ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА
Нормативноправовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Закона «Об образовании» РФ (в действующей редакции);
Закона «Об образовании» РТ (в действующей редакции);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,
утвержденного приказом Минобразования России приказ №373 от 6 октября 2009 года;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый Минобразования РФ от
05.03.2004 приказ №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования»;
Образовательной программы МБОУ «Усадская СОШ» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан (Приказ №1 от 29 августа
2015г);
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательный процесс в образовательных учреждениях,
реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016 2017 учебный год;
СанПина 2.4. 2.2821 – 10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
(утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011,
регистрационный № 19993);
Устава МБОУ «Усадская СОШ» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного Постановлением исполнительного
комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан №5/1 от 27 апреля 2016 года;
Учебного плана МБОУ «Усадская СОШ» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан на 2016 – 2017 учебный год, введённого в
действие приказом № 78/2, от 31 августа 2016 года;
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.3е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. (стандарты второго поколения);
Годовой календарный учебный график МБОУ «Усадская СОШ» на 2016 – 2017 учебный год.
2 В содержании учебного предмета «Русский язык» раскрываются основные функции языка — быть средством общения, познания мира и воздействия на
него. Понятие «общение» становится предметом изучения и придает всему курсу коммуникативную направленность. Общение — это не просто передача
и восприятие информации. Это процесс взаимодействия двух (или более) партнеров (собеседников). В общении выделяются: определенные условия
общения, конкретная цель и результат коммуникации (материальный, духовный и др.).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Собеседникслушатель и собеседникчитатель должны уметь анализировать речь партнера, осмысливать ее, выделять главное. Собеседникам
необходимо взаимопонимание и получение общего, итогового результата общения. Осмысление ситуаций общения делает актуальным вопрос об отборе
языковых средств для лучшего взаимопонимания партнеров. Подобная коммуникативная направленность курса предполагает активное развитие всех
видов речевой деятельности: умения читать и писать, слушать и говорить.
Языковые понятия в новой системе не даются в готовом виде на иллюстративнообъяснительной основе. Их усвоение начинается с
коммуникативноречевых ситуаций, обеспечивающих главный переход от наблюдений за языковыми фактами к их систематизации, к обобщению с тем,
чтобы опять вернуть их в речь и осмыслить, как они работают в текстах различной стилистической направленности.
Текст в новой системе рассматривается как результат (продукт) речевой деятельности. Такой подход к тексту позволяет объединить изучение
грамматики и лексики с развитием речевых умений учащихся, стимулирует детей на создание собственных текстов.
Учебный предмет «Русский язык». Познавательная направленность курса обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента
познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему,
т. е. через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковой знак имеет план содержания — семантическая
сторона и план выражения — фонетическая и формальнограмматическая сторона).
Цели обучения
Программа направлена на достижение следующих целей:
формирование специальных умений и навыков по разделам программы;
развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства
языка;
освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых
явлений русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
3
воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и
чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи программы:
развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие
коммуникативноречевых умений и навыков;
пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое представляет учащимся широкие возможности для
выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 3 классе согласно Учебному плану школы рассчитана на 105 часов в год , 3 часа в неделю.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Диктант
«5» за работу, в которой нет ошибок.
«4» за работу, в которой допущено 12 ошибки.
«3» за работу, в которой допущено 35 ошибок.
«2» за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
:
Учёт ошибок в диктанте
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове
«лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка»).
:
Ошибкой считается
Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за
ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
4 :
Примечание
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. При оценивании работы учитель принимает во
внимание каллиграфический навык.
Грамматическое задание
«5» без ошибок.
«4» правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
Оценки Допустимое количество ошибок
1
«5»
«4»
«3»
«2»
II класс
2
Нет ошибок.
Один недочёт графического
характера.
1 2 ошибки
1 исправление
3 ошибки
1 исправление
3 ошибки
1 2 исправления
III класс
3
Нет ошибок.
1 ошибка
1 исправление
2 ошибки
1 исправление
3 ошибки
1 2 исправления
IV класс
4
Нет ошибок.
1 ошибка
1 исправление
2 ошибки
1 исправление
3 ошибки
1 2 исправления
Словарный диктант
Классы
Количество слов
Критерии
оценки
2й класс
810 слов
1й класс
68 слов
«4» 1 ошибка и 1 исправление.
