Рабочие программы "Школа России" 1 класс
Оценка 4.6

Рабочие программы "Школа России" 1 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русский язык
1 кл
21.11.2018
Рабочие программы "Школа России" 1 класс
Публикация является частью публикации:
Доноведение 2 класс 2015-2016.docx

Ростовская область Неклиновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Фёдоровская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

  «Утверждаю»____________________

Директор МБОУ Федоровская СОШ

                              Петрова Н.В.

                                                                           Приказ №131 от 25.08.15

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Доноведение» во 2-б классе

на 2015-2016 учебный год

 

Начальное общее образование, 2 класс

Количество часов – 34 (1 час в неделю)

Учитель: Горелик Надежда Николаевна

Программа разработана  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по курсу «Доноведение». Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            I.  пояснительная  записка

    Рабочая программа составлена в соответствии с:

-приказом Минобрнауки России от 06.10.2010 №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

-приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241 « О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373»;

-приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования»;

-требо­ваниями Примерной основной образовательной программы МБОУ Фёдоровская СОШ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1.      Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2012.

2.      Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (2класс) -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2012.

Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса -  «Доноведение».

Мир, окружающий ребёнка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.

Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:

Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и  формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;  

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

2.                Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края. 

Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира

При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).

 Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

1.      Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

2.      Человек Донского края имеет свои  индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

3.   История Донского края – часть истории Отечества.

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

       Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе  перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности.  В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.

 

Общая характеристика учебного предмета

Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира

При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).

 Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

3.      Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

4.      Человек Донского края имеет свои  индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

3.   История Донского края – часть истории Отечества.

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

       Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе  перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности.  В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

 Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.

При конструировании содержания программы курса использовался принцип  спиралевидности.  Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними.

Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:

·       Я и окружающий мир,

·       Природа Донского края,

·       Человек и природа,

·       Жизнь на Дону,

·       Яркие страницы истории земли Донской.

   

Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок  «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.

     Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает  представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа.

     Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.

     Следующие содержательные блоки  «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края.  Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. 

     Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.

 Описание места учебного предмета в учебном плане

        Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках внеурочной деятельности научно-познавательного направления.

     Общий объём учебного времени составляет 34часа. Особое место занимают экскурсии и проектные работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. 

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Содержание учебного предмета

Я и окружающий мир (5ч)

С  чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.

Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.

Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.

 

Природа Донского края (18ч)

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.

Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве. 

Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.

Почва Донского края и её значение для растений и животных.

Природные сообщества донского края (лес,  луг, водоём). 

 

Человек и природа ( 3ч)

Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.

 

Жизнь на Дону (6ч)

Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды)

С днём рождения, родной город (село).

Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения города (села).

Вместе дружная семья.

Резервные уроки (1ч)

Экскурсии

«Родной  город (село)», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей),  «День освобождения» (экскурсия в исторический музей)

Исследовательские, проектные и практические работы

Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».

Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»

Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.

Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»

Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»

Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.

Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …».

 

 

 

II. Календарно-тематическое планирование  курса «Доноведение»

2 класс на 2015-2016 уч.г.

 

Тема

кол-во часов

дата проведения

Планируемые результаты

Виды деятельности

обучающихся

 

Я  и окружающий мир  -2ч.

1

С чего начинается Родина… презентация

 

1

04.09

1.Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села ( города),  улицы, на которой стоит школа, историей школы.

1.Проект «История моей улицы», «Улица моего детства»

2

Школа- светлая гавань детства.

1

11.09

 

Жизнь на Дону – 1ч.

3

С днём рождения, родной  город (село)! Экскурсия по родному городу (селу)

1

18.09

1.Познакомить с историей появления родного города (села), его достопримечательностями.

1.Составление альбома о родном городе (селе).

2.Выставка рисунков, фото-графий.

3.Праздничное представление.

 

Я и окружающий мир  -1ч.

4

Дорога от дома до школы

(экскурсия)

1

25.09

1.Познакомить с правилами безопасного поведения на улице:

–правила перехода через проезжую часть;

-сигналы светофора;

-правила посадки и высадки из общественного транспорта;

-дорожные знаки: «Дети», «Пешеходный переход» и др.

1.Игры «Мы на проезжей части»,

«Мы пассажиры»

2.Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных  мест.

 

Природа Донского края – 10 ч.

5-

 

 

 

Природа (экскур-сия) «Учимся наблюдать»

1

 

 

 

02.10

 

 

1.Углубить понятия о живой и неживой природе родного края.

1.Наблюдение предметов живой и неживой природы.

