Рабочий проект Компетентностно ориентированные задания по истории
Оценка 4.6

Рабочий проект Компетентностно ориентированные задания по истории

Оценка 4.6
Исследовательские работы +2
doc
история
10 кл—11 кл
13.02.2017
Рабочий проект Компетентностно ориентированные задания по истории
Данный материал содержит основные идеи педагогической технологии, направленной на компетентностное обучение, ориентированное на развитие личности через создание условий для формирования способностей самооценки, самопознания и самоконтроля. Раскрыты основные проблемы и перспективы изменения традиционного урока и его дидактические основы, а также структура компетентностно-ориентированных заданий.практический материал по составлению компетентностно-ориентированных заданий
Компетентностно-ориентированные задания по истории.doc
на участие в педагогических чтения памяти Дайкенова ЗАЯВКА Смакова Данагуль Рауияновна Г.Экибастуз ГУ «Средняя общеобразовательная школа №35» Учитель истории Категории   первая Адрес:  Строительная 84, СОШ №35, тел.: 8 (7187) 77 98 57, 8 (7187) 34 61 24, e­mail:  s_dana@mail.ru Рецензия на мастер­класс учителя истории Смаковой Д.Р. по теме «Компетентностный подход в преподавании истории» Предложенная тема доклада соответствует современным тербованиям образования,  которые основываются на позициях компетентностного подхода и реализуют возможность  эффективно мобилизовать внутренние и внешние ресурсы при преподавании истории, в  целях удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей. Работа направлена на внедрение в учебный процесс в преподавании истории  компетентностно­ориентированных заданий по следующим ключевым компетенциям:  готовность к разрешению проблем (самоменеджмент), готовность к использованию  информационных ресурсов, коммуникативная компетентность. Учителем разработаны компетентностно­ориентированные задания по теме  «Национально­освободительное движение 1916 г.», которые составлены в соответствии с  дидактическими требованиями. Ценностью их является новизназаданий. Предложенная педагогом работа  дает полное представление о преподавании  истории с позиции компетентностно­ориентированного подхода. Спецификой данной работы является деятельностное содержание, реализуемое при  использовании новых технологий образования. Методический Совет школы Председатель Методического совета школы Броновицкая И.Н. КОМПЕТЕНТНОСТНО­ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ средняя общеобразовательная школа №3,  г.Экибастуз  Д.Р.Смакова,  I этап Основные идеи педагогической технологии Компетентностное обучение ориентировано на развитии личности, культуры  мышления, аналитической рефлексии, самостоятельности и ответственности за принятие  решений. Все это должно быть в единстве с духовными и моральными ценностями  личности. Школа   должна   создать   условия   для   формирования   способностей   самооценки, самопознания   и   самоконтроля,   раскрыть   потенциал   самореализации.   Школа   должна внедрять   такие   образовательные   технологии,   которые   будут   способствовать   развитию ключевых   компетентностей   учащихся:   самообразовательной, информационной, коммуникативной и др.   познавательной, Характеристика творческой лаборатории Развитие таких компетентностей предполагает выполнение учащимися на уроках определенных действий. Таких как: – умение решать проблемы, использовать собственный опыт; – заниматься самообразованием; – работать с различными базами данных, документацией; – добывать информацию; – иметь собственное мнение; – понимать позицию других людей; – оценивать поступки, вредные привычки; – сотрудничать с одноклассниками и взрослыми; – принимать решения; – уметь прийти к общему мнению; – работать в группах; – уметь организовать свою работу; – устоять перед трудностями и т.д. Деятельность учителя при этом должна быть направлена на: – использование в работе интерактивных технологий; – проведение нестандартных уроков; – организацию исследовательской работы; – стимулирование самообразовательной деятельности учеников; – отслеживание динамики развития учащихся; – пропаганду достижений науки и культуры; –   подбор   заданий,   которые   требуют   использования   дополнительных   источников информации; –   обучение   приемам   составления   плана,   написанию   конспектов,   оставления   схем   и заполнения таблиц; – подготовку заданий творческого характера; – стимулирование высказывания собственных мыслей; – разработку заданий разного уровня; – создание проблемных ситуаций; – внедрение методов самооценки и взаимопроверки; – организацию работы в парах и группах переменного состава и др. Каждая   составляющая   компетентностно­ориентированного   задания   подчиняется определенным  требованиям,   обусловленным  тем,  что  компетентностно­ориентированное задание  организует  деятельность  учащегося,  а  не  воспроизведение  им  информации   или отдельных действий. Проблемы и перспективы Задача учителя – изменение организации традиционного урока, включение  специально организованной деятельности учащихся в образовательный процесс на основе  использования компетентностно­ориентированных заданий.  Дидактическая основа урока  должна способствовать не столько формированию  нового знания, сколько формированию мировоззрения, становлению надпредметных  компетенций.  