Рабочие программы,доклады,поурочные разработки учителя русского языка и литературы Мирхайдаровой З.А
Оценка 4.6

Рабочие программы,доклады,поурочные разработки учителя русского языка и литературы Мирхайдаровой З.А

Оценка 4.6
Видео +3
docx
русская литература +1
9 кл
09.07.2018
Рабочие программы,доклады,поурочные разработки учителя русского языка и литературы Мирхайдаровой З.А
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе.docx

 

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

 Мирхайдарова З.А. ,учитель русского языка и литературы МОБУ Гимназия 
Тема: «Корень слова» (раздел Морфемика).

(Учебник «Русский язык. 5 класс» под. Ред. Т. А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Тип урока Объяснение нового материала
Краткое описание: 
Данный урок предполагает дать возможность учащимся систематизировать знания по теме "Морфемика", проверить прочность знаний учащихся, убедить в необходимости понимания изученного материала. Учащиеся на занятии имеют возможность проявить самостоятельность, закрепить приобретенные знания. 
Цель урока: 
Образовательная
– дать понятие о корне слова как о морфеме, повторить  лексического значения слов. формировать умение находить корень через подбор однокоренных слов и разбор лексического значения слов. 
Развивающая – развивать логику мышления, навыки самостоятельной и коллективной работы, устную речь. 

Воспитательная – формирование интереса к анализу слова, воспитание любви к родному краю.

Технология урока: игровые формы, диалоговый метод, создание проблемной ситуации, эвристическая подача материала, групповая,парная, индивидуальная  работа.

Оборудование урока: презентация, раздаточный материал, карточки.

Ход урока

1.      Вступительное слово учителя :

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Зульфия Алмасовна. Посмотрели друг на друга, улыбнулись,я рада, что у вас отличное настроение.  Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.  

Ребята, а вы любите шоколад? Наверное, нет среди нас таких, которые не любили бы это лакомство. Я хочу вам предложить сегодня отправиться  на кондитерскую фабрику. Какие кондитерские фабрики Башкортостана вы знаете? А что  производят в кондитерской фабрике, например, г.Уфы? Шоколадки, мармеладки, печенья, кексы,  торты, чак-чак, пастилу. А в Сибае? Вы хорошо знаете родной край. Что может быть общего между уроком русского языка и кондитерской фабрикой?  Только тема урока. Шоколадного вам настроения и в путь.

Ориентировочно – мотивационный этап

Выравнивание уровня знаний .Связь с ранее изученным материалом.

Слово учителя  Какой раздел языкознания вы изучаете?  На предыдущем уроке вы изучили  морфемику, основа слова.
• Что изучает наука  морфемика? 
Морфемика – наука, которая изучает морфемы. 
• Что называют морфемой? 
Морфема – это значимая часть слова. 
• Какие морфемы вы знаете? Я знаю морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание. Хорошо, молодцы!  Самооценка  У каждого на столе  лежат листочки самооценки.

Открываем   тетради, записываем число, классная работа.

Вот и главный вход в кондитерскую фабрику.  И поэтому  я  хочу вам предложить   текст  Н. Носова  « А, Б, В….(Мечты и фантазии)» Имейте в виду, что эта статья написана знаменитым детским писателем в 60-е годы прошлого века, Прочитайте текст. Какова его основная мысль? (совместить приятное сладкое и вкусное с полезным) Запишем  это предложение в тетрадях. 

Если бы меня вдруг сделали директором кондитерской фабрики, я  бы выпускал для детишек конфеты «Азбука». Существует же конфетки «Золотой ключик», «Мишки», «Забава», а будет еще  и «Азбука».  Не все ли равно, что на бумажке печатать? А тут на одном конфетном фантике – буква А и нарисован  автобус или арбуз, на другом – буква Б и рядом белочка нарисована. А польза-то какая! Учи азбуку! Совмещай приятное, сладкое и вкусное с полезным!  (По Н. Носову)

Задание   Выходят  к доске 3 человека, записывают выделенные слова и находят   окончание, основу.  Какие морфемы мы бы еще отметили? (суффикс, приставку и корень) Самая важная часть слова? Корень. Вы мне подсказали тему  урока. Значит тема нашего урока: Корень слова. Вы молодцы ! Запишите в тетрадях тему : Корень слова

Вы знакомы с этой морфемой?  ( да,  знакомы)

 Операционно-исполнительский этап

Вы поработали  на листочках, а теперь попробуем поставить цель нашего урока. Чем мы будем заниматься на уроке? ( узнаем поподробнее, что такое корень слова, будем находить корни, определим однокоренные слова). У нас есть цель . Продолжаем наше путешествие по цехам шоколадной фабрики.

