Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на фортепиано в ДШИ
Оценка 5

Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на фортепиано в ДШИ

Оценка 5
docx
24.09.2023
Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на фортепиано в ДШИ
Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на фортепиано в ДШИ.docx

 

 

 

Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на фортепиано в ДШИ

 

 

 «Играть с выражением» - насколько знакомы эти слова, настолько и невыполнимы… Нередко дети в школе читают стихи  «с выражением», но нас все время тянет отвернуться, поскольку это выражение фальшиво. В чем здесь дело?

Когда мы рассматриваем выразительность как техническое задание: «выразительно – невыразительно» - тогда любое внятное проговаривание (а в нашем случае проигрывание с «оттенками») может устроить строгого наставника. Однако в этом сказывается педагогическое бессилие. Педагог разоблачает себя как формалиста: лишь бы обозначить функцию – «выразительно». Но еще печальнее, что педагог не понимает, какое содержание должен вложить его ученик в исполняемое произведение.

Перевод  нотного текста из графического в акустический может быть и формальным, что не устраивает ни слушателей, ни педагогов, ни самих исполнителей, если они научились слышать себя со стороны. Сущность выразительной игры – оживление каждого звука. Художественная интонация нуждается в том, чтобы ее пережили. Живой звук получается тогда, когда он имеет смысл лично для исполнителя.

Исполнительское интонирование отличается от композиторского, и, прежде всего своей импровизационной природой. Всякий образно-интонационный вариант уникален и отличен от других. Импровизация на фортепиано является богатейшим источником, с помощью которого в ребенке развивается интонационно-образное мышление. Рассмотрим два вида импровизации – сонористическая (звукокрасочная) и временная.

Сонористическая импровизация – подходящее средство для введения ребенка в новый образ мышления, в основе которого лежит не точное воспроизведение выписанного нотного текста, а свободное фантазирование.

Особенностью детского возраста является способность полностью погружаться в атмосферу какого-либо действа. Поэтому очень важно некоторое время учебного процесса посвятить звукокрасочной, безвременной импровизации, в процессе которой ребенок сможет созерцать создаваемые им музыкальные картины, не отвлекаясь на обдумывание темпа, формы и других компонентов исполняемой импровизации.

 Здесь я обычно предлагаю детям чуточку смешную и чуточку грустную композицию про веселого и грустного клоуна. Историю про клоунов лучше придумать вместе с ребенком. Первая и третья части импровизируются на черных клавишах. Смелость и озорство с которыми клоуны бегают по сцене, должны присутствовать в игре ребенка. Средний раздел «спускается» на белые клавиши. Здесь присутствует тишина, нарушаемая всхлипами, - незначительными звуковыми вкраплениями.

(видео)

 

2

Временная импровизация в отличие от безвременной, требует от ребенка большего напряжения слуховой воли.

В отличие от сонористической, где ребенок может играть и ладонями и кулачками, временную импровизацию нужно исполнять только пальцами. К пальцевому исполнению на фортепиано каждый ребенок приспосабливается по своему: кто-то играет всю картину только одним пальцем, кто-то всеми. Одни дети играют только правой рукой, другие-левой. Тот же, кто посмелее – двумя руками одновременно.

  Чтобы ребенок  уверенно чувствовал себя во время общения с клавиатурой, нужно подсказать ему некоторые хитрости создания звуковых образов.

Интересным и полезным приемом, предваряющим импровизацию, является ритмичное проговаривание стихотворения под аккомпанемент пьесы. Подходящее стихотворение можно найти или сочинить самим. Затем я предлагаю ребенку вместе исполнить польку, вальс и марш. На этих примерах ребенок знакомится с различными музыкальными жанрами и размерами.

(видео)

Известно, что музыка не имеет конкретного внутреннего содержания и расшифровывается с помощью жизненных ассоциаций (природа в разных состояниях, человеческие чувства, отношения людей и т.д.). Поэтому музыкально-ассоциативные основы следует закладывать с раннего детства. Расширение музыкально-ассоциативного фонда никогда не следует прерывать. Он усложняется и изменяется в связи с изменением репертуара. Но главное, любое изменение эмоционального состояния должно иметь свое выражение в душе: малейшее движение души проявляется в характере движений, прикосновений, способе интонирования.

Чем больше развито тембровое воображение, тем богаче исполнительская интонация ребенка.

Для  развития тембровой интонации учащемуся предлагается творческая игра «Раскрашиваем аккорды». Степень яркости цвета связывается с регистром, степенью напряженности гармонии, интенсивностью динамики.

Тембровые ассоциации можно выводить за пределы красок, делая их богаче и разнообразнее. Например: упражнение «Пощупай интервал».

На столе раскладываются небольшие кусочки из разного материала: шелк, вата, замша, кожа, мех и т.д. Можно положить небольшой камешек, кусочек дерева, еловую

 

3

шишку. Педагог играет разные интервалы, ребенок подбирает для каждого интервала подходящий, по его мнению, материал.

Природные способности к масштабной и яркой игре имеет далеко не каждый ученик, а работать над образным звуком в посильных произведениях и играть их грамотно могут большинство детей. Поэтому работу над смыслом, характером, интонацией звука необходимо определить основным требованием обучения.


 

Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на фортепиано в

Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на фортепиано в

Особенностью детского возраста является способность полностью погружаться в атмосферу какого-либо действа

Особенностью детского возраста является способность полностью погружаться в атмосферу какого-либо действа

Интересным и полезным приемом, предваряющим импровизацию, является ритмичное проговаривание стихотворения под аккомпанемент пьесы

Интересным и полезным приемом, предваряющим импровизацию, является ритмичное проговаривание стихотворения под аккомпанемент пьесы

Педагог играет разные интервалы, ребенок подбирает для каждого интервала подходящий, по его мнению, материал

Педагог играет разные интервалы, ребенок подбирает для каждого интервала подходящий, по его мнению, материал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2023