Наиболее значимые из них: готовность к разрешению проблем (самоменеджмент), т.е. анализировать  нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей,  планировать результат своей деятельности, позволяющие принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими ействиями его воплощение в жизнь; готовность к использованию информационных ресурсов, то есть способность  делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и  осуществления своей деятельности, ­ позволяет человеку принимать осознанные решения  на основе критически осмысленной информации. Коммуникативная компетентность, то есть готовность получать в диалоге  необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения в диалоге и в  публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного  отношения к ценностям других людей, ­ позволяет использовать ресурс коммуникации для  решения задач. Структура компетентностно­ориентированного задания Компетентностно­ориентированное задание состоит из (приложение №1):  стимула,  задачной формулировки,  источника информации,  бланка для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный  ответ),  инструмента проверки:  аналитическая шкала, перечень вероятных вариантов  ответов; ключ­ эталон результата выполнения учащимися задания закрытого  типа;  бланк наблюдения – способ детализации критериев оценки процесса  деятельности учащихся по выполнению задания; критерии оценки работы в  группе. II этап Проект занятия На уроках истории наиболее удобны КОЗ на этапе получения новой информации, так как  они позволяют учителю изменить традиционную форму урока, в которой главное место отводится учителю и информации из его уст. Данные задания ориентированы на получение   информации   самими   учениками   из   исторических   документов,   что   позволяет отойти от готового материала учебника. Компетентностные задания  в отличие от карточек и тестов используются не для того, чтобы поставить оценку, а для того, чтобы учащийся вник   и   понял   материал,   смог   его   пронести   через   себя,   осознать   и   только   после   этого выполнить задание. Учащиеся получают  знания самостоятельно. На открытом уроке мной было   использовано   КОЗ   по   теме  «Национально­освободительное   движение   в Казахстане в 1916 году». (Приложение 2) Структура: ­ стимул; ­ задачная формулировка; ­  источник информации; ­ бланк ответа не предполагается в задании; ­ Инструмент проверки  ­ ключ ­ инструмент оценивания ­аналитическая шкала Основные приемы и методы ­ групповая или индивидуальная работа; ­ постановка проблемных вопросов и перевод их в проблемные ситуации; ­ раскрытие практической значимости темы. Результативность использования технологии ­ использование компетентностно­ориентированных заданий позволяет активизировать  самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы,  изменить позицию и характер деятельности учителя, изменить характер взаимоотношений  между учителем и учеником; ­ данная технология позволит выпускнику успешно реализовать себя в условиях  современной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений; ­ система образования достигает формирования ключевых компетентностей, являющихся  приоритетной задачей, определенной требованиями стандарта нового поколения и  Концепцией модернизации современного образования. III этап Имитационная игра со слушателями  Перед вами отрывок исторического документа. Предлагаю объединиться в группы и  разработать КОЗ (Приложение 3). ­ Моделирование ­ Обсуждение. Слушатели представляют на обсуждение полученное компетентностное  задание. IV этап Рефлексия:  ­ замечания и предложения ­ показ интегрированного занятия (лекционно­практическое) Приложение №1 Компетентностно­ориентированное задание ( теория) Компетентности:  познавательной, самообразовательной,  информационной  (извлечение, систематизирование; структурирование), коммуникативной. Для   формирования   компетентностей   на   уроке   учащиеся   могут   выполнять следующие действия: – умение решать проблемы, использовать собственный опыт; – заниматься самообразованием; – работать с различными базами данных, документацией; – добывать информацию; – иметь собственное мнение; – понимать позицию других людей; – оценивать поступки, вредные привычки; – сотрудничать с одноклассниками и взрослыми; – принимать решения; – уметь прийти к общему мнению; – работать в группах; – уметь организовать свою работу; – устоять перед трудностями и т.д. Компетентностно­ориентированное задание состоит из: 1. 2. 3. 4. 5. стимула, задачной формулировки, источника информации, бланка   для   выполнения   задания   (если   оно   подразумевает структурированный ответ), инструмента   проверки:     аналитическая   шкала,   перечень   вероятных вариантов   ответов;   ключ­   эталон   результата   выполнения   учащимися   задания закрытого   типа;     бланк   наблюдения   –   способ   детализации   критериев   оценки процесса деятельности учащихся по выполнению задания; критерии оценки работы в группе.    КОЗ 1.  Задание. 1. Изучите царский указ о мобилизации. Определите повод к началу восстания 1916 года. По &1 и  источнику №3 выявите причины восстания. 