Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Согласовано с руководителем ШМО
Рук. ШМО_____________
« » августа 2016г. |
Принято на педагогическом совете Протокол №1 от
« » августа 2016 г. |
Утверждаю Директор МОАУ «СОШ №10» ____________ Пр. №_______
« » августа 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
11класс
на 2016 - 2017 учебный год
(1 час в неделю, за год 34 часа)
Составитель:
Г.П. Бурнос
г. Оренбург, 2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по географии для 11 класса составлена на основе 273 ФЗ «Об образовании в РФ», Федерального компонента Государственного стандарта (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями на 31 января 2012г), Примерной программы по географии для учащихся 6-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) с учетом общеобразовательной программы по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений, автор Е.М. Домогацких, М. «Русское слово», 2010г., федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.
Для реализации Рабочей программы используется учебно – методический комплект, включающий: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений География: Экономическая и социальная география мира: В 2 ч. Ч.2. Общая характеристика мира. М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2010г. Стандарт основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа учебного времени - 1 час в неделю для изучения учебного предмета «География».
Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.
Данный курс завершает географическое образование школьников и сочетает в себе экономико-географическое страноведение с общей экономической географией.
Изучение географии на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Изложение материала открывается темой «Политическая карта мира», знакомящей с дифференциацией стран современного мира, с многообразием форм государственного устройства, а также с крупнейшими международными организациями. Важно отметить, что знакомство с политической картой мира дается не только в географическом, но и в историческом аспекте: учащимся рассказывается об этапах, которые прошла государственно-территориальная структура мира в ходе своего развития.
Далее следует обзор регионов и отдельных стран мира. Материал достаточно полно отражает хозяйственное и социальное своеобразие регионов: Европы, Азии, Латинской Америки, Африки, Австралии и Океании. Следует обратить внимание, что характеристики географического положения, населения и природных ресурсов даются для всего региона в целом, тогда как особенности хозяйственной жизни рассматриваются на уровне субрегионов. Для более подробной детальной характеристики в каждом регионе выбраны несколько стран, каждая из которых является либо типичной для этого региона, либо, наоборот, выделяющейся своим лидирующим положением в регионе.
Завершает курс тема, посвященная Российской Федерации. Несмотря на то, что данный курс предполагает изучение, прежде всего, зарубежного мира, в образовательном стандарте на изучение России рекомендуется отводить до 10 часов учебного времени в 11 классе. В данном курсе рассматриваются два блока вопросов: эволюция взаимоотношений России с мировым хозяйством и место страны в современном мире. Все темы второй части курса реализуют межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика, экология.
Содержание учебного материала
Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на политической карте мира.
Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды.
Многообразие стран мира и их типы Дифференциация стран современного мира. Внутриконтинентальные, приморские и островные страны. Анклавы. Суверенные и зависимые государства. Государственный строй и государственное устройство. Монархии и республики. Унитарное и федеративное государства. Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды.
Основные понятия: политико-географическое положение, территория страны, сухопутные, водные и морские границы, анклав, республики, монархии, федерации, конфедерации, унитарные государства, международные организации, регион.
Практическая работа №1 Классификация крупнейших государств мира а) по формам правления, б) по государственному устройству.
Тема 2. Зарубежная Европа (5 часов)
Общая характеристика региона. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Анализ политической карты мира и экономических карт с целью деления специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда.
Деление на субрегионы: Западная. Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Объекты Всемирного наследия.
Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы. Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их география. Международные экономические связи.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика.
Особенности европейских субрегионов. Страны Европы.
Федеративная Республика Германия – экономический лидер зарубежной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности. Высокий уровень развития транспорта. Густота дорожной сети. Объекты Всемирного наследия.
Республика Польша – типичная страна Восточной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности расселения, крупнейшие города. Особенности населения: высокая степень этнической и религиозной однородности. Хозяйство Польши: высокая роль горнодобывающих отраслей. Развитие тенденций, характерных для всей Европы. Судостроение – отрасль международной специализации. Роль иностранного капитала в экономике страны.
Основные понятия: Западная, Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Центральная ось развития.