«3» 2 ошибки и 1 исправление.
«2» 35 ошибок.
3й класс
1012 слов
4й класс
1215 слов
5 Сочинение и изложение
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и
правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку.
Изложение
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка "5" – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.
Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (12) фактические и речевые неточности.
Отметка "3" – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в
построении 23 предложений, беден словарь.
Отметка "2" – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена
последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
ние орфографических и пунктуационных норм:
Отметка за соблюде
Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
Отметка "4" – имеются 12 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
Отметка "3" – имеются 36 орфографические ошибки и 12 исправления.
Отметка "2" – имеются более 6 орфографических ошибок.
Сочинение
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка "5" – логически последовательно раскрыта тема.
Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (12) фактические и речевые неточности.
Отметка "3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 23
предложений, беден словарь.
Отметка "2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена
последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка за соблюде
ние орфографических и пунктуационных норм:
6 Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
Отметка "4" – имеются 12 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
Отметка "3" – имеются 36 орфографических ошибки и 12 исправления.
Отметка "2" – имеются более 6 орфографических ошибок.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО ПРЕДМЕТУ:
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.3е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. (стандарты второго
поколения)
«Перспектива»: Сборник рабочих программ.14 классыМ.: Просвещение,2011 год.
Русский язык. 3 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / В 2 ч../ Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина; Рос. акад. наук, Рос. акад.
образования, издво «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – (Академический школьный учебник) (Перспектива).
В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими
инфекционными заболеваниями, образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий,
«электронных дневников», социальных сетей и других форм.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Обучающийся научится:
* испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны,
древних и современных городах, известных людях;
* осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
* относиться с уважением к представителям других народов;
* уважительно относиться к иному мнению;
* понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
* соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
* развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
* конструктивно разрешать проблемные ситуации;
* оценивать свои успехи в освоении языка.
7 Обучающийся получит возможность:
* сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
* эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;
* сформировать и использовать свои коммуникативные и литературнотворческие способности;
* осваивать духовнонравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
* стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
* сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
* ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;
* понимать цели и задачи учебной деятельности;
* находить ответы на проблемные вопросы;
* пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»);
* самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
* пользоваться знаковосимволическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисуноксхема состава слова, рисуноксхема частей
речи);
* пользоваться справочной литературой (словарями);
* развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные
морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;
* развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.
Обучающийся получит возможность научиться:
* делать самостоятельные выводы;
* находить выход из проблемных ситуаций;
* определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
* выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями.
Предметные результаты
Развитие речи. Речевое общение
8 Обучающийся научится:
* понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;
* относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;
* анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;
* понимать речевые задачи общения: чтото сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить),
возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);
* выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;
* контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;
* правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в
соответствии с культурными нормами;
* различать диалогическую и монологическую речь;
* составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;
* составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;
* пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;
* писать изложения по составленному плану;
* составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.
* Обучающийся получит возможность научиться:
* совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;
* говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая
необходимые нормы орфоэпии;
* делать полный и краткий пересказ текста;
* устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;
* исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.);
* совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение;
уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;
* соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать
аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.
Главный помощник в общении — родной язык
9 Фонетика, графика, орфография
Обучающийся научится:
* проводить звукобуквенный анализ слов;
* определять ударение в словах;
* делить слова на слоги и на части для переноса;
* находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и
глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн; непроверяемые написания; разделительные мягкий и
твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих
орфограмм;
* верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих с учётом рода имен существительных;
* правильно писать «не» с глаголами;
* использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;
* писать под диктовку тексты (55—65 слов), включающие слова с изученными орфограммами.
Обучающийся получит возможность научиться:
* верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;
* формировать представление о единообразии написания слова, морфем;
* писать мягкий знак на конце глаголов неопределенной формы после буквы ч.
Лексика
Обучающийся научится:
* различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;
* сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);
* распознавать в тексте синонимы и антонимы;
* находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;
* сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;
* объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.
Обучающийся получит возможность научиться:
* понимать различие основной функции имён и личных местоимений;
* объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;
* различать мотивированные и немотивированные названия.