2. Охарактеризуйте центры национально­освободительного движения, укажите их на карте и заполните  таблицу. Источники информации: 3. Сделайте вывод: почему это движение можно охарактеризовать как национально­освободительное? 1. Карта Республики Казахстан. 2. Хрестоматия по новейшей истории Казахстана, документы №№1­4, стр.3­10. 3. Учебник истории Казахстана, стр. 11­13 Модельный ответ:  1. Поводом к восстанию послужил царский указ от 25 июня 1916 года о мобилизации «инородческого»  населения Астраханской губернии, Сибири и Средней Азии в возрасте от 19 до 43 лет для работ по  устройству оборонительных сооружений в районе действующей армии. Причины восстания: ­ национальное и социальное угнетение, колониальная политика царизма; ­ изъятие земель  2. Центры национально­освободительного движения: Центры движения Семиреченский  центр Тургайский центр Руководители  восстания Б.Ашекеев,  Т.Бокин,  Ж.Мамбетов,  У.Саурыков и др. Избрали ханом –  А.Жанбосынова,  сардарбек ­  А.Иманов Основные события Последствия Август 1916 г. – осада  более 5 тыс. повстанцев  повстанцами  Каркаринской ярмарки Конец октября 1916 г. –  осада повстанцами  г.Тургая, битва при Догал  Урпеке. В Туркестане расстреляны 347  человек, 168 чел. выселены, более  238  тыс. населения восставших  аулов откочевали в Китай Наказаны около 3000 человек. 3. По своему характеру это было национально­освободительное движение, так как главной движущей  силой стали народные массы, независимо от социального происхождения. Ими двигала идея  национальной независимости, ставшая общенародной, объединившая воедино различные слои  населения. Инструмент оценивания: Задания Критерии оценивания баллы Общее количество  баллов 1. Определение причин и  повода к восстанию 2. Характеристика  центров национально  освободительного  движения 3. Вывод Указаны: ­ причины ­ повод Охарактеризованы: ­ Тургайский центр ­ Семиреченский центр ­ указаны на карте Вывод сделан: ­ самостоятельно ­ с помощью учителя 1 1 1 1 1 2 1 Аналитическая шкала: 2 3 3 Источники информации: Модельный ответ:  1. Хрестоматия по новейшей истории Казахстана, документы №№ 3­4, стр.3­10. 2. Учебник истории Казахстана, стр. 9­10 8­7 баллов – оценка «5» 6­5 балла – оценка «4» 4­3 балла – оценка «3» КОЗ 2. Задание. 1. Изучите политическую позицию казахских демократов и определите противоречия и разногласия,  вызванные царским указом в казахской степи. 2. Проанализируйте и дайте оценку позиции казахских демократов. 3. Аргументируйте свой ответ выводом сути главного противоречия этого исторического события. 1. По поводу мобилизации возникли две противоречивые позиции: не желающая дать рабочих Казахская либерально­демократическая  интеллигенция А.Байтурсынов: «Казахи должны быть на фронте,  наравне с другими нациями, с оружием в руках  защищать страну, а привлечение к «черной» работе  считаем унизительным». согласная выполнить приказ Часть баев, колониальная местная администрация –  волостные управители, аульные старшины 2. Анализ и оценка позиции казахских демократов: Анализ Во главе казахской либерально­демократической  интеллигенции стояли А.Бокейханов, А  Байтурсынов, М.Дулатов.  К национально освободительному движению  примкнули и лидеры революционно­ демократической интеллигенции: Т.Рыскулов,  Т.Бокин, А.Майкотов, С.Сейфулин, С.Мендешев,  Б.Алманов, А.Джангильдин и др. оценка Лидеры казахской либерально­демократической  интеллигенции придерживались тактики разумного  компромисса с колониальной империей, выдвигая на первый план идею сохранения народа, его  этнической целостности. Представители интеллигенции стремились оградить  народ от ненужного кровопролития, которая была  возможна в случае неподчинения  царскому указу,  призывая народ согласиться на мобилизацию,  опираясь на правовую сторону указа. М.Дулатов: «Согласившись идти, жигиты  пострадают меньше и не погибнут; сопротивление  же повлечет огромные жертвы, кровопролитие». Последовавшая кровавая расправа подтвердила  обоснованность многих их опасений. 3. Вывод: Суть главного противоречия исторического события заключается в в разногласиях мнений  политических лидеров , отсутствия единства различных политических сил в разрешении социальных  конфликтов. Инструмент оценивания: Задания Критерии оценивания баллы 1. Определение позиции и  противоречий Указаны: ­ позиции и противоречия ­ лидеры выдвигаемых позиций 2. Анализ и оценка  1 1 Общее количество  баллов 2 позиции казахских  демократов ­анализ ­оценка 3. Вывод Вывод сделан: ­ самостоятельно ­ с помощью учителя 1 1 2 1 2 3 Аналитическая шкала: 7­6 баллов – оценка «5» 5­4 балла – оценка «4» 3 балла – оценка «3» КОЗ №3. Задание. 1. Изучите итоги движения, причины поражения и историческое значение национально­ освободительного движения 1916 г. 2. Найдите в тексте вывод  и определите особенности восстания. Приведите в пример высказывание  лидеров казахской интеллигенции. 3. Выскажите свои мнения, обсудите позиции своих одноклассников о значении восстания и привлеките их для публичного выступления на следующем уроке. Источники информации: Учебник истории Казахстана, стр. 14­15 Модельный ответ:  а) Итоги движения: 1. ­ восстание приобретало антирусский характер в регионах активной колонизации: подверглись  нападению 94 переселенческих села, погибли и ранены более 2500 человек – русских и украинцев; ­ национально­освободительное движение было жестоко подавлено царскими карательными отрядами, с  осуществлением стратегии выжженной земли; ­ в 1916 г. численность коренного населения сократилась на полмиллиона человек. б) Причины поражения: ­ стихийность, недостаточная организованность, отсутствие связи между регионами; ­ плохое вооружение; ­ противоречия между коренным населением и переселенцами; ­ отсутствие единства в рядах национальной демократической интеллигенции, предательство феодально­ байскими  элементами, ханами  интересов восставших. в) Историческое значение: ­ национально­освободительное движение казахского народа 1916 г. пробудило национальное сознание  народа, обогатило опыт борьбы против колониализма, на политическую арену вышли борцы­демократы  из числа национальной интеллигенции. 2. Вывод: Движение 1916 г. осталось в истории казахского народа как один из этапов в его борьбе за  политическую независимость и национальную государственность, которые в полной мере были  достигнуты в конце ХХ века. А.Бокейханов: «Казахи и киргизы потеряли много людей убитыми, пострадало их хозяйство, но зато  они проявили свои качества. Кто не борется, не рвется к победе – никогда не достигнет свободы, не  освободится от оков рабства, не сможет распоряжаться ни своим имуществом, ни своей собственной  головой». Инструмент оценивания: задания Критерии оценивания баллы 1. Характеристика итогов  восстания 2. Вывод Указаны: ­ итоги ­ причины поражения ­ историческое значение Вывод сделан: ­ самостоятельно ­ с помощью учителя 1 1 1 2 1 Общее количество  баллов 3 3 3. Обсуждение Самостоятельно С помощью учителя Не выполнено 1 1 0 2 Аналитическая шкала: 8­7 баллов – оценка «5» 6­5 балла – оценка «4» 4­3 балла – оценка «3» Приложение №3 Среднеазиатское восстание 1916         Выступление угнетённых народов Средней Азии и Казахстана в период 1­й мировой  войны 1914—18 против колониальной политики царского правительства России. Было  подготовлено всем ходом социально­экономического и политического развития края.  Война привела к усилению национального и колониального гнёта (рост налогов, податей,  введение военных реквизиций и различных сборов на нужды фронта). Поводом к восстанию послужил царский указ, объявленный 25 июня 1916, о принудительном привлечении на  тыловые работы в прифронтовых районах мужского «инородческого» населения, согласно  которому призывались из Туркестанского края 250 тыс. чел., из Степного края 230 тыс.  чел. Местные власти переложили основную тяжесть новой повинности на городскую и  сельскую бедноту.          Восстание началось 4 июля 1916 с выступлений в Ходженте (ныне г. Ленинабад  Таджикской ССР). Вскоре оно охватило Самаркандскую, Сырдарьинскую, Ферганскую,  Закаспийскую, Акмолинскую, Семипалатинскую, Семиреченскую, Тургайскую, Уральскую  области с более чем 10­миллионным многонациональным населением. 17 июля 1916  Туркестанский военный округ был объявлен на военном положении. Восстание  развёртывалось стихийно, неорганизованно. Народное движение принимало различные  формы: от массовых возмущений, ухода рабочих с предприятий, батраков — из байских и  кулацких хозяйств, откочёвок в глубь степей, в горы, бегства за границу, уничтожения  списков призывников, нападений на царских администраторов до открытых массовых  вооруженных восстаний. Наибольший размах восстание получило в казахской степи,  особенно в Тургайской области. Его вождями стали национальные герои казахского народа Амангельды Иманов и А. Джангильдин. По официальным данным, в июле в Самаркандской  области произошло 25 выступлений, в Сырдарьинской — 20 и в Фергане — 86. Во 2­й  половине ноября 1916 численность повстанцев достигла 50 тыс.          Восстание было направлено против царских властей, империалистической войны, а  также против местной административной верхушки, помогавшей русским чиновникам в их  грабежах и насилиях. Начавшись как антиколониальное, антивоенное, восстание  постепенно перерастало в антифеодальное. Лишь в некоторых незначительных по масштабу районах феодально­клерикальным элементам удалось спровоцировать реакционные  выступления националистического характера. Основными движущими силами восстания  были дехкане и скотоводы, а также трудящиеся массы города — рабочие и ремесленники.  Повстанцы применяли партизанские методы борьбы. В Ташкенте вожаками движения  выступили рабочие Ю. Ибрагимов, Р. Икрамов и др. Буржуазные националисты — джадиды и алаш­ордынцы — призывали к поддержке  царизма и помогали проведению мобилизации. Вследствие упорного сопротивления  народных масс царскому правительству удалось к 1 марта 1917 отправить из Туркестана на тыловые работы лишь 123 тыс. чел. Восстание было жестоко подавлено царскими  войсками. Однако в Закаспийской области оно продолжалось до конца января 1917. Как  часть общедемократического движения в стране было одним из ярких проявлений  назревавшего в годы 1­й мировой войны революционного кризиса, одним из предвестников  буржуазно­демократической революции в России.           Лит.: Восстание 1916 г. в Средней Азии и Казахстане. Сб. документов, М., 1960:  Турсунов Х. Т., Восстание 1916 г. в Средней Азии и Казахстане, Таш., 1962; Усенбаев К.,  Восстание 1916 года в Киргизии, Фр., 1967; Амангельды Иманов, Статьи, документы,  материалы, [А.­А., 1974].   Х. Т. Турсунов.