6

Викторина «Живая и неживая природа родного края»

1

09.10

 

 

1.Углубить понятия о живой и неживой природе родного края.

 

7

Хутор  и природа

( экскурсия)

1

16.10

1.Систематизировать знания детей о природе родного города( села)

1.Исследовательская деятельность по проблемам:

«Флора родного города(села)»,

«Фауна родного города (села)».

8

 

Что за дерево такое?

презентация

1

 

23.10

1.Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края ( 3-4) вида.

2.Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере  растений родного края)

1.Игра «У кого детки с этой ветки ?»

1.Сбор трав и изготовление гербария.

2.Композиционное панно из растений.

9

 

 

Кустарники

презентация

 

 

 

1

 

30.10

 

 

10

Кустарники и  деревья  родного края.

(экскурсия)

1

13.11

11

 

Травушка-муравушка

1

 

20.11

 

1.Исследовательская деятельность по проблемам» Дерево моего края», «Кустарники моего края»

12

Травушка-муравушка

(экскурсия)

1

27.11

13

Растения и мы. презентация

 

 

1

04.12

1.Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека.

2. показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли.

3.Воспитывать бережное отношение к растениям родного края.

1.Игра «Фитоаптека»

2.Изготовление справочника лекарственных трав.

14

Краски Тихого Дона. презентация

 

 

1

11.12

1.Научить определять времена года по характерным для  данной местности признакам.

1. Чтение стихов о родном крае.

2.Рисование пейзажей родного края.

 

Я и окружающий мир -2ч.

15

Моё имя, отчество, фамилия. презентация

 

1

18.12

1.Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону.

2.Углубить понятие «семья».

3.Рассмотреть на основе знаний обучающихся  понятие «семейная родословная»

1.Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия».

2. Мини – сочинение «Любимый семейный праздник».

16

Что ты знаешь о роде своём.

1

25.12

 

Жизнь на Дону - 3

17

Обряды на Дону. презентация

1

15.01

1.Дать общее представление о зимних обрядах на Дону.

1.Изготовление новогодних игрушек;

маски для колядования, куклы – Масленички.

18

Зимние обряды.

презентация

1

22.01

19

Зимние обряды (праздничное мероприятие)

1

29.01

 

Природа Донского края – 8ч.

20

Животный мир Ростовской об-ласти (экскурсия)

1

05.02

1.Расширить представление о животном мире родного края.

1. Наблюдение за животными в природе, дома.

2.Посещение краеведческого музея.

21

Домашняя мохнатая азбука

1

12.02

1.Расширить представления о домашних животных родного края

( 3-4 представителя каждого вида)

2. Показать необходимость бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты.

1. Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы»

2.Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …»

22

Мой домашний милый друг.

1

19.02

1.Расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве РО.

2. Закрепить знания основных правил содержания животных в домашних условиях и ухода за ними.

1. Наблюдение за животными дома.

2.Мини-сочинение о своём домашнем животном.

23

Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми.

презентация

1

26.02

1.Закрепить правила безопасного обращения с животными.

1. Изготовление книжки-малышки «Мой мохнатый друг»

24

Родные просторы.

(экскурсия)

1

04.03

1.Познакомить с особенностями поверхности родного края

(холмистая поверхность)

1.Наблюдение и изучение форм поверхности родного края.

2. Игра «Помоги кузнечику добраться до дома»

25

Чем богаты наши недра.

презентация

1

11.03

1.Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края.

1.Рисование иллюстраций к сказкам:

«Сказка о каменном угле»,

«Кто главнее?»

26

Что такое почва?

1

18.03

1.Познакомить с понятием «почва», её составом, образованием.

2. Проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ.

1.Опыты:

исследование состава почвы.

27

Почва нам и стол и дом.

(экскурсия)

1

01.04

 

Человек и природа -4 ч.

28

Рядом с домом лес  и луг, озеро и речка.

(экскурсия)

1

08.04

1.Познакомить с общими представлениями о природных сообществах.

1.Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края.

29

Человек - хозяин природы?

1

15.04

1.Показать влияние человека на природное сообщество.

1. Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества

30

 

Спасём и сохраним!

1

 

22.04

 

1.Закрепить знания обучающихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края.

1. Изготовление рисунков, поделок, посвящённых данной тематике

31

Спасём и сохра-ним! (открытое праздничное мероприятие, посвящённое защите природы)

1

29.04

 1.Закрепить знания уч-ся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края.

1. Ролевое представление.

театрализованное

 

Жизнь на Дону – 3 ч.

32

День освобождения

(экскурсия в исторический музей) презентация

 

1

06.05

1.Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле.

