Работа над преодолением дисграфии, вызванной фонетико-фонематическим недоразвитием у первоклассников
Оценка 4.6

Работа над преодолением дисграфии, вызванной фонетико-фонематическим недоразвитием у первоклассников

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
11.12.2024
Работа над преодолением дисграфии, вызванной фонетико-фонематическим недоразвитием у первоклассников
Работа над преодолением дисграфии, вызванной фонетико-фонематическим недоразвитием у первоклассников
Работа над преодолением дисграфии.docx

Работа над преодолением дисграфии, вызванной фонетико-фонематическим недоразвитием у первоклассников

Дисграфия — это стойкое нарушение письма, вызванное недостаточной сформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письменной речи. Одной из частых причин дисграфии у первоклассников является фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР), при котором у ребёнка возникают трудности в восприятии и различении звуков. Это приводит к ошибкам при написании слов и снижает успешность освоения школьной программы. Важно вовремя выявить и скорректировать данную проблему, чтобы предотвратить её влияние на общий образовательный процесс.

Особенности ФФНР у первоклассников

ФФНР у первоклассников характеризуется следующими проявлениями:

  1. Трудности в различении звуков: ребёнок с трудом различает звуки, близкие по артикуляции (например, "б" и "п", "с" и "з"). Это затрудняет правильное восприятие слов на слух.
  2. Нарушение фонематического анализа и синтеза: дети не могут выделить отдельные звуки в слове, определить их последовательность, что приводит к ошибкам в письменной речи.
  3. Смешение звуков в речи и письме: замена звонких звуков глухими, мягких звуков твёрдыми и наоборот.
  4. Сложности в запоминании звуко-буквенных соответствий: ребёнок не связывает услышанный звук с его графическим образом (буквой).
  5. Проблемы с развитием связной речи: наблюдаются скудный словарный запас, неправильное построение предложений, трудности с пересказом текста.
  6. Нарушение слухового внимания: ребёнок быстро устаёт от заданий, требующих концентрации на звуковой информации.

Эти особенности могут проявляться в различной степени, что зависит от индивидуальных особенностей развития ребёнка и тяжести ФФНР.

Причины и особенности дисграфии при ФФНР

ФФНР проявляется в недостаточной сформированности фонематического слуха и восприятия, что затрудняет различение звуков, их выделение из речевого потока и сопоставление с графемами. При письме дети с ФФНР допускают следующие типичные ошибки:

  1. Замена звуков: вместо одного звука пишут другой (например, "б" вместо "п", "с" вместо "з").
  2. Пропуск букв: ребенок может пропускать отдельные звуки, особенно в сложных сочетаниях.
  3. Искажение структуры слова: перестановка букв или слогов.
  4. Смешение графически схожих букв: "п" и "т", "ш" и "щ".

Эти ошибки связаны с недостаточным развитием фонематического анализа, синтеза и слухового внимания.

Этапы работы по преодолению дисграфии

Работа над преодолением дисграфии, вызванной ФФНР, требует системного подхода и участия нескольких специалистов: логопеда, учителя начальных классов и родителей. Основные этапы коррекционной работы включают:

  1. Диагностика Для начала необходимо провести диагностику, чтобы определить уровень развития фонематического слуха, речевого восприятия и других функций. Это может быть сделано с помощью следующих методов:
    • Анализ письменных работ.
    • Проведение логопедического обследования.
    • Тесты на фонематический слух и анализ.
  2. Коррекционная работа с логопедом Логопедические занятия направлены на развитие фонематического восприятия и слухового внимания, а также на формирование навыков звукобуквенного анализа. На этом этапе используются:
    • Упражнения на различение звуков:
      1. Игра "Найди звук": ребёнку называют несколько слов, он должен хлопнуть в ладоши, если услышит слово с определённым звуком (например, "мама", "мир", "дом" — найти звук "м").
      2. Парочки звуков: предложить ребёнку пары звуков, которые он должен различить ("б-п", "з-с"). Для каждого звука показывают карточки с изображениями предметов, которые начинаются с этих звуков.
      3. Лото звуков: подготовить карточки с буквами и картинками, которые соответствуют этим звукам. Ребёнок должен соотнести картинку с правильным звуком.
    • Игры на развитие слухового внимания:
      1. Игра "Повтори за мной": взрослый произносит ряд звуков или слов (например, "ба-ба-ба" или "ма-па-са"), ребёнок должен точно повторить.
      2. Игра "Лишний звук": взрослый называет слова, среди которых есть одно, не соответствующее заданному звуку (например, "мама", "мишка", "дом"; лишнее слово — "дом").
      3. Игра "Звуковая цепочка": взрослый говорит слово, ребёнок придумывает следующее, начинающееся на последний звук предыдущего ("кот — танк — книга").
    • Постановка правильного произношения звуков и их автоматизация в речи.
  1. Работа над графомоторными навыками Развитие мелкой моторики помогает улучшить координацию движений, что благоприятно влияет на письмо. Полезны такие упражнения, как:
    • Обведение контуров букв.
    • Рисование узоров.
    • Письмо на ощупь (например, по песку или манке).
  2. Упражнения на звукобуквенный анализ
    • Разделение слов на звуки и слоги.
    • Составление слов из набора букв.
    • Выполнение заданий на исправление допущенных ошибок (анализ неправильного написания).
  3. Обучение стратегиям письма Постепенное введение правил русского языка через практику. Например, обучение правильному написанию слов с учетом орфографических правил, использование карточек и схем.
  4. Вовлечение родителей Родители играют важную роль в коррекционной работе. Им необходимо создавать дома благоприятные условия для занятий, проводить игры на развитие речи и слуха, поощрять ребенка за успехи.

Рекомендации для учителей

Учителям начальных классов важно учитывать особенности детей с ФФНР. Некоторые рекомендации включают:

  • Использование визуальных опор (карточки, схемы, рисунки).
  • Предоставление большего времени на выполнение письменных заданий.
  • Регулярная проверка и обсуждение ошибок без излишней критики.
  • Применение разноуровневых заданий, чтобы ребенок мог работать в комфортном темпе.

Заключение

Преодоление дисграфии, вызванной ФФНР, требует комплексного подхода и терпения. Регулярная и систематическая работа с участием специалистов, родителей и учителей способствует развитию у ребёнка навыков письма и уверенности в своих силах. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к коррекции должен быть индивидуальным. Ранняя помощь и поддержка позволят избежать серьёзных проблем с обучением в будущем.


 

Работа над преодолением дисграфии, вызванной фонетико-фонематическим недоразвитием у первоклассников

Работа над преодолением дисграфии, вызванной фонетико-фонематическим недоразвитием у первоклассников

Работа над преодолением дисграфии, вызванной

Работа над преодолением дисграфии, вызванной

Вовлечение родителей Родители играют важную роль в коррекционной работе

Вовлечение родителей Родители играют важную роль в коррекционной работе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2024