохнатая азбука |
1 |
12.02 |
1.Расширить представления о домашних животных родного края ( 3-4 представителя каждого вида) 2. Показать необходимость бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты. |
1. Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы» 2.Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …» |
22 |
Мой домашний милый друг. |
1 |
19.02 |
1.Расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве РО. 2. Закрепить знания основных правил содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. |
1. Наблюдение за животными дома. 2.Мини-сочинение о своём домашнем животном. |
23 |
Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми. презентация |
1 |
26.02 |
1.Закрепить правила безопасного обращения с животными. |
1. Изготовление книжки-малышки «Мой мохнатый друг» |
24 |
Родные просторы. (экскурсия) |
1 |
04.03 |
1.Познакомить с особенностями поверхности родного края (холмистая поверхность) |
1.Наблюдение и изучение форм поверхности родного края. 2. Игра «Помоги кузнечику добраться до дома» |
25 |
Чем богаты наши недра. презентация |
1 |
11.03 |
1.Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края. |
1.Рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?» |
26 |
Что такое почва? |
1 |
18.03 |
1.Познакомить с понятием «почва», её составом, образованием. 2. Проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ. |
1.Опыты: исследование состава почвы. |
27 |
Почва нам и стол и дом. (экскурсия) |
1 |
01.04 |
||
Человек и природа -4 ч. |
|||||
28 |
Рядом с домом лес и луг, озеро и речка. (экскурсия) |
1 |
08.04 |
1.Познакомить с общими представлениями о природных сообществах. |
1.Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края. |
29 |
Человек - хозяин природы? |
1 |
15.04 |
1.Показать влияние человека на природное сообщество. |
1. Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества |
30
|
Спасём и сохраним! |
1
|
22.04
|
1.Закрепить знания обучающихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края. |
1. Изготовление рисунков, поделок, посвящённых данной тематике |
31 |
Спасём и сохра-ним! (открытое праздничное мероприятие, посвящённое защите природы) |
1 |
29.04 |
1.Закрепить знания уч-ся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края. |
1. Ролевое представление. театрализованное |
Жизнь на Дону – 3 ч. |
|||||
32 |
День освобождения (экскурсия в исторический музей) презентация
|
1 |
06.05 |
1.Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле. |
1. Изготовление рисунков, поделок, посвящённых данной тематике. |
33
|
Вместе - дружная семья. |
1
|
13.05
|
1.Сплочение людей разных национальностей, населяющих Донской край. |
1. Разучивание и показ танцев, песен народов, населяющих родной край. |
34 |
Вместе -дружная семья. презентация Викторина «Что? Где? Когда?» |
1 |
20.05 |
1.Сплочение людей разных национальностей, населяющих Донской край. Закрепление и уточнение знаний, полученных на занятиях. |
2.Национальная кухня (ознакомление с национальными традиционными блюдами) Командная игра. |
III. Планируемые результаты освоения программы
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Доноведение» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Доноведение» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
ü ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно);
ü составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
ü вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
ü оценивать собственные знания и умения;
ü доводить дело до конца.
Познавательные УУД:
ü находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
ü проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
ü ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные УУД:
ü слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
ü осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
Предметными результатами изучения курса «Доноведение» во 2-м классе является формирование следующих умений.
иметь представления:
- о связях между живой и неживой природой родного края;
- о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
- об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
- об истории родного края;
знать:
- объекты неживой и живой природы Ростовской области;
- особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
- водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
- полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
- правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
- государственную символику Ростовской области, своего района;
- важнейшие события в истории родного края;
- народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
- родственные связи в семье;
- правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
- описывать наиболее важные события истории родного края;
- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
- показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
IV. РЕСУРСЫ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2012.
4. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (2класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2012.
5. Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
6. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 2 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.
7. Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение»
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по ВР
методического совета
МБОУ Фёдоровская СОШ _________________Землякова Е.В.
от 24.08.2015 №1
_____________Колесникова В.Ю. 24.08.2015 года
ПЛАН РАБОТЫ
кружка «ДОНОВЕДЕНИЕ»
в период каникул 2015-2016 учебного года
№ |
Тема |
кол-во часов |
дата проведения |
Планируемые результаты |
Виды деятельности обучающихся |
1 |
Гербарий растений донского края.
|
1 |
06.11.15 |
1.Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края ( 15-20) вида. 2.Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края) |
Создание гербария растений донского края |
2 |
Моя любимая семья. |
1 |
06.01.16 |
1.Углубить понятие «семья». 2.Рассмотреть на основе знаний обучающихся понятие «семейная родословная» |
Конкурс рисунков «Моя любимая семья». |
3 |
Полезные ископае-мые Ростовской области |
1 |
25.03.16 |
Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края. |
Заочная экскурсия (презентация) |
Руководитель кружка Горелик Н.Н.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.