10 Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
* разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание;
* выделять в слове основу и окончание;
* составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;
* различать однокоренные слова и разные формы одного слова;
* объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс;
* образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами;
* правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания;
* понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.
Обучающийся получит возможность научиться:
* находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река — реченька, снег — снежок, бег — бежать);
* образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу.
Морфология
Обучающийся научится:
* определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по
вопросам;
* правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.
Имя существительное
Обучающийся научится:
* различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;
* определять число имён существительных;
* определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи;
* определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;
* изменять имена существительные по падежам.
Обучающийся получит возможность научиться:
* верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода;
* сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце;
* образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний;
11 * разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число,
падеж).
Местоимение
Обучающийся научится:
* сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;
* употреблять личные местоимения в речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
* устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.
Глагол
Обучающийся научится:
* распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
* определять времена глаголов;
* образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;
* определять число глаголов;
* верно писать частицу «не» с глаголами;
* писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.
Имя прилагательное
Обучающийся научится:
* находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
* определять связь имени прилагательного с именем существительным;
* верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм.
Обучающийся получит возможность научиться:
* делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного;
* объяснять роль имён прилагательных в речи;
* использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.
Синтаксис
Словосочетание
Обучающийся научится:
12 * объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения
законченной мысли;
* составлять словосочетания по заданным моделям;
* находить словосочетания в предложении.
Предложение
Обучающийся научится:
* определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;
* находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;
*находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);
* устанавливать связь между членами предложения по вопросам;
* находить в предложении однородные члены.
Обучающийся получит возможность научиться:
* верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.
Текст
Обучающийся научится:
* отличать текст от простого набора предложений;
* устанавливать связь между предложениями в тексте;
* определять тему и основную мысль текста;
* озаглавливать текст;
* выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;
* составлять план текста;
* распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).
Обучающийся получит возможность научиться:
* различать художественные и научные тексты;
* составлять тексты разных типов.
Обучающийся получит возможность научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников; детских теле и радиопередач, аудиозаписей);
соблюдения орфоэпических норм речи;
устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
13 Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся
в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с
просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в
тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в
тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове.
Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как
показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Письмо.
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности
правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
14 Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов
повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и
твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение
парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный
– безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение,
произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ
и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в
словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками,
каталогами.
Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова
по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном
значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм
одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с
однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении
суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на
вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение
существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических)
вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ий, ья,
ов, ин.
1 Изучается во всех разделах курса.
15 Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3го лица
единственного и множественного числа.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что
делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Изменение глаголов прошедшего
времени по родам и числам.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания:
повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление
связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации
перечисления в предложениях с однородными членами.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от
места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи – ши2, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
сочетания чк – чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
2 Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа “желток”, “железный”.
16 знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования учащихся. Специфика
начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два
предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным
литературным образованием.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе совокупностью понятий, правил, сведений, взаимодействующих между
собой, и имеет познавательнокоммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к
значению и функциям всех языковых единиц.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно c изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса.
Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
«Речевое общение. Повторяем – узнаем новое». Дает представление о смысловой стороне речи и словесной форме ее выражения. Знакомит с
культурой устной и письменной речи, общим представлением о тексте и его особенностях.
«Язык – главный помощник в общении». Основная цель данного раздела связана с освоением орфографических правил и формированием грамотного
письма. Понятие орфограмма, необходимость выбора буквы как ее признак. Наиболее частотные орфограммы как «главные опасности письма»:
орфограммы безударных гласных и парных по глухостизвонкости согласных. Запись с пропуском орфограмм («с окошками») как способ письма без
ошибок. Орфографический словарь, его назначение и порядок поиска слов. Знакомит со словом и его значением (синонимы, антонимы, омонимы,
многозначные слова), словосочетанием, предложением. Типами предложений по цели высказывания и по интонации, связь слов по смыслу и по форме.
Предложениями распространенными и нераспространенными.
« Состав слова». Словообразование. Наблюдения за строением слова на нагляднообразных моделях. Знакомство с составом слова: корень, приставка,
суффикс, окончание; выделение корня слова на основе подбора однокоренных слов (с помощью учителя), ознакомление со сложными словами – слова с
двумя корнями. Сопоставление значения и написания однокоренных слов. Наблюдение за единообразным написанием корней в родственных словах.
