«Работа над развитием вокально – ансамблевых навыков в ансамбле младших классов, как составляющая часть в формировании профессиональной компетентности юного вокалиста»

  • docx
  • 11.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Работа над развитием вокально – ансамблевых навыков .docx

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества №6»

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

 

 

Тема: «Работа над развитием вокально – ансамблевых навыков в ансамбле младших классов, как составляющая часть в формировании профессиональной компетентности юного вокалиста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила педагог дополнительного образования Ахтямова З.Л.

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск 2021

 

 

Формы и методы вокально - хоровой работы

Все необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь, во время распевания. Оно регулярно проводится в начале занятия и помогает быстрой слуховой организации коллектива, сосредоточению внимания певцов, а также подготавливает, «разогревает голосовой аппарат». Основной материал для распевания- песенный, а также применяются специальные упражнения.

На распевании учатся правильно воспроизводить, формировать звук, соединять слоги, гласные, согласные, чувствовать кульминацию, фразу. При систематических занятиях вырабатываются певческие рефлексы. Вокальные навыки, как всякие рефлексы, вырабатываются в результате повторений.

     Распевания являются необходимой составной частью обучения пению. Система распеваний дает возможность целенаправленного, избирательного и последовательного развития вокальной техники, музыкальности и артистизма. Распевание – наилучшая форма прочного закрепления основных певческих навыков. Это относится к долгосрочным задачам. Помимо этого, распевание имеет и разовое назначение: создание творческого тонуса и приведение голосового аппарата в рабочее состояние.

     Распевания позволяют избирательно останавливаться на отдельных элементах вокальной техники, тренировать их до автоматической привычки, постепенно расширяя диапазон технических навыков. Это дает возможность певцу более свободно преодолевать вокально-технические трудности репертуара, уделяя главное внимание артистизму и раскрытию идейно-художественного содержания исполняемого произведения. Технические элементы нужно как бы «вплетать» в образный строй, развивая способность образных ассоциаций и образного мышления, преобразуя, таким образом освоение узко - технических трудностей в увлекательную игру поисков прекрасного.

     С физиологической точки зрения распевание — это как бы разогрев, раскачка голосового аппарата, приведение его в состояние движения и способности к целенаправленной и длительной вокальной работе.

     Распевания повышают общий тонус организма певца, вызывают состояние творческого возбуждения и стимулируют творческую активность.

     При постоянной тренировке голоса, на систематически чередующихся вокальных упражнениях, развивается условный рефлекс готовности к длительной, систематической, полноценной работе, что является необходимой предпосылкой профессионализма.

     В распеваниях следует, прежде всего, добиваться координации слова и звука, позволяющей певцу осуществлять синтез разговорной и музыкальной речи, который отличает искусство пения от всех других музыкальных искусств. Это чудо природы дано человеку для высочайшего духовного общения, но за этим стоит упорный, систематический, неустанный труд в овладении прекрасным целым, состоящим из множества деталей. Каждая из них является звеном непрерывной цепи одухотворенного творческого процесса пения. Поэтому при исполнении не только вокального произведения, но даже простейшей попевки, необходимо развивать видение цельного образа.

    Следует подбирать и систематизировать упражнения по степени трудности, учитывая при этом уровень подготовки и индивидуальные особенности певца. Каждое вокальное упражнение, за отдельным исключением, должно содержать выраженную в словах мысль, или подтекст, развивающий воображение певца.

Песни с распевом- замечательная школа вокального мастерства. Известно, что пение осуществляется только на гласных, поэтому на них вырабатываются все вокальные качества голоса (тембр, сила, точность интонации, регистровая ровность) и техника.

В народных песнях можно найти огромное количество распевов на разные гласные. Эти мелодии могут служить прекрасными вокальными упражнениями.

В виду специфики народного пения и особенностей детского голоса особо следует рассмотреть методы и приёмы использования на занятиях специальные вокально- хоровые упражнения. В работе над отдельными певческими навыками- дыханием, звуковедением, дикцией, манерой пения- необходимо пользоваться как коллективными, так и индивидуальными методами. Укрепление навыков дыхания- одна из основных задач в воспитании детей. Техника пользованием дыхания- коротких бесшумный вдох, опора дыхания и постепенное спокойное его расходование. Брать дыхание, возобновлять его нужно раньше, чем оно израсходовано. Дети нередко «перебирают» дыхание и «запирают» его, зажимая тем самым звук. Слишком большое количество вдыхаемого воздуха часто приводит к напряжённому звучанию, мешает точности интонации. Чтобы избежать этого, следует добиться свободы и равномерности в пользовании дыханием.

