Работа классного руководителя по профилактике девиантного поведения обучающихся начальной школы
Оценка 4.6

Работа классного руководителя по профилактике девиантного поведения обучающихся начальной школы

Оценка 4.6
Семинары
docx
воспитательная работа
10.05.2021
Работа классного руководителя по профилактике девиантного поведения обучающихся начальной школы
форсайт центр классных руководителей 22 04 2021.docx

Работа классного руководителя по профилактике девиантного поведения обучающихся начальной школы

 

Необходимо предъявлять к ребенку твердые,

непререкаемые требования общества,

вооружать нормами поведения,

чтобы он знал, что можно и чего нельзя,

что похвально и что наказуемо.

                                                                         А.С. Макаренко

Осложнение социально-экономических условий населения, воздействие средств массовой информации, распространяющих идеи и ценности, противоречащие установкам на формирование нравственно-экологического общества, обуславливает возрастание межличностных конфликтов.

Основная задача школы – дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности. Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

Младшие школьники – обучающиеся I-IV классов в возрасте от 6 до 10 лет. С этим периодом обучения связаны важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей младшего школьного возраста. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития и формирования ребенка. Он становится активным участником образовательного процесса и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определённый социальный статус. Меняются интересы, ценности ребёнка, весь уклад его жизни. Именно в младшем школьном возрасте закладываются те основы, формируются личностные черты и качества, начинают складываться определенные установки, которые в дальнейшем определяют поведение ребенка в подростковом и юношеском возрасте. Поэтому роль учителей начальных классов в формировании поведенческих основ у школьников весьма велика и значима.

Возникает вопрос: «Как создать наиболее эффективную психолого-педагогическую среду, в которой ученик приобретает навык саморегуляции, самоуправления мотивами деятельности, поступков, отношений?» Но данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала и социальной. Одной из важнейших причин отклонений в психосоциальном развитии ребенка, на мой взгляд, являются неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию девиантного поведения учащихся. К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.

На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы. Ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести довольно сомнительный опыт асоциального поведения, что калечит душу, психологически ломает его. Именно в семье ребенок учится слушать, слышать, понимать и распознавать, что такое хорошо и что такое плохо, приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями.

Главная задача всех участников воспитательного процесса – вовремя увидеть появление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации.

Вопрос о выборе методов и конкретных приемов психолого-педагогического воздействия является одним из центральных вопросов, связанных с проведением работы по профилактике девиантного поведения с детьми младшего школьного возраста. Можно выделить основные методы работы по профилактике девиантного поведения младших школьников:

- сказкотерапия , которая включает анализ сказок, групповое сочинение историй, драматизация сказок;

- арттерапия – это свободное и тематическое рисование, аппликация, лепка из глины, конструирование из бумаги и картона;

- визуализация;

- психогимнастика - этюды на выражение различных эмоций;

- игровые методы включают подвижные, сюжетно-ролевые игры;

- моделирование и анализ проблемных ситуаций;

- этические беседы.

Учителю начальных классов необходимо осуществлять индивидуальную профилактику в отношении младших школьников, поведение которых имеет черты отклонения или является проблемным.

Индивидуальная работа ведется по ряду направлений: непосредственная работа с детьми, выявление лиц и условий, положительно влияющих на ребенка и вовлечение их в профилактическую работу, выявление лиц и условий, отрицательно влияющих на детей и нейтрализация их негативного воздействия.

Девиантное поведение младших школьников существенно отличается от девиантного поведения подростков и обусловлено различными факторами, в том числе и возрастными особенностями.

Воспитательно–профилактическая работа учителя начальных классов должна осуществляется в разнообразных формах в зависимости от особенностей поведения учащихся.

В начальных классах можно выделить группы учащихся с особыми формами девиантного поведения – это требовательные дети, властные дети и мстительные дети.

Требовательные дети.

Их главная цель — привлечь к себе внимание, быть всегда на виду, проявить превосходство над другими, закрепить высокий собственный статус. Это дети с очень развитой потребностью быть всегда в центре внимания. Пути достижения целей у них разнообразны: манерность, клоунада, показная лень, нарочитая небрежность, неуместные выкрики, иногда хулиганские поступки.

Внимание требовательному ребенку лучше уделять тогда, когда он чем-нибудь занят. Педагог должен похвалить его работу, обратить внимание других детей, как хорошо выполняется задание. Но любые попытки ребенка обратить на себя внимание через капризы, проявления агрессивности учителю следует игнорировать. Таким детям следует дать свободу, право самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Властные дети.

Это очень сложный тип отклоняющегося поведения. Они настойчивые, требовательные, желающие верховодить, управлять другими, быть постоянно в центре внимания. Такой ребенок работает мало или не работает совсем. Может обманывать, лгать, лицемерить, пока не добьется своего.

В работе с такими детьми педагог должен занять дипломатичную позицию: не уступать и не бороться. Постоянно использовать технологию сотрудничества, воспитывать ответственность за свои действия. Здесь целесообразно применять метод «взрыва», когда разом, круто и достаточно жестко «взрываются» внутренние предпосылки, вызывающие девиантное поведение ребенка.