Практическая работа № 2.Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы.
Практическая работа №3.(обучающая). Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы.
Контрольная работа №1 по теме «Зарубежная Европа»
Тема 3. Зарубежная Азия (8 часов)
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Азии. Анализ политической карты мира и экономических карт с целью деления специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда.
Большие различия между странами. Особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы.
Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные конфликты и территориальные споры. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации.
Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран. Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.
Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и опустынивания. Объекты Всемирного наследия.
Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Специфика субрегионов. Страны Азии.
Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности естественного движения, национального и религиозного состава. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации и мегалополис Токайдо. Объекты Всемирного наследия.
Место Японии в мировой экономике. Причины быстрого экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии. Зависимость от внешних источников сырья. Структура и география сельского хозяйства. Огромная роль рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особая роль морского транспорта. Международные экономические связи.
Внутренние различия: страна с двумя «лицами». Тихоокеанский промышленный пояс и Внутренняя Япония. Особая роль острова Хоккайдо.
Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Специфика населения. Особенности воспроизводства и демографическая политика. Особенности национального состава. Особенности расселения, крупнейшие города. Особая роль зарубежных китайцев – хуацяо. Объекты Всемирного наследия.
Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение культуры риса. Главные сельскохозяйственные районы. Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Республика Индия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности воспроизводства населения. Демографический взрыв и его последствия. Трудности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав. Межэтнические и религиозные противоречия. Основные черты размещения населения: городское население. Крупнейшие города. Сельское население.
Достижения и проблемы экономики Индии. Основные черты отраслевой структуры и географии промышленности. Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Отраслевой состав сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные районы. Непроизводственная сфера.
Международные экономические связи.
Внутренние различия. Экономические районы Индии и их специфика.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Основные понятия: Юго-Западная, Центральная, Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия.
Практическая работа № 4 (обучающая). Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии (по выбору).
Практическая работа № 5. Обозначение на к/к границ субрегионов Азии.
Практическая работа № 6.(обучающая). Разработка маршрута туристической поездки по странам Азии
Контрольная работа №2 по теме «Зарубежная Азия»
Тема 4. Северная Америка (3 часа)
Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Северной Америки.
Анализ политической карты мира и экономических карт с целью деления специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда.
Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй.
Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Сельское население.
Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия для развития сельского хозяйства. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных магистралей. Морские порты. Международные экономические связи США.
Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки и объекты Всемирного наследия.
Внутренние различия. Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль Калифорнии.
Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Большая роль добывающих отраслей и сельского хозяйства – признаки страны переселенческого капитализма. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США.
Основные понятия: Англо-Америка, Латинская Америка.
Практическая работа № 7. Заполнение таблицы «Экономические районы США»
Тема 5. Латинская Америка (5 часов)
Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Латинской Америки
Анализ политической карты мира и экономических карт с целью деления специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда.
Состав и общая характеристика региона. Природные условия и ресурсы.
Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация.
Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения.
Особенности землевладения: латифундии и минифундии. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Деление Латинской Америки на субрегионы. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности, Андские (Андийские) страны, Центральная Америка. Вест-Индия и Мексика.
Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной и отраслевой структуры хозяйства. «Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе. Недостаточное развитие транспортной системы. Объекты Всемирного наследия.
Основные понятия: Андийские страны, Вест-Индия, Центральная Америка, латифундии.
Практическая работа № 8. Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки».
Практическая работа № 9. (обучающая). Разработка маршрута туристической поездки по странам Латинской Америки.
Контрольная работа №3 по теме «Америка»
Тема 6. Африка (4 часа)
Общая характеристика региона. Территория, границы . Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя.
Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Африки.
Анализ политической карты мира и экономических карт с целью деления специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда.
Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.
Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного состава населения. Особенности размещения населения.
Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации. Преобладающее значение горно-добывающей промышленности, основные отрасли и районы размещения. Особенности сельского хозяйства. Монокультура земледелия – причина деградации земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки. Объекты Всемирного наследия.
Международные экономические связи.
Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная Африка. Их специфика.