Упражнения для овладения дыханием.

1.     Сделать несколько коротких вдохов и продолжительный выдох (при этом фиксируется внимание на работе диафрагмы и работе мышц живота).

2.     Сделать глубокий вдох, на долю секунды задержать дыхание и через чуть прижатые губы медленно и равномерно выпускать воздух так, чтобы выдох был полным.

3.     Сделать умеренный вдох и на разных звуках, в удобном для пения регистре, каждую фразу пропеть на одном выдохе.

 

Работа над протяжностью хорового звучания.

Здесь полезны упражненияс распевами. В народных песнях можно найти огромное количество распевов на разные гласные. Возьмём, например, песню «Ты река ль моя реченька». В одном только первом куплете встречаются распевы на гласные а, е, ё

Такие распевы улучшают тембр голоса, укрепляют дыхание, помогают наладить координацию звукообразования, т. к. образуются из естественного слияния слова и музыки. Известно, что путь освоения детьми русской народной песни- широкое использование её в вокально- хоровом воспитании.

Красота русской народной песни, её пластичность, напевность, естественность дыхания, сочное и вместе с тем глубокое звучание гласных сыграли огромную роль в формировании русской вокальной школы. Известный певец и педагог А. Доливо так определяет её основные качества: «Широкая свободная напевность, богатейшие ритмические просторы, простота и ясность чувства и мысли…»

Для народных певцов характерно исключительное внимание к слову. Независимо от того является ли песня одноголосной, многоголосной исполнители стремятся, прежде всего к тому, чтобы было слышно каждое слово. А какое разнообразие интонаций можно услышать в произведении одного и того же слова, в зависимости от характера и содержания песни!

Важный момент в народном вокале - «разговорность» пения. Петь так, как говоришь- один из принципов народного исполнения. Поэтому дикция должна быть чрезвычайно отчётливой, с таким произнесением гласных и согласных, как в разговорной речи.

Известно, что плохая, вялая дикция оказывает отрицательное влияние на звукообразование и интонацию. Быстрые и лёгкие перемещения языка и губ сохраняют устойчивое положение гортани. Добиться этого следует освобождением, раскрепощением всего артикуляционного аппарата.

Упражнения для дикции и артикуляции.

1.     Проговаривать песенную фразу в разговорной манере, произнося слова естественно, свободно без напряжения мышц лица и гортани.

2.     Произносить песенную фразу нараспев, в два- три раза медленнее, следя за артикуляцией рта, соответственно разговорному типу произношения.

3.     Произносить фразу нараспев на одной ноте в ритме песни, следя за разговорным, идущим от слова, посылом звука.

4.     Петь мелодично песни, сохраняя разговорный посыл звука.

5.     Добиваясь чёткой дикции в ансамбле, можно использовать способ произнесения слов и отдельных слогов так, как они поются. Этот способ заключается в

 

переносе согласных с конца слога к следующему слогу.

По-дъе-зжа-ли мы по-дсе-ло

За-и-гра-йду-до-чка, ве-се-ло

 

 

 

Это упражнение- прочтение хором текста, разделённого на особые певческие слоги, помогает вырабатывать одновременное произношение согласных всеми певцами.

6.     Наиболее эффективными для улучшения техники словопроизношения являются песни – скороговорки.

Подобные упражнения приносят большую пользу каждому певцу и оказывают соответствующее влияние на процесс звукообразования и звуковедения.

Одна из самых серьёзных певческих задач при обучении детей народному пению- выработка единой манеры пения у всех певцов коллектива.

Пение в народной манере доступно каждому, для чего нужно петь просто и естественно. Звук в народной манере должен быть яркий, светлый, лёгкий, с очень незначительной вибрацией. Нельзя углублять и прикрывать его, петь резким, крикливым или глубоким звуком.