( Цель урока: дать понятие о корне  слова, как о морфеме, повторить понятие лексического значения слов, формировать умение находить корень через подбор однокоренных слов и разбор лексического значения слов.) 
 Как вы думаете, почему корень называют самой главной частью слова?  

  На нашем пути 1 цех, где делают самые вкусные шоколадки. Караул! ! Потерялась одна морфема – какая? Работа в парах. Каждой паре создать свое слово с этими морфемами на тему шоколад (корень шоколад)

                                        

    

                                        К                                                      А

                           Н                                                     ЫЙ

                          НИЦ                                                 А



- Можно ли без корня понять значение слова? (нет) 
Задание: запишите в тетрадях слова и выделите главную значимую часть. Обменяйтесь тетрадями и оцените на листочках. 
Вывод (1 задание ): Корень – главная значимая часть слова. (слайд )   
  2. Нам открыт следующий цех, где сделанные конфетки и шоколад оборачивают в фантики.   (слайд ) 
Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить  следующее задание : 

 А)Белочка,белый,беличий,беловатый,бельчонок.

  Б)Левушка,львица,левый,налево,львиный

  В)Темушка,темный,Тема,потемнел,темень
 

- Что общего у всех слов? (Значение) 
- Как называются слова  каждого фантика? (Однокоренные) 
- В какой морфеме заключено общее лексическое значение? (В корне)  - А теперь присмотритесь внимательнее: все ли слова с этого фантика являются однокоренными? Некоторые слова слова являются омонимами.

Оцени себя: 1. белочка,беличий,бельчонок

                      2  левушка,львица,львиный        3. Тема,Темушка.

Вывод : в корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов. (слайд )

Физминутка  Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем. И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)

2.На нашем пути 3 цех, где делают торты  Работа в группах.
- Для того чтобы узнать  секрет, нужно выполнить задание. Каждая группа имеет разные слои торта, соединить их и сделать тортик из однокоренных слов. 
- Как найти корень в слове? (подобрать однокоренные слова) - В каком столбике записаны слова, помогающие найти корень? - Как они называются? Как назовем остальные слова? (формы одного и того же слова)  Какими частями речи могут быть однокоренные слова?

1 группа- сахар, сахарный, засахарить, сахарного, сахарок

2 группа –зефирный, зефирчик, зефирчика, зефиром, зефир

3 группа – ваниль, ванильный, ванилью, ванилин,ванилевый

4 группа – мед, медовый, меду, медовик, медок

5 группа – глазурь, глазурировать, глазурью, глазурование, глазурный

С нарисованными слоями листочки поднимаем и проверяем.
Вывод: Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова. (слайд) Закрепление. Посмотрите на свои листочки, которые были в начале урока , где у вас были « знаю» не знаю и узнать. Что мы узнали?  Корень это -  На это нам ответит  учебник. Откройте страницу номер 12, давайте прочитаем:

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Однокоренные слова могут быть одной частью речи и могут относиться к разным частям речи.  

 На нашем пути  последний  цех готовой продукции. Выполняют задание самостоятельно. 

Теория: Выбери верное утверждение: 
  1.Корень – это 
А) главная значимая часть слова; 
Б) часть речи; 
В) часть предложения. 
 2. В корне заключено 
А) значение одного слова; 
Б) значение предметности; 
В) общее лексическое значение однокоренных слов. 
  3. Чтобы найти корень, нужно 
А) изменить слово; 
Б) подобрать однокоренные слова; 
В) объяснить значение слова. 
   4. Однокоренные слова 
А) могут быть только одной частью речи; 
Б) могут быть только разных частей речи; 
В) могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи. 