Южно-Африканская Республика (ЮАР) – единственная экономически развитая страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь, рудные ископаемые. Доминирование горнодобывающей отрасли. «Черное большинство» и «белое меньшинство».
Республика Кения – типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейший рекреационный потенциал и его использование.
Основные понятия: Северная, Восточная, Центральная, Южная Африка, апартеид.
Практическая работа №10. (обучающая). Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам школьного атласа (по выбору).
Практическая работа № 11. (обучающая). Подбор рекламно- информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки.
Тема 7. Австралия и Океания (2 часа)
Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов Австралии. Анализ политической карты мира и экономических карт с целью деления специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда.
Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй.
Богатство природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты.
Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития.
Практическая работа № 12. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии.
Контрольная работа №4 по теме «Региональный обзор мира».
Тема 8. Россия в современном мире (3 часа)
Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.
Практическая работа № 13. (обучающая). Анализ материалов, опубликованных в средствах массой информации, характеризующих место России в современном мире.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
Знать и понимать:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.
Уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деяельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Перечень обязательной географической номенклатуры:
Зарубежная Европа:
Каменноугольные бассейны: Рурский, Верхне-Силезский. Нефтегазоносный бассейн: Североморский. Железорудный бассейн: Лотарингский.
Промышленность:
Автомобилестроение: Франция, ФРГ, Швеция.
Химическая: ФРГ
Крупнейшие морские порты: Лондон, Роттердам, Гамбург, Антверпен, Гавр, Марсель, Генуя.
Высокоразвитые районы: Лондонский, Парижский, южный район ФРГ (Штутгарт, Мюнхен), «промышленный треугольник» Италии (Милан—Турин—Генуя)
Старопромышленные районы: Рурский, Саар (ФРГ), Ланкашир, Йоркшир, западный Мидленд, Южный Уэльс (Великобритания), Северный район, Эльзас, Лотарингия (Франция), Верхне-Силезский (Польша), Остравский (Чехия).
Столицы стран Европы.
Зарубежная Азия и Австралия:
Страны и столицы Города: Шанхай, Осака, Мамбаи, Сидней, Мельбурн
Африка: Страны и столицы.
Монокультуры стран: Ангола, Ботсвана, Бурунди, Габон, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Замбия, Коморские острова, Либерия, Ливия, Мавритания, Малави, Мали, Нигер, Нигерия, Руанда, Сьерра-Леоне, Уганда, Чад, Эфиопия.
США и Канада: Страны и столицы.
Мегалополисы: Босваш, Чипитс, Сансан.
Нефтяные штаты: Аляска, Техас, Канзас, Калифорния.
Крупнейшие центры: Детройт, Хьюстон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Балтимор, Бостон и др.
Латинская Америка: Страны и столицы.
Производители:
Бананы: Бразилия, Коста-Рика, Колумбия, Эквадор, Мексика.
Сахар: Куба
Кофе: Бразилия, Колумбия
Мясо и пшеница: Аргентина
Города: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро
Знать страны-лидеры и их принадлежность к регионам.
Методические материалы:
Методы обучения географии:
-Практические методы обучения. Объектами изучения представлены географическая действительность (карты, профили, графики, модели)
-Исследовательский метод
- Частично-поисковый метод
-Сравнительный метод
-Технология проектной деятельности школьников
- Краеведческий принцип в обучении географии
Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.
В составе практических методов выделяются методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями.
На уроках географии сами школьники создают модели: строят графики и диаграммы, работают с контурными картами, вычерчивают схемы связей.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос.
Материально – техническое обеспечение:
Перечень учебно-методических средств обучения
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: В 2 ч. Ч.1. Общая характеристика мира: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2010.
Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии. 10-11 классы. В 2 ч. Ч.1. М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2010.
Кузнецов А.П, Заяц Д. География. Современный мир. Атлас. М.: Просвещение, 2006
Кузнецов А.П., Котляр О.Г. География. Современный мир. Контурные карты. М.: Просвещение, 2006
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Программа по географии. 6-10 классы. М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2009.
В.Н.Холина, А.С.Наумов, И.А.Родионова Социально-экономическая география мира. Справочное пособие – М: Дрофа, издательство ДИК, 2008
Фромберг А.Э. ”Практические и проверочные работы по географии. 10 класс”, М., ”Просвещение”, 2003.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения:
ресурс ЕК (Единая коллекция ЦОР) http://school-collection.edu.ru/
карты Google http://maps.google.ru/?hl=ru
Google планета Земля http://earth.google.com/
блог ГЕОграфиня http://www.geografinya.blogspot.com
ресурс сетевых сообществ Открытый класс http://www.openclass.ru/
среда http://wiki.iteach.ru/. среда создана для ведения проектной деятельности, для сетевого взаимодействия различных уровней
представительство Сети творческих учителей http://www.it-n.ru/.
газета «География» http://geo. 1 september.ru/
конкурс «Учитель года России» http://2006.teacher.org.ru/
Географическое общество России http://rgo.org.ru/'
клуб журнала «GEO» http: //www.geo.ru/
журнал «Вокруг света» http: //www.vokrugsveta. ru/
жрнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/
великие путешественники, мореплаватели и географы http://www.geografia.ru/
Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml
Технические средства
Персональный компьютер, проектор с экраном.
Перечень учебно-методических средств обучения
1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: В 2 ч. Ч.2. Региональная характеристика мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2011.
2. Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии. 10-11 классы. В 2 ч. Ч.2. М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2011.
3. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Программа по географии. 6-10 классы. М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2010.
4. Кузнецов А.П, Заяц Д. География. Современный мир. Атлас. М.: Просвещение, 2006
5. Кузнецов А.П., Котляр О.Г. География. Современный мир. Контурные карты. М.: Просвещение, 2006
Календарно – тематическое планирование по географии 11 класс
№ |
Тема урока |
Дидактические единицы |
Д/З |
Дата |
|||
Часть 2. Региональный обзор мира Тема 1. Политическая карта мира (2 часа) |
|||||||
1 |
Этапы формирования политической карты мира П.р.№1 Классификация крупнейших государств мира а) по формам правления, б) по государственному устройству. |
Современная политическая карта мира |
§ 1 |
|
|||
2 |
Регионы мира и международные организации |
Многообразие стран и их типы |
§ 2 |
|
|||
Тема 2. Зарубежная Европа (6 часов) |
|||||||
3 |
Состав и географическое положение П.р. №2.Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы. |
Особенности географического положения, истории открытия и освоения, населения, хозяйства, культуры |
§ 3 |
|
|||
4 |
Природа и люди |
Природно - ресурсный потенциал |
§ 4 |
|
|||
5 |
Хозяйство и внутренние различия П.р.№ 3(обучающая). Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы. |
Анализ политической карты мира и экономических карт с целью деления специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда. |
§ 5 |
|
|||
6 |
Федеративная Республика Германия |
Современные проблемы развития крупных регионов и стран Европы |
§ 6 |
|
|||
7 |
Республика Польша |
Современные проблемы развития крупных регионов и стран Европы |
§ 7 |
|
|||
8 |
Обобщение по теме «Страны Европы» Контрольная работа №1 по теме «Зарубежная Европа» |
|
|
|
|||
Тема 3. Зарубежная Азия (8 часов) |
|||||||
9 |
Географическое положение и ресурсы П.р. № 4 (обучающая). Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии (по выбору). |
Особенности географического положения, истории открытия и освоения, населения, хозяйства, культуры Природно - ресурсный потенциал |
§ 8 |
|
|||
10 |
Население и хозяйство П.р. № 5. Обозначение на к/к границ субрегионов Азии |
Анализ политической карты и экономических карт с целью деления специализации разных типов стран и регионов , их участия в МГРТ. |
§9 |
|
|||
11 |
Япония. Географическое положение, ресурсы и население |
Современные проблемы развития крупных регионов и стран |
§10 |
|
|||
12 |
Хозяйство Японии |
Современные проблемы развития крупных регионов и стран |