Какими приёмами добиваться единой манеры пения? Прежде всего, руководитель сам отчётливо должен представлять какую именно манеру, стилистику народной песни будет осваивать коллектив. Для фольклорных ансамблей обычно это местный говор и манера пения. Для народных ансамблей, создающихся в городах, нужно найти единые областные традиции пения и говора и опираться в своей работе только на них.

Перенимание «с голоса» манеры пения- один из методов вокального воспитания. Слабо подготовленных певцов нужно рассадить среди исполнителей с прочными навыками и яркой манерой местного пения. В коллективе, созданном на основе определённой певческой манеры, новички постепенно «припеваются» к единой манере звучания ансамбля. Необходимы индивидуальные занятия с учащимися, не владеющими манерой пения ансамбля.

Пение произведений

 В методике обучения пению важна предварительная подготовка педагога. Он анализирует песню, определяет ее художественные качества, обдумывает приемы разучивания и последовательность учебных заданий.

Педагог должен заинтересовывать содержанием песни, как ее литературным текс- Процесс разучивания в свою очередь имеет два этапа: первоначальное ознакомление детей с песней и последующее разучивание, когда проводится основная работа по обучению певческим навыкам. 

Следует помнить, что выученная песня требует также неоднократного ее повторе-ния, закрепления выразительного исполнения, а главное, умения самостоятельно применить в практике.

Разучиванию песни способствуют следующие приемы выразительное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов (как петь протяжно, отрывисто, как точно воспроизвести нужную интонацию и т. д.), словесные указания образный рассказ о содержании произведения, разъяснение заданий, указания к исполнению и т. д. Немаловажное значение имеют мимика, ясная артикуляция и дирижерский жест педагога. Этим общим приемам неизменно помогают мастерство и умение каждого воспитателя.

Выразительное исполнение

Рассмотрим использование основных приемов в ходе разучивания песен.

Первое знакомство с песней должно строиться на ярком, образном, выразительном исполнении, чтобы взволновать детей и увлечь их. Интересно отметить, что трудные мелодические интонации усваиваются быстрее, если они выразительны и понравились детям.

Нередко педагогу помогает обращенное к песне слово — краткое, яркое, образное. Это может быть небольшая цитата из текста или отрывок из какого-либо стихотворения, подчеркивающие основное содержание песни. Так, перед исполнением украинской народной песни «Веснянка» читают:

Идет весна желанная,

Все ожило кругом,

Мы песенку веселую

Весне споем.

Приемы развития певческих навыков

Разучивание песни, овладение певческими навыкам следующий наиболее продолжительный период. Песни различны по степени сложности: одни путем их повторения усваиваются легко и быстро, другие благодаря упражнениям, помогающим справиться с трудным мелодическим оборотом, постепенно. При этом надо стремиться поддерживать эмоциональные переживания детей, создавать атмосферу дружных коллективных устремлений, трудового настроя, чтобы учебный процесс проходил активно, увлеченно.

Целесообразность применения тех или иных приемов диктуется особенностями каждой песни. В этом процессе певческим навыкам (правильному звукообразованию, равномерному расходованию дыхания, четкой дикции, чистоте интонации, слитности пения) соответствуют свои приемы.

Работая над звукообразованием, надо учить детей петь естественно легко, звонко и напевно, т. е. тянуть звук. Напевность достигается за счет протяжного пения гласных звуков: а, о, у, э, и.

Для овладения навыком легкого, подвижного пения может ис­пользоваться показ, игровой прием («споем на дудочке: ду-ду-ду», «покажем, как звенит колокольчик: динь-динь-динь» и т. д.). Таким образом, у детей (особенно старших) развивается умение произвольно менять характер звучания.

В работе над звукообразованием важно укреплять и развивать певческий диапазон детей. Однако делать это следует очень осторожно.

Сначала проверяется объем голоса каждого ребенка, выясняется, кому из детей трудно петь, а затем продумываются разнообразные приемы, например, правильное рассаживание детей (имеющих ограниченный диапазон и неправильно поющих сажают в первом ряду). Педагог имеет возможность наблюдать за ними и своевременно прийти на помощь. Кроме того, сидящие впереди слышат, как поют другие дети.