Образование новых слов с помощью приставок; суффиксов.
«Части речи». Внимание учеников переключается с конкретного лексического значения слова на его грамматическое значение. Знакомство с такими
грамматическими категориями, как имя существительное, имя прилагательное, глагол. Изменение имен существительных и прилагательных по числам,
родам, падежам; глаголов – по временам, числам. Разбор имени существительного, прилагательного, глагола как части речи.
«Повторение изученного за год»
17 УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ПРАКТИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
№
п.п.
1
2
3
4
5
Наименование разделов и тем
Мир общения. Повторяем – узнаем
новое
Язык – главный помощник в
общении
Состав слова
Части речи
Повторение
Итого
Количество
часов на раздел
7
20
10
61
7
105
Контрольные работы Проектные работы (по
новым ФГОС)
Лабораторные
1
2
1
2
1
7
1
1
2
18 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
19 №
1
Название
раздела,
тема урока
Кол
во
часов
1
Речевое
общение.
Собеседники.
Диалог.
Планируемые результаты УУД
Метапредметные
Предметные
Личностные
Раздел 1. Мир общения. Повторяем – узнаем новое
Р: освоение способов
речевого общения.
П:систематизация
знаний о языке как
средстве общения.
К:формирование
культуры общения
научатся
понимать
значение языка как
средства
основного
общения
людей,
помогающего выражать
мысли и чувства;
формировать
отношение к языку
как к великой
ценности
культурному
достоянию русского
народа.
2
Разница между
диалогом
и
спором.
1
Р: освоение способов
речевого общения.
П:систематизация
знаний о языке как
средстве общения.
К:формирование
культуры общения
Научатся
аргументировать свои
высказывания.
Определять
цель
общения людей между
собой.
Формирование
умения общаться как
умения
слушать,
говорить, читать и
писать
3
Культура устной
и письменной
речи.
1
анализировать
речевую
общения:
партнёра
20
модель
речь
Формирование умения
общаться как умения
слушать,
говорить,
читать и писать
Основные виды
деятельности
Дата проведения
План
Факт
01.09
05.09
Участвовать
в
учебном диалоге,
оценивать
процесс и результат
решения
коммуникативной
задачи. Включаться в
группу, связанную с
общением.
Анализировать
собственную
успешность участия
в диалоге.
время,
Характеризовать
особенности
ситуации
общения: цели,
задачи,
состав
участников,
место,
средства
коммуникации.
Обосновывать
целесообразност
ь
выбора
языковых
средств,
соответствующи
х
целии
условиям
общения
07.09
Анализировать
уместность
использования
средств ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
внесения
Дата
изменений,
дополнений
Содержание
Согласование с курирующим предмет
(подпись,
заместителем
директора
внесшего запись
расшифровка подписи, дата)
Подпись лица,
21 22 23
Рабочие программы УМК "Перспектива" 3 класс
Рабочие программы УМК "Перспектива" 3 класс
Рабочие программы УМК "Перспектива" 3 класс
Рабочие программы УМК "Перспектива" 3 класс
Рабочие программы УМК "Перспектива" 3 класс
Рабочие программы УМК "Перспектива" 3 класс
Рабочие программы УМК "Перспектива" 3 класс
Рабочие программы УМК "Перспектива" 3 класс
Рабочие программы УМК "Перспектива" 3 класс
Рабочие программы УМК "Перспектива" 3 класс
Рабочие программы УМК "Перспектива" 3 класс
Рабочие программы УМК "Перспектива" 3 класс
Рабочие программы УМК "Перспектива" 3 класс
Рабочие программы УМК "Перспектива" 3 класс
Рабочие программы УМК "Перспектива" 3 класс
Рабочие программы УМК "Перспектива" 3 класс
Рабочие программы УМК "Перспектива" 3 класс
Рабочие программы УМК "Перспектива" 3 класс
Рабочие программы УМК "Перспектива" 3 класс
Рабочие программы УМК "Перспектива" 3 класс
Рабочие программы УМК "Перспектива" 3 класс
Рабочие программы УМК "Перспектива" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.