§ 11 |
|
|||
13 |
Китайская Народная Республика. Географическое положение, ресурсы и население Хозяйство Китая |
Особенности географического положения, населения, хозяйства, культуры. Природно - ресурсный потенциал |
§ 12
|
|
|||
14 |
Республика Индия. Географическое положение, ресурсы и население |
Особенности географического положения, населения, хозяйства, культуры. |
§ 13 |
|
|||
15 |
Хозяйство и внутренние различия Республики Индии П.р. № 6 (обучающая). Разработка маршрута туристической поездки по странам Азии. |
Природно - ресурсный потенциал |
§ 14 -15 |
|
|||
16 |
Обобщение знаний. Контрольная работа №2 по теме «Зарубежная Азия» |
|
|
|
|||
Тема 4. Северная Америка (3 часа) |
|||||||
17 |
Соединенные Штаты Америки. Географическое положение, ресурсы и население |
Особенности географического положения, населения, хозяйства, культуры. Природно - ресурсный потенциал |
§ 16
|
|
|||
18 |
Соединенные Штаты Америки. Хозяйство, внутренние различия П.р. № 7. Заполнение таблицы «Экономические районы США» |
Особенности географического положения, населения, хозяйства, культуры. |
§ 17 |
|
|||
19 |
Канада. Географическое положение, ресурсы и население |
Особенности географического положения, населения, хозяйства, культуры. Природно - ресурсный потенциал |
§ 18 |
|
|||
Тема 5 Латинская Америка (5 часов) |
|||||||
20 |
Географическое положение, ресурсы и население П.р. № 8.Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки». |
Особенности географического положения, населения, хозяйства, культуры. Природно - ресурсный потенциал |
§ 19 |
|
|||
21 |
Хозяйство и внутренние различия |
Особенности хозяйства, культуры. |
§ 20 |
|
|||
22 |
Федеративная Республика Бразилия. Географическое положение, ресурсы и население |
Особенности географического положения, населения, хозяйства, культуры. Природно - ресурсный потенциал |
§ 21 |
|
|||
23 |
Хозяйство Бразилии П.р. № 9. (обучающая). Разработка маршрута туристической поездки по странам Латинской Америки. |
Особенности географического положения, населения, хозяйства, культуры. |
§ 22 |
|
|||
24 |
Обобщение Контрольная работа №3 по теме «Америка» |
|
|
|
|||
Тема 6. Африка (4 часа) |
|
||||||
25 |
Географическое положение и природные ресурсы П.р. № 10.(обучающая) Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам школьного атласа (по выбору). |
Особенности географического положения, населения, хозяйства, культуры. Природно - ресурсный потенциал |
§ 23 |
|
|||
26 |
Население и хозяйство П.р.№11. (обучающая). Подбор рекламно- информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки. |
Особенности хозяйства, культуры. |
§ 24 |
|
|||
27 |
Южно-Африканская республика, Географическое положение, ресурсы и население |
Особенности географического положения, населения, хозяйства, культуры. Природно - ресурсный потенциал |
§ 25 |
|
|||
28 |
Республика Кения. Географическое положение, ресурсы и население. Обобщение по теме «Африка» |
Особенности географического положения, населения, хозяйства, культуры. Природно - ресурсный потенциал |
§ 26 |
|
|||
Тема 7. Австралия и Океания (2 часа) |
|||||||
29 |
Австралия. П.р. №12.Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии. |
Особенности географического положения, населения, хозяйства, культуры. Природно - ресурсный потенциал |
§ 27 |
|
|||
30 |
Океания. Контрольная работа №4 по теме «Региональный обзор мира» |
Особенности географического положения, населения, хозяйства, культуры. Природно - ресурсный потенциал |
§ 28 |
|
|||
Тема 7. Россия в современном мире (4 часа) |
|||||||
31 |
Экономико-географическая история России. П.р. №13.(обучающая). Анализ материалов, опубликованных в средствах массой информации, характеризующих место России в современном мире. |
Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.
|
§ 29 |
|
|||
32 |
Современная Россия |
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. |
§ 30 |
|
|||
33 |
Внешнеэкономические связи |
Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира. |
|
|
|||
34 |
Обобщение знаний за курс. |
|
|
|
|||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.