1. Изготовление рисунков, поделок, посвящённых данной тематике.

33

 

 

 

Вместе - дружная семья.

1

 

 

 

13.05

 

 

 

1.Сплочение людей разных национальностей, населяющих Донской край.

1. Разучивание и показ танцев, песен народов, населяющих родной край.

34

Вместе -дружная семья.

презентация

Викторина «Что? Где? Когда?»

1

20.05

1.Сплочение людей разных национальностей, населяющих Донской край.

Закрепление и уточнение знаний, полученных на занятиях.

2.Национальная кухня (ознакомление  с национальными традиционными блюдами)

Командная игра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Планируемые результаты освоения программы

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Доноведение» во 2-м классе является формирование следующих умений:

-       Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.

-       Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

-       Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-       В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

    

Метапредметными результатами изучения курса «Доноведение» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

ü ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно);

ü составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

ü вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

ü оценивать собственные знания и умения;

ü доводить дело до конца.

      Познавательные УУД:

ü находить и  пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

ü проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

ü ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

      Коммуникативные УУД:

ü слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

ü осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;

Предметными результатами изучения курса «Доноведение» во 2-м классе является  формирование следующих умений.

 иметь представления:

-      о связях между живой и неживой природой родного края;

-      о связях между деятельностью человека  в крае и состоянием природы Ростовской области;

-      об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;

-      об истории родного края;

знать:

-      объекты неживой и живой природы Ростовской области;

-      особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;

-      водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;

-      полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;

-      правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

-      государственную символику Ростовской области, своего района;

-      важнейшие события в истории родного края;

-      народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);

-      родственные связи в семье;

-      правила поведения в общественных местах и на улице;

уметь:

-      различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);

-      различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

-      узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

-      приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);

-      приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);

-      описывать наиболее важные события истории родного края;

-      рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);

-      показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;

-      приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;

 

 

 

 

IV.  РЕСУРСЫ  И  УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

 

3.      Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2012.

4.      Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (2класс) -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2012.

5.        Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

6.        Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов.  2 класс -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.

7.        Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение»

 

 

СОГЛАСОВАНО                                  СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                             Заместитель директора по ВР

методического совета  

МБОУ Фёдоровская СОШ                   _________________Землякова Е.В.

от 24.08.2015 №1

_____________Колесникова В.Ю.                24.08.2015 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН  РАБОТЫ

кружка «ДОНОВЕДЕНИЕ»

в период каникул 2015-2016 учебного года

 

Тема

кол-во часов

дата проведения

Планируемые результаты

Виды деятельности

обучающихся

1

Гербарий растений донского края.

 

1

06.11.15

1.Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края ( 15-20) вида.

2.Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере  растений родного края)

Создание гербария растений донского края

2

Моя любимая семья.

1

06.01.16

1.Углубить понятие «семья».

2.Рассмотреть на основе знаний обучающихся  понятие «семейная родословная»

Конкурс рисунков «Моя любимая семья».

3

Полезные ископае-мые Ростовской области

1

25.03.16

Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края.

Заочная экскурсия (презентация)

 

 

Руководитель кружка Горелик Н.Н.

 


Ростовская область Неклиновский район

Ростовская область Неклиновский район

I . пояснительная записка

I . пояснительная записка

Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам,…

Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам,…

Ведущим из них является принцип целостности , который достигается за счёт интеграции содержания

Ведущим из них является принцип целостности , который достигается за счёт интеграции содержания

Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья)

Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья)

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Природа Донского края (18ч) Живая и неживая природа

Природа Донского края (18ч) Живая и неживая природа

II . Календарно-тематическое планирование курса «Доноведение» 2 класс на 2015-2016 уч

II . Календарно-тематическое планирование курса «Доноведение» 2 класс на 2015-2016 уч

Фауна родного города (села)». 8

Фауна родного города (села)». 8

Природа Донского края – 8ч. 20Животный мир

Природа Донского края – 8ч. 20Животный мир

Рядом с домом лес и луг, озеро и речка

Рядом с домом лес и луг, озеро и речка

III . Планируемые результаты освоения программы

III . Планируемые результаты освоения программы

Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными…

Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными…

IV . РЕСУРСЫ И УСЛОВИЯ

IV . РЕСУРСЫ И УСЛОВИЯ

ПЛАН РАБОТЫ кружка «ДОНОВЕДЕНИЕ» в период каникул 2015-2016 учебного года №

ПЛАН РАБОТЫ кружка «ДОНОВЕДЕНИЕ» в период каникул 2015-2016 учебного года №
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2018