Мстительные дети.

Детям данной группы кажется, что их постоянно обижают, к ним несправедливы, не так относятся, что все против них. При невнимательном отношении к ним, их отклоняющееся поведение прогрессирует, становится неуправляемым, агрессивным, деструктивным.

Таких детей нужно поддерживать, ободрять при ошибках, неудачах, постоянно выражать уверенность в том, что любая работа им посильна и может быть успешно выполнена, хвалить, когда есть попытка сделать что-то самостоятельно. Необходимо чаще практиковать групповые поощрения, чтобы усилить их действие на ребенка.

При организации деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников учителю начальных классов необходимо использовать разнообразные методы воспитания. Все методы оказывают совокупное воздействие на все сферы ребенка. Однако каждый метод воспитания отличается один от другого тем, на какую сферу ученика он оказывает доминирующее воздействие.

В интеллектуальной сфере у младшего школьника необходимо формировать понимание моральных идеалов, принципов и норм поведения.

В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу; правдивость; нравственные установки; цели.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, отзывчивость, совестливость и другие.

В волевой сфере необходимо формировать нравственно–волевые устремления поступков: мужества, смелости, принципиальности в отстаивании нравственных идеалов.

В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль, рефлексию и другие.

В предметно–практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, проявлять честное и доброе отношение к действительности; умение оценивать нравственность поступков.

В учебно–воспитательной деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников при определении методов воспитания учителю начальных классов необходимо учитывать возрастные, индивидуальные, личностные особенности воспитанников, степень «социальной запущенности».

Каждый ребенок, за исключением отдельных случаев, до достижения им зрелости находится в сфере влияния семьи и школы. Сама по себе школа не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества, но хорошо поставленная воспитательная работа может дать импульс для раскрытия духовности учащегося и изменить его развитие. Поэтому ежегодно в своем классе я провожу мероприятия, направленные на профилактику девиантного поведения учащихся:

  • просмотр видео- и кинофильмов, отражающих ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления с последующим обсуждением;
  • встречи со специалистами;
  • чтение и обсуждение публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях;
  • тематические викторины;
  • конкурсы на лучшее сочинение «Человек – творец своего счастья» (нравственное и духовное здоровье человека);
  • выставки рисунков, стенгазет, буклетов, проведение акций, краткосрочных проектов, направленных против вредных привычек;
  • нравственные классные часы;
  • интерактивные игры;
  • пресс-конференции.

Одновременно организую и провожу работу с родителями: родительский лекторий, в рамках работы которого организован цикл лекций для родителей, испытывающих затруднения в воспитании своих детей; работа с группами родителей по конкретной проблематике.

В своей работе стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроках и во внеурочной работе с учащимися, использую активные формы организации урока и внеклассных мероприятий. Провожу работу по организации содержательного досуга, развитию коммуникативных навыков, обучению поведения в стрессовых ситуациях. Провожу тренинговые занятия по проигрыванию и анализу конкретных ситуаций.

По итогам учебного года анализирую работы, намечаю основные направления деятельности по профилактике девиантного поведения школьников на следующий учебный год. Думаю, многие согласятся, что проводить профилактику намного проще, чем впоследствии пытаться что-то изменить.

 


 

Работа классного руководителя по профилактике девиантного поведения обучающихся начальной школы

Работа классного руководителя по профилактике девиантного поведения обучающихся начальной школы

Младшие школьники – обучающиеся

Младшие школьники – обучающиеся

К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей

К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей

Учителю начальных классов необходимо осуществлять индивидуальную профилактику в отношении младших школьников, поведение которых имеет черты отклонения или является проблемным

Учителю начальных классов необходимо осуществлять индивидуальную профилактику в отношении младших школьников, поведение которых имеет черты отклонения или является проблемным

В начальных классах можно выделить группы учащихся с особыми формами девиантного поведения – это требовательные дети, властные дети и мстительные дети

В начальных классах можно выделить группы учащихся с особыми формами девиантного поведения – это требовательные дети, властные дети и мстительные дети

Мстительные дети. Детям данной группы кажется, что их постоянно обижают, к ним несправедливы, не так относятся, что все против них

Мстительные дети. Детям данной группы кажется, что их постоянно обижают, к ним несправедливы, не так относятся, что все против них

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, отзывчивость, совестливость и другие

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, отзывчивость, совестливость и другие

Человек – творец своего счастья» (нравственное и духовное здоровье человека); выставки рисунков, стенгазет, буклетов, проведение акций, краткосрочных проектов, направленных против вредных привычек; нравственные классные часы;…

Человек – творец своего счастья» (нравственное и духовное здоровье человека); выставки рисунков, стенгазет, буклетов, проведение акций, краткосрочных проектов, направленных против вредных привычек; нравственные классные часы;…

Думаю, многие согласятся, что проводить профилактику намного проще, чем впоследствии пытаться что-то изменить

Думаю, многие согласятся, что проводить профилактику намного проще, чем впоследствии пытаться что-то изменить
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2021