Рабочий лист к уроку "Лингвистический анализ текста В.Пескова"
Оценка 4.8

Рабочий лист к уроку "Лингвистический анализ текста В.Пескова"

Оценка 4.8
docx
15.02.2023
Рабочий лист к уроку "Лингвистический анализ текста В.Пескова"
рабочий лист.docx

Рабочий лист

ФИ учащегося_______________________________________

1.   2.   3.

4.   5.   6.

А) Собор Василия Блаженного -                            Г) Храм Покрова на Нерли -

Б) Московский Кремль -                                         Д) Зимний дворец -

В) Красная площадь -                                             Е) Исаакиевский собор -

Овал: РОССИЯ
 


                                                                                                                                                         

 

 

 

Грамматическая разминка. Верно/неверно

1)                                                                    4)

2)                                                                    5)

3)                                                                    6)

«Превращения». Замените словосочетания построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот.

-Любить Родину

-Признание мира

-День весны

-Совет отца

-Кирпич в стене

Синтаксическая минутка. Укажите грамматические основы предложения. Определите тип предложения.

Сегодня, снимая шапку, перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастеров, сотворивших чудо.                                                        Б.Песков.

Тема урока: «Лингвистический анализ текста Б.Пескова. “Святые места ”»

1 группа «Белая шляпа». Создание словесного образа героя.

-Что вы можете сказать о главном герое? -Чем он необычен?

-Почему автор не дает ему имени?

-Назовите вопросы, на которые пытается ответить герой рассказа. О чем он размышляет?

Вывод.-Какие проблемы поднимает автор в тексте? ( Долг каждого гражданина-заботиться о своем наследии, беречь и сохранять его.

 

2 группа «Черная шляпа». Взаимодействие главного героя с людьми.

-О каком удивительном факте он вспоминает?

-Как складываются отношения с начальством?

-Что думает о современном поколении?

-Как вы понимаете смысл предложения: «Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли.» Вывод  Нужно помнить о том, что у нас есть и ценить это.

 

3 группа «Желтая шляпа». Анализ «словесной ткани» текста , языковых средств.

-Какие предложения несут основную смысловую нагрузку

- Прочтите предложения, в которых говорится о духовном преображении героя. Как он поверил в людей? ( «В 20 лет приехал с первой получки в Москву, ходил по площади, ….Запомнились камни на узкой лестнице..Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного?»

Совершая дела великие, мы должны помнить, откуда пошли и как начинали..»). Вывод.

 

 

4 группа «Красная шляпа». Подберите синонимы к слову «святой». Объясните их смысловую связь.

В 5, 8, 13 предложениях  найдите однородные члены предложения. Какие действия героя они иллюстрируют?

-Какова роль односоставных предложений(4,5, 7, 8,9в монологе героя? (Сосредоточить внимание на внутреннем мире героя). Приведите примеры из текста.

- Найдите риторические вопросы в тексте и подумайте, какую роль они играют в раскрытии внутреннего мира героя? 1,14,23

Риторические вопросы привлекают  к обсуждаемой теме, выделяют мысль, которая интересует говорящего .Помогают понять, что герой находится в поиске жизненных истин, в поиске себя, ведет внутренний монолог с собой.

5.«Красная шляпа». Анализ художественной манеры письма В. Пескова

- -Как вы понимаете смысл финала текста? Назовите ключевые слова, повторяющиеся в начале и конце текста. Каким новым смыслом они наполнены в конце текста? (-Как вы понимаете смысл названия текста? Москва, Отечество собор, чудо…Святые места для граждан.

какова композиция текста? Кольцевая композиция. Автор говорит о том, что ему очень важно.

 «Святые места» - (Песков)
1.Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове — Родина?
2.Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. 3.Рано утром с поезда я пошел на Красную площадь. 4.Слушал, как бьют часы. 5.Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. 6.Мимо торопливо шли люди. 7.Было удивительно .8.Как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах? 9.В те времена в Кремль не пускали. 10.Я дождался, пока открылась дверь у решетки Василия Блаженного. 11.Запомнились камни на узкой лестнице — «сколько людей прошло»!
12.Потом я много раз бывал у Кремля. 13.Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия.
14.Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного? 15.Скажу сейчас об удивительном факте.16. Я бы сам не поверил, если бы не услышал от человека, всеми глубоко уважаемого.17. Вот что рассказал Петр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор памятников нашей старины: «Перед войной вызывают меня в одну высокую инстанцию: «Будем сносить собор, просторнее надо сделать Красную площадь. Вам поручаем сделать обмеры...» 18.У меня тогда комок в горле застрял.
19.Не мог говорить, не мог сразу поверить... 20.В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие. 21.Не сломали...»
22.Но ведь могли и сломать, чтобы свободнее было на площади автомобилям. 23.А что показало время? 24.По Красной площади сегодня тем же автомобилям вовсе запрещено ездить по причине святости этого места и ввиду большого числа желающих пройти эту площадь простыми шагами.
25.Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо. 26.Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. 27.Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.
28.Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. 29.Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. 30.Любить Отечество невозможно заставить декретом.31. Любовь надо воспитать.
(367 слов) (По В. М. Пескову)

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) вырастает, выстилавшие, сравнивал

2) возникновение, простейший, оформлять

3) обжигаться, пригоревшая, разминаться, (в спортивном зале)

4) зарница, блистать, почитатель (таланта)

5) сбережения, огорчение, покосившийся (дом)

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) собачий (лай), пессимистический, образность

2) возрождение, смягчить (тон), драматургический

3) утопический, виноватый, разрядить (обстановку)

4) экстремальный, авантюрист, возразить

5) осветить (дорогу), запломбировать, старинный


 

Синтаксическая минутка. Укажите грамматические основы предложения

Синтаксическая минутка. Укажите грамматические основы предложения

Красная шляпа». Подберите синонимы к слову «святой»

Красная шляпа». Подберите синонимы к слову «святой»

Перед войной вызывают меня в одну высокую инстанцию: «Будем сносить собор, просторнее надо сделать

Перед войной вызывают меня в одну высокую инстанцию: «Будем сносить собор, просторнее надо сделать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2023