Развитию диапазона во многом способствуют небольшие упражнения попевки, которые каждый раз следует петь в более высокой тональности, т. е. транспонируя их.

Различными приемами добивается педагог слаженности детского пения ансамбля. Следует, однако, предостеречь от использования прямых указаний: «пойте громче, тише... быстрее и т. д.». Важно раскрывать смысловое значение этих оттенков, нюансов, подчеркивающих содержание песни.

Дети, понимая назначение этих динамичных оттенков, естественно, воспроизводят нужную интонацию.

Строй (правильность и чистота мелодической интонации) одно из самых важных хоровых певческих умений. Все приемы должны подчеркивать взаимосвязь нефальшивого пения и актив­ной деятельности слуха, развивать у детей слуховое внимание, слуховой самоконтроль.

Некоторые песни имеют в мелодии «трудные» места, на которых сосредоточивается внимание детей. Сложно, например, правильно спеть две одинаковые музыкальные фразы, имеющие различные окончания.

Голос и слух ребенка   формируются не только во время разучивания песен, но и путем специальных приемов - упражнений, развивающих звуковысотный слух, певческий голос, координацию голоса и слуха.

    Далее, когда занимающиеся достигают определенного мастерства, голоса их крепнут, они уже хорошо чувствуют интонацию и мелодику народной песни можно разучивать многоголосные произведения.

    Народное хоровое пение - это в основе своей пение многоголосное. Пение, которое является высшей формой народного песенного искусства, искусства полифонического, распева «на голоса», где каждый голос, возникающий и звучащий в песне, сохраняя свою мелодическую самостоятельность, в то же время осторожно и тонко углубляет выразительность мелодии, не искажая ее.

Работе по освоению многоголосного пения предшествует подготовительный период – период предварительного ознакомления учащихся с довольно широким кругом народных песен. К распеванию подголосков следует приступать лишь тогда, когда ребята хорошо познакомятся с песней, когда она звучит уверенно и стройно в одноголосном изложении. Важно, чтобы песня ее исполнителям понравилась.

    Творческая настроенность учащихся, их увлеченность – одно из важнейших условий плодотворности хорового распева. К пению же в унисон надо постоянно

возвращаться. Исполнение одноголосных песен способствует «выравниванию» голосов, достижению чистоты интонаций, четкости строя, ансамбля, влияет на успех

работы над многоголосием.

    Принципы, определяющие обучение учащихся интонированию подголосков, импровизации, могут быть разными. Опираясь на некоторые нормы стиля и строения песни, можно стремиться развить интуицию. Можно использовать также простую зубрежку-выучивание мелодической линии подголоска. Безусловно, метод «натаскивания» дает более быстрые результаты, но в этом случае у учащихся не вырабатывается творческий подход к песне, к ним не приходит умение самостоятельно мыслить, своеобразно распевать не только отдельно взятую песню, но и любую близкую по музыкальному языку мелодию.

Особенности методических приемов

Иногда игровые приемы связаны с указаниями педагога, помогающими обучению певческим навыкам. В той же песне «Петушок» детям предлагают позвать петушка и ласково, протяжно спеть последний слог. Словесные указания почти всегда связаны с показом.

Широко используются игрушки, особенно при разучивании песен, где этому помогает литературный текст. Детям весело и интересно исполнить песенку о сидящем перед ними зайчике, мишке, петушке.

Во всех возрастных группах необходим индивидуальный подход к детям. Следует проверять певческие возможности каждого ребенка несколько раз в году. С этой целью на занятиях используют различные приемы: каждому ребенку предлагают спеть куплет песни; один поет запев, другой припев, все поют поочередно по одной музыкальной фразе. Для проверки берется только хорошо выученная и легкая песня. С детьми, имеющими ограниченный диапазон (2, 3 звука), поющими неправильно, необходимо заниматься индивидуально, а на занятиях помогать им, предлагая петь различные упражнения.

Методика обучения пению должна способствовать развитию у ребенка самостоятельных действий: исправить неточную интонацию в пении, своевременно начать петь после музыкального вступления, уметь исполнять песню без сопровождения.

Научить петь без сопровождения очень трудно, но крайне важно. Разучивая песни, лучше всего предлагать детям сначала петь в сопровождении фортепиано (чуть подