Рабочие программы учебного курса география для 9,10,11 классов
Оценка 5

Рабочие программы учебного курса география для 9,10,11 классов

Оценка 5
Образовательные программы
docx
география
9 кл—11 кл
24.03.2017
Рабочие  программы  учебного курса география для 9,10,11 классов
Публикация является частью публикации:
рабочая программа по географии 9кл.docx

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

 

Согласовано

с руководителем ШМО

 

Рук. ШМО_____________

 

     «     » августа 2016г.

Принято

на педагогическом совете

Протокол №1

 от

 

«    »  августа 2016 г.

Утверждаю

Директор МОАУ «СОШ №10»

____________

Пр. №_______

 

«     » августа 2016г.

 

 

 

 

                                            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии 

9 класс

на 2016 - 2017 учебный год

(2 часа в неделю, за год 68 часов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Г.П. Бурнос

 

 

 

 

г. Оренбург, 2016 год

 

  Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса по географии для 9 класса составлена на основе  273 ФЗ «Об образовании в  РФ», Федерального компонента Государственного стандарта (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями на 31 января 2012г),  Примерной программы по географии для учащихся 6-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый    уровень) с учетом общеобразовательной программы по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений, автор Е.М. Домогацких, М. «Русское слово», 2010г.,  федерального  перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.

Для реализации Рабочей программы используется учебно – методический комплект, включающий: учебник для  9 класса общеобразовательных учреждений География России: население, хозяйство /Домогацких Е.М. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.  Стандарт основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

         Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68  часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2–х учебных часов в неделю.

  Общая характеристика учебного предмета

Раздел «География. Россия: население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. Его основа — комплексная географическая характеристика России через триаду «природа — население — хозяйство». Раздел завершает страноведческий компонент базового географического образования. Он опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении предыдущих географических разделов. Важнейшая методологическая особенность данного раздела — его огромный мировоззренческий и воспитывающий потенциал, огромная роль в формировании гражданской идентичности, патриотизма, духовной и нравственной сферы учащихся.

            Главная цель курса «География. Россия: население, хозяйство» — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения. Он помогает учащемуся осознать себя гражданином и патриотом России, усвоить идеалы и ценности патриотизма, гражданского общества, сформировать уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.

Для достижения этой цели изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

·      сформировать у учащихся знания и представления о России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные

·      сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов;

·      сформировать представления о географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны;

·      продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и социально-ответственному поведению в российском пространстве.

       В соответствии со стандартом основного  общего образования по географии  в 9 классе рекомендовано включить в программу курса изучение краеведческого материала.

        «География Оренбургской области» изучается целым блоком, состоящим из 8 уроков, после изучения Уральского  экономического района, в состав которого  входит область.

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

Введение. Экономическая и социальная география (1 час)

Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс – главный объект исследования экономической географии. Различия между природным и хозяйственным комплексом.

Основные понятия: экономическая и социальная география, хозяйственный комплекс.

Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ (7  часов)

Тема 1. Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России

Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.

История освоения и изучения территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств.

Административно-территориальное и политико - административное деление России. Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.

Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.

Природный и экологический потенциал России. Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям – биологическая и небиологическая. Выявление  способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера.

Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России.

Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.

Основные понятия: социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация, природные условия, адаптация, природные ресурсы.

Практическая работа №1.Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран. Практическая работа№2 (обучающая) Определение мест пересечения государственной границы крупными автомобильными и железными дорогами, трубопроводами и водными путями.

Тема 2. Население России (7 часов)

Демография. Переписи населения. Человеческий потенциал страны. Численность,  динамика  численности населения России. Естественное  движение населения. Естественный прирост, воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России. Половой и возрастной состав. Размещение населения. Плотность населения. Особенности расселения, городское и сельское население. Основная полоса расселения. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации. Роль крупнейших городов в жизни страны.

Направления и типы миграции  населения. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны. Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений

 Народы и основные религии России. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.

Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий.

Основные понятия: естественный прирост, воспроизводство населения, трудовые ресурсы, плотность населения, миграции, расселение, урбанизация.

Практическая работа № 3. Нанесение на контурную карту национально-территориальных образований и краев.

Практическая работа №4 (обучающая) Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации.

 Практическая работа №5 (обучающая) Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально-территориальных образований в составе страны».

Контрольная работа №1 по теме «Население России»

Тема 3. Хозяйство России (18 часов)

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.

Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

Основные понятия: национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.

Практическая работа №6 (обучающая). Выбор места для строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства.

Практическая работа № 7. Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны.

Практическая работа № 8. Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных.

Практическая работа № 9. Определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности.

Практическая работа №10(обучающая). Определение по картам основных центров размещения металлоемкого и трудоемкого машиностроения.

Практическая работа № 11. Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства.

Контрольная работа № 2 по теме «Хозяйство России»

Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ (29 часов)

Природно-хозяйственное районирование России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных районов и регионов. Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.

Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России.

Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север – самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы – основа хозяйства района. Мурманск – морские ворота страны.

Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад – транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение – главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург – многофункциональный центр района.

Калининградская область – самая западная территория России.

Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.

Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.

Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района.

Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.

География Оренбургской области. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.

Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро -Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

Основные понятия: транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.

Практическая работа №12 (обучающая) Составление схемы внешних производственно-территориальных связей экономического района.

Практическая работа № 13. Экономико-географическая характеристика территории (области, края, республики) по типовому плану

Практическая работа №14 (обучающая). Сравнение экономико-географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов.

Практическая работа № 15.  . Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа.

Практическая работа №16. Описание одного из промышленных предприятий своего города

Практическая работа №17.  Сравнение хозяйственной специализации Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов.

Контрольная работа № 3 по теме  География Оренбургской Области»

Контрольная работа № 4 по теме «Экономические районы России».

Раздел 3. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ (4 часа)

Страны Европейского Запада. Страны Балтии – Эстония, Латвия и Литва – небольшие государства с ограниченными природными ресурсами. Ключевая роль отраслей неметаллоемкого машиностроения. Белоруссия. Ее транзитное положение между Россией и зарубежной Европой. Специализации на транспортном машиностроении и химической промышленности. Общие для стран Европейского Запада черты экономики: легкая и пищевая промышленность, животноводческая специализация сельского хозяйства.

Страны Европейского Юга. Богатые природные ресурсы и благоприятные условия – основа экономики Украины. Многоотраслевая промышленность Украины. Ведущая роль металлургии, машиностроения и химической промышленности. Украина – крупнейший производитель зерна в ближнем зарубежье. Агроклиматические ресурсы – основа сельскохозяйственной специализации Молдовы.

Страны Закавказья. Южное положение и преобладание горного рельефа. Ограниченный набор минеральных ресурсов. Сельское хозяйство – основа экономики Грузии. Точное машиностроение и цветная металлургия – хозяйственная специализация Армении. Нефтегазовый комплекс Азербайджана.

Страны Азиатского Юга. Казахстан – страна-гигант. Рудные и топливные ресурсы – база для металлургии и нефтегазовой промышленности. Доминирующая роль черной и цветной металлургии. Природные условия, определяющие сельскохозяйственную специфику разных частей страны. Четыре среднеазиатские республики: черты сходства и различия. Преобладание сельского хозяйства: хлопководства, шелководства, садоводства и виноградарства.

Основные понятия: прибалтийский тип сельского хозяйства, завалуненность, теплолюбивые культуры, каракульские овцы, пустыни, ковроткачество, длинноволокнистый хлопок.

Практическая работа: составление схемы внешних производственно-территориальных связей между странами ближнего зарубежья и Россией.

Заключение. Место России в хозяйственной системе современного мира (2 часа)

Россия в современном мире. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Развитие хозяйственного комплекса России и изменение ее экономического значения на международном уровне.