Рабочий проект Компетентностно ориентированные задания по истории

Рабочий проект Компетентностно ориентированные задания по истории

Рабочий проект Компетентностно ориентированные задания по истории

Рабочий проект Компетентностно ориентированные задания по истории

Рабочий проект Компетентностно ориентированные задания по истории

Рабочий проект Компетентностно ориентированные задания по истории

Рабочий проект Компетентностно ориентированные задания по истории

Рабочий проект Компетентностно ориентированные задания по истории

Рабочий проект Компетентностно ориентированные задания по истории

Рабочий проект Компетентностно ориентированные задания по истории

Рабочий проект Компетентностно ориентированные задания по истории

Рабочий проект Компетентностно ориентированные задания по истории

Рабочий проект Компетентностно ориентированные задания по истории

Рабочий проект Компетентностно ориентированные задания по истории

Рабочий проект Компетентностно ориентированные задания по истории

Рабочий проект Компетентностно ориентированные задания по истории

Рабочий проект Компетентностно ориентированные задания по истории

Рабочий проект Компетентностно ориентированные задания по истории

Рабочий проект Компетентностно ориентированные задания по истории

Рабочий проект Компетентностно ориентированные задания по истории

Рабочий проект Компетентностно ориентированные задания по истории

Рабочий проект Компетентностно ориентированные задания по истории

Рабочий проект Компетентностно ориентированные задания по истории

Рабочий проект Компетентностно ориентированные задания по истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017