 Проверь себя  1-а,2- в,3-б,4- в
 Самооценка.  (на отдельном листочке)

Сегодня на уроке:

-Я узнал…

-Было интересно…

-Особенно понравилось…

-Оказалось неожиданным…

-Вызвало затруднение…

– Было сложно…

Я ставлю себе за урок:

Отлично- я работал активно ,безошибочно, много отвечал устно, выполнял письменные  работы, все усвоил

Хорошо- - я работал активно , допускал незначительные ошибки, отвечал устно, выполнял письменные  работы, усвоил материал хорошо

Удовлетворительно- я принимал участие на уроке, эпизодически отвечал устно, выполнял письменные  работы,усвоил материал.

Без оценки- я недостаточно активно участвовал на уроке

Поднимаем руки те,кто получил пятерку,4 ,3.

 

Домашнее задание дифференцированное

Для закрепления изученного материала нам необходимо поработать дома. Вы можете выбрать один из трех вариантов домашнего задания

1 вариант-стр. 13. Упр. 395 (первый уровень сложности)

2 вариант –стр.14. упр. 396 (второй уровень сложности)

3 вариант – Написать сочинение на тему «Если я был бы директором шоколадной  фабрики?»

Вы были сегодня активны ,сообразительны и заслужили призы от шоколадной фабрики. Урок русского языка благодарит вас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист самооценки

 

 

знаю

не знаю

  узнал

оценка

1 задание.  Что такое корень?Какие слова называются однокоренными?

Могут ли однокоренные слова относиться к разным частям речи?

Нужно ли учитывать лексическое значение слова при определении однокоренных слов?

 

 

 

 

 

2 задание

 

 

 

 

3 задание

 

 

 

 

4 задание

 

 

 

 

5 задание

 

 

 

 

Выводы

 

 

 

 

Итог

 

 

 

 

 

Сегодня на уроке:

-Я узнал…

-Было интересно…

-Особенно понравилось…

-Оказалось неожиданным…

-Вызвало затруднение…

– Было сложно…

Я ставлю себе за урок:

Отлично-  работал активно ,безошибочно, много отвечал устно, выполнял письменные  работы, все усвоил

Хорошо  -  работал активно , допускал незначительные ошибки, отвечал устно, выполнял письменные  работы, усвоил материал хорошо

Удовлетворительно-  принимал участие на уроке, эпизодически отвечал устно, выполнял письменные  работы, усвоил материал.

Без оценки-   недостаточно активно участвовал на уроке

 

 

 

 

 

Тест: Выбери верное утверждение: 
  1.Корень – это 
А) главная значимая часть слова; 
Б) часть речи; 
В) часть предложения. 
 2. В корне заключено 
А) значение одного слова; 
Б) значение предметности; 
В) общее лексическое значение однокоренных слов. 
  3. Чтобы найти корень, нужно 
А) изменить слово; 
Б) подобрать однокоренные слова; 
В) объяснить значение слова. 
   4. Однокоренные слова 
А) могут быть только одной частью речи; 
Б) могут быть только разных частей речи; 
В) могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи. 

 

Тест: Выбери верное утверждение: 
  1.Корень – это 
А) главная значимая часть слова; 
Б) часть речи; 
В) часть предложения. 
 2. В корне заключено 
А) значение одного слова; 
Б) значение предметности; 
В) общее лексическое значение однокоренных слов. 
  3. Чтобы найти корень, нужно 
А) изменить слово; 
Б) подобрать однокоренные слова; 
В) объяснить значение слова. 
   4. Однокоренные слова 
А) могут быть только одной частью речи; 
Б) могут быть только разных частей речи; 
В) могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи. 

 

 

 

 

 

 Текст  Н. Носова  « А, Б, В….(Мечты и фантазии)» Имейте в виду, что эта статья написана знаменитым детским писателем в 60-е годы прошлого века, Прочитайте текст. Какова его основная мысль?   Как  вы думаете, почему эта статья так называется?

Если бы меня вдруг сделали директором кондитерской фабрики, я  бы выпускал для детишек конфеты «Азбука». Существует же конфетки «Золотой ключик», «Мишки», «Забава», а будет еще  и «Азбука».  Не все ли равно, что на бумажке печатать? А тут на одном конфетном фантике – буква А и нарисован  автобус или арбуз, на другом – буква Б и рядом белочка нарисована. А польза-то какая! Учи азбуку! Совмещай приятное, сладкое и вкусное с полезным! 

 

 

 

 

 Текст  Н. Носова  « А, Б, В….(Мечты и фантазии)» Имейте в виду, что эта статья написана знаменитым детским писателем в 60-е годы прошлого века, Прочитайте текст. Какова его основная мысль?  Как  вы думаете, почему эта статья так называется?

Если бы меня вдруг сделали директором кондитерской фабрики, я  бы выпускал для детишек конфеты «Азбука». Существует же конфетки «Золотой ключик», «Мишки», «Забава», а будет еще  и «Азбука».  Не все ли равно, что на бумажке печатать? А тут на одном конфетном фантике – буква А и нарисован  автобус или арбуз, на другом – буква Б и рядом белочка нарисована. А польза-то какая! Учи азбуку! Совмещай приятное, сладкое и вкусное с полезным!

 

 

 

 

 

1 группа- сахар, сахарный, засахарить, сахарного, сахарок

Прочитайте слова, на 1 кусочек торта запишите однокоренные слова на 2 кусочек - формы одного и того же слова ,определите части речи

2 группа – зефирный, зефирчик, зефирчика, зефиром, зефир

Прочитайте слова, на 1 кусочек торта запишите однокоренные слова на 2 кусочек - формы одного и того же слова ,определите части речи

 

3 группа – ваниль,ванильный, ванилевый, ванилью, ванилин,ванилина

Прочитайте слова, на 1 кусочек торта запишите однокоренные слова на 2 кусочек - формы одного и того же слова ,определите части речи

 

4 группа – мед, медовый, меду, медовик, медовика, медок

Прочитайте слова, на 1 кусочек торта запишите однокоренные слова на 2 кусочек - формы одного и того же слова ,определите части речи

 

 

5 группа – глазурь, глазурировать, глазурью, глазурование, глазурный

Прочитайте слова, на 1 кусочек торта запишите однокоренные слова на 2 кусочек - формы одного и того же слова ,определите части речи

 

 

 

Однокоренные слова и части речи

Как нарисовать кусочек торта карандашом поэтапно?

 

 

 Формы одного и того же слова

Как нарисовать кусочек торта карандашом поэтапно?

 

 

 

 

 

 

 

 

1.---стр. 13. Упр. 395 (первый уровень сложности)

 

2  --- стр.14. упр. 396 (второй уровень сложности)

 

3. Написать сочинение на тему «Если я был бы директором шоколадной  фабрики?»

1 .стр. 13. Упр. 395 (первый уровень сложности)

 

2 .стр.14. упр. 396 (второй уровень сложности)

 

3. Написать сочинение на тему «Если я был бы директором шоколадной  фабрики?» 1 .стр. 13. Упр. 395 (первый уровень сложности)

1. стр. 13. Упр. 395 (первый уровень сложности)

 

2 .стр.14. упр. 396 (второй уровень сложности)

 

3. Написать сочинение на тему «Если я был бы директором шоколадной  фабрики?»

 


 

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

Слово учителя Какой раздел языкознания вы изучаете?

Слово учителя Какой раздел языкознания вы изучаете?

К

К

Как они называются? Как назовем остальные слова? (формы одного и того же слова)

Как они называются? Как назовем остальные слова? (формы одного и того же слова)

Я ставлю себе за урок: Отлично - я работал активно ,безошибочно, много отвечал устно, выполнял письменные работы, все усвоил

Я ставлю себе за урок: Отлично - я работал активно ,безошибочно, много отвечал устно, выполнял письменные работы, все усвоил

Лист самооценки знаю не знаю узнал оценка 1 задание

Лист самооценки знаю не знаю узнал оценка 1 задание

Тест: Выбери верное утверждение: 1

Тест: Выбери верное утверждение: 1

Текст Н. Носова « А, Б, В…

Текст Н. Носова « А, Б, В…

Прочитайте слова, на 1 кусочек торта запишите однокоренные слова на 2 кусочек - формы одного и того же слова ,определите части речи 2 группа –…

Прочитайте слова, на 1 кусочек торта запишите однокоренные слова на 2 кусочек - формы одного и того же слова ,определите части речи 2 группа –…

Однокоренные слова и части речи

Однокоренные слова и части речи

Упр. 395 (первый уровень сложности) 2 --- стр

Упр. 395 (первый уровень сложности) 2 --- стр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2018