                        Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны:

1. Знать (понимать):

– географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;

– причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;

– связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;

– факторы размещения основных отраслей хозяйства России;

– основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;

– крупнейшие городские агломерации нашей страны;

– причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;

–географию народов, населяющих нашу страну.

2. Уметь:

– давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;

– приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;

– объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.

Перечень обязательной географической номенклатуры

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, Курская магнитная аномалия, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбасс, Горная Шория (железные руды), Донбасс, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).

Методические материалы:

Методы обучения географии:

-Практические методы обучения. Объектами изучения представлены географическая действительность (карты, профили, графики, модели)

-Исследовательский метод

- Частично-поисковый метод

-Сравнительный метод

-Технология проектной деятельности школьников

- Краеведческий принцип в обучении географии

Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.

В составе практических методов выделяются наблюдения объектов и явлений в природе и на производстве, методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями.

На уроках географии сами школьники создают модели: вычерчивают план местности, строят графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, работают с контурными картами, вычерчивают схемы связей.

     В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос.

Материально – техническое обеспечение:

   Программа:

Домогацких Е. М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010

Учебники:

География: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. -  М.: ООО «Русское слово-РС», 2013.

Дидактические материалы:

В.И. Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Население. Хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2012.

Дополнительная литература:
1.Алексеев А.А. География России. Природа и население.-М.:Дрофа,2007
2.Дронов. В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. Рабочая тетрадь.- М.: Дрофа, 2007
3.Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая география России. 9 класс.-  М.: Русское слово, 2008.
4.Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля.8-9 классы. - М.: Дрофа, 2003
5.Родионова И.А. Экономическая география России. М.: Московский лицей,2001.
6.Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. М.: Дрофа, 2004
7.Плисецкий Е.Л. Коммерческая география России и мировой рынок. В 2-х т.- М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002.
8.Пятунин Б.Б. Новые контрольные и проверочные работы по географии. 8-9 классы. М.: Дрофа, 2005.
9.Библиотека электронных наглядных пособий. География. 6-10 классы.
10. Интернет-ресурсы.

Дополнительная литература для учащихся:

Краткий справочник школьника. 5-11 кл. / Ави.- сост. П. И. Алтынов и др. – М.: Дрофа, 1997.

Географический атлас по географии: География. 8 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2013.

Контурные карты по географии: География. 9 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2013.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения:

ресурс ЕК (Единая коллекция ЦОР) http://school-collection.edu.ru/

карты Google http://maps.google.ru/?hl=ru

Google планета Земля  http://earth.google.com/

блог ГЕОграфиня http://www.geografinya.blogspot.com

ресурс сетевых сообществ Открытый класс http://www.openclass.ru/

среда http://wiki.iteach.ru/. среда создана для ведения проектной деятельности, для сетевого взаимодействия различных уровней

представительство Сети творческих учителей http://www.it-n.ru/.

газета «География»     http://geo. 1 september.ru/

конкурс «Учитель года России»     http://2006.teacher.org.ru/

Географическое общество России   http://rgo.org.ru/'

клуб журнала «GEO»  http: //www.geo.ru/

журнал «Вокруг света» http: //www.vokrugsveta. ru/

жрнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/

великие путешественники, мореплаватели и географы http://www.geografia.ru/

Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml

Технические средства

 Персональный компьютер,  проектор с экраном

Карты (настенные)

Административная  карта России, Европейский Север и Северо-Запад России ( экономическая карта), Поволжье, Европейский юг России, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь

Дальний Восток, Агроклиматическая карта


Календарно – тематическое планирование курса «География: население и хозяйство России»

Тема  урока

Дидактические единицы

Д/З

Дата

Введение  (1 час)

1

Экономическая и социальная география

 

§1

 

Раздел 1.   Тема 1. Россия на карте мира.   Природные условия и ресурсы России    (7 часов)

2

Формирование территории России

История освоения и изучения территории России.

§2

 

3

Экономико-географическое положение России.  П.р. № 1. Нанесение на к/к соседних с Россией стран.  П.р. №2 (обучающая) Определение мест пересечения государственной границы крупными автомобильными и железными дорогами, трубопроводами и водными путями.

Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.

§3

 

4

Административно-территориальное устройство. П.р.№ 3.Нанесение на контурную карту национально-территориальных образований и краев.

Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.

§4

 

 

5

Экономическое районирование территории России

Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны. Природно-хозяйственное районирование России

§5

 

6

Природные условия и ресурсы России.

 Природные условия. Выявление  способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям.

§6, §7

 

 

7

Хозяйственная деятельность и изменение природной среды

Природный и экологический потенциал России

§8§9

 

8

Обобщение по теме «Россия на карте мира»

 

термины

 

Тема 2. Население России  (7 часов)

9

Численность населения России

Численность населения   Естественное  движение населения. Половой и возрастной состав. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий.

§10

 

10

Размещение населения России  П.р. 4 (обучающая) Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации.

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Размещение населения.

§11

 

11

Миграции населения

Направления и типы миграции  населения.

§12

 

12

Формы расселения  и урбанизация

Особенности расселения, городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны.

§13

 

13

Этнический и религиозный состав населения.   П.р. №5 (обучающая)  Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально-территориальных образований в составе страны».

Народы и основные религии России. Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений.

 

§14

 

14

Трудовые ресурсы и рынок труда.

Человеческий потенциал страны.

§15

 

15

Обобщение по теме. Контрольная работа № 1 по теме «Население России»

Анализ карт населения России

 

 

Тема 3. Хозяйство России     (18 часов)

16

Национальная экономика

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России

§16

 

17

Факторы размещения производства. П.р. №6 (обучающая) Выбор места для строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства.

Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития

§17

 

18

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность

Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры хозяйства.

§18

 

19

ТЭК: угольная промышленность  П.р. № .7Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны.

Группировка отраслей по различным показателям

§18

 

20

ТЭК: электроэнергетика

География  отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития

§19

 

21

Металлургический комплекс: черная металлургия П.р.№ 8 Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных

География  отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития

§20

 

22

Металлургический комплекс: цветная металлургия  П.р. №9 Определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности.

География  отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития

§21

 

23

Машиностроение

География  отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития

§22

 

24

Машиностроение  П.р. №10 (обучающая). Определение по картам основных центров размещения металлоемкого и трудоемкого машиностроения.

Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры хозяйства.

§23

 

25

Химическая  промышленность

География  отраслей хозяйства

§24

 

26

Лесная промышленность

География  отраслей хозяйства

§25

 

27

Сельское хозяйство: растениеводство

География  отраслей хозяйства

§26

 

28

Сельское хозяйство: животноводство

География  отраслей хозяйства

§28

 

39

Зональная специализация сельского хозяйства. П.р. №11.  Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства.

Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры хозяйства

§28

 

30

Пищевая и легкая промышленность

География  отраслей хозяйства

§29

 

31

Транспорт  России

География  отраслей хозяйства

§30

 

32

Нематериальная сфера хозяйства. Обобщение по теме «Хозяйство России»

География  отраслей хозяйства

§31

 

33

Контрольная работа № 2 по теме «Хозяйство России»

 

§16-31

 

Раздел 2. Экономические районы России.   (29 часов)

34

Северный экономический район

Географические особенности Севера

§32

 

35

Северный экономический район.  П.р.  № 12.(обучающая)  Составление схемы внешних производственно-территориальных связей экономического района

Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

§32

 

36

Северо-Западный экономический район

Географическое положение, природный, человеческий и хозяйственный потенциал.

§33

 

37

Калининградская область. П. р. №13 Экономико-географическая характеристика области по типовому плану

Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

§34

 

38

Центральный экономический район  П.р.№14(обучающая) Сравнение экономико-географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов.

Оценка экологической ситуации

§35

 

39

Центральный экономический район

Географические особенности Центральной России

§35

 

40

Центрально-Черноземный экономический район

Географическое положение, природный, человеческий и хозяйственный потенциал.

§36

 

41

Центрально-Черноземный экономический район

Природный , человеческий и хозяйственный потенциал

§36

 

42

Волго-Вятский экономический район

Географическое положение, природный, человеческий и хозяйственный потенциал.

§37

 

43

Волго-Вятский экономический район

Природный, человеческий и хозяйственный потенциал

§37

 

44

Северо-Кавказский экономический район

Географические особенности отдельных районов и регионов: Юг европейской части страны

§38

 

45

Северо-Кавказский экономический район П.р. №15.Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа.   

Природный, человеческий и хозяйственный потенциал.

§38

 

46

Поволжский экономический район

Географические особенности Поволжья

§39

 

47

Поволжский экономический район

Оценка экологической ситуации

§39

 

48

Уральский экономический район

Географические особенности Урала

§40

 

49

Уральский экономический район

Оценка экологической ситуации

§40

 

50

ЭГП,  административно-территориальное устройство Оренбургской области

География Оренбургской области. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения.

к/к

 

51

Природные условия и ресурсы области

Оценка природных ресурсов и их использования.

записи

 

52

Население Оренбургской области

Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства

записи

 

53

Городское и сельское население

Достопримечательности. Топонимика.

к/к

 

54

Промышленность. ТЭК

Характеристика внутренних различий районов и городов.

таблица

 

55

Машиностроение и химическая промышленность области П.р. №16.Описание одного из промышленных предприятий своего города

Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание

таблица

 

56

Сельское хозяйство

Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами

к/к

 

57

Внутриобластные различия. Контрольная работа №3 по теме «География Оренбургской области»

Характеристика внутренних различий районов и городов.

таблица

 

58

Западно-Сибирский экономический район

Географические особенности Сибири

§41

 

59

Восточно-Сибирский экономический район.

Оценка экологической ситуации

§42

 

60

П.р. №17. Сравнение хозяйственной специализации Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов

Географическое положение, природный, человеческий и хозяйственный потенциал.

 

 

61

Дальневосточный экономический район

Географические особенности Дальнего Востока.

§43

 

62

Контрольная работа № 4 по теме «Экономические районы России».

 

повторить

§32-43

 

Раздел 3. Страны ближнего зарубежья   (4 часа)

63

Страны Балтии и Белоруссии

 

§44

 

64

Украина и Молдавия

 

§45

 

65

Страны Закавказья

 

§46

 

66

Страны Центрально-Азиатского региона

 

§47

 

Заключение. Место России в хозяйственной системе современного мира (2 часа)

67

Место России в мировой экономике

Россия в современном мире. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России.

§48

 

68

Объекты мирового природного и культурного наследия в России. Обобщение знаний по курсу

Объекты мирового природного и культурного наследия в России

§48

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»

Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса по географии для 9 класса составлена на основе 273

Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса по географии для 9 класса составлена на основе 273

Содержание учебного материала

Содержание учебного материала

Направления и типы миграции населения

Направления и типы миграции населения

Практическая работа №6 (обучающая)

Практическая работа №6 (обучающая)

Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации

Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации

Армении. Нефтегазовый комплекс

Армении. Нефтегазовый комплекс

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское,

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское,

Материально – техническое обеспечение:

Материально – техническое обеспечение:

Календарно – тематическое планирование курса «География: население и хозяйство

Календарно – тематическое планирование курса «География: население и хозяйство

Народы и основные религии России

Народы и основные религии России

Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства

Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства

Уральский экономический район

Уральский экономический район

Рабочие программы учебного курса география для 9,10,11 классов

Рабочие  программы  учебного курса география для 9,10,11 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017