Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на фортепиано в ДШИ
«Играть с выражением» - насколько знакомы эти слова, настолько и невыполнимы… Нередко дети в школе читают стихи «с выражением», но нас все время тянет отвернуться, поскольку это выражение фальшиво. В чем здесь дело?
Когда мы рассматриваем выразительность как техническое задание: «выразительно – невыразительно» - тогда любое внятное проговаривание (а в нашем случае проигрывание с «оттенками») может устроить строгого наставника. Однако в этом сказывается педагогическое бессилие. Педагог разоблачает себя как формалиста: лишь бы обозначить функцию – «выразительно». Но еще печальнее, что педагог не понимает, какое содержание должен вложить его ученик в исполняемое произведение.
Перевод нотного текста из графического в акустический может быть и формальным, что не устраивает ни слушателей, ни педагогов, ни самих исполнителей, если они научились слышать себя со стороны. Сущность выразительной игры – оживление каждого звука. Художественная интонация нуждается в том, чтобы ее пережили. Живой звук получается тогда, когда он имеет смысл лично для исполнителя.
Исполнительское интонирование отличается от композиторского, и, прежде всего своей импровизационной природой. Всякий образно-интонационный вариант уникален и отличен от других. Импровизация на фортепиано является богатейшим источником, с помощью которого в ребенке развивается интонационно-образное мышление. Рассмотрим два вида импровизации – сонористическая (звукокрасочная) и временная.
Сонористическая импровизация – подходящее средство для введения ребенка в новый образ мышления, в основе которого лежит не точное воспроизведение выписанного нотного текста, а свободное фантазирование.
Особенностью детского возраста является способность полностью погружаться в атмосферу какого-либо действа. Поэтому очень важно некоторое время учебного процесса посвятить звукокрасочной, безвременной импровизации, в процессе которой ребенок сможет созерцать создаваемые им музыкальные картины, не отвлекаясь на обдумывание темпа, формы и других компонентов исполняемой импровизации.
Здесь я обычно предлагаю детям чуточку смешную и чуточку грустную композицию про веселого и грустного клоуна. Историю про клоунов лучше придумать вместе с ребенком. Первая и третья части импровизируются на черных клавишах. Смелость и озорство с которыми клоуны бегают по сцене, должны присутствовать в игре ребенка. Средний раздел «спускается» на белые клавиши. Здесь присутствует тишина, нарушаемая всхлипами, - незначительными звуковыми вкраплениями.
(видео)
2
Временная импровизация в отличие от безвременной, требует от ребенка большего напряжения слуховой воли.
В отличие от сонористической, где ребенок может играть и ладонями и кулачками, временную импровизацию нужно исполнять только пальцами. К пальцевому исполнению на фортепиано каждый ребенок приспосабливается по своему: кто-то играет всю картину только одним пальцем, кто-то всеми. Одни дети играют только правой рукой, другие-левой. Тот же, кто посмелее – двумя руками одновременно.
Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя во время общения с клавиатурой, нужно подсказать ему некоторые хитрости создания звуковых образов.
Интересным и полезным приемом, предваряющим импровизацию, является ритмичное проговаривание стихотворения под аккомпанемент пьесы. Подходящее стихотворение можно найти или сочинить самим. Затем я предлагаю ребенку вместе исполнить польку, вальс и марш. На этих примерах ребенок знакомится с различными музыкальными жанрами и размерами.
(видео)
Известно, что музыка не имеет конкретного внутреннего содержания и расшифровывается с помощью жизненных ассоциаций (природа в разных состояниях, человеческие чувства, отношения людей и т.д.). Поэтому музыкально-ассоциативные основы следует закладывать с раннего детства. Расширение музыкально-ассоциативного фонда никогда не следует прерывать. Он усложняется и изменяется в связи с изменением репертуара. Но главное, любое изменение эмоционального состояния должно иметь свое выражение в душе: малейшее движение души проявляется в характере движений, прикосновений, способе интонирования.
Чем больше развито тембровое воображение, тем богаче исполнительская интонация ребенка.
Для развития тембровой интонации учащемуся предлагается творческая игра «Раскрашиваем аккорды». Степень яркости цвета связывается с регистром, степенью напряженности гармонии, интенсивностью динамики.
Тембровые ассоциации можно выводить за пределы красок, делая их богаче и разнообразнее. Например: упражнение «Пощупай интервал».
На столе раскладываются небольшие кусочки из разного материала: шелк, вата, замша, кожа, мех и т.д. Можно положить небольшой камешек, кусочек дерева, еловую
3
шишку. Педагог играет разные интервалы, ребенок подбирает для каждого интервала подходящий, по его мнению, материал.
Природные способности к масштабной и яркой игре имеет далеко не каждый ученик, а работать над образным звуком в посильных произведениях и играть их грамотно могут большинство детей. Поэтому работу над смыслом, характером, интонацией звука необходимо определить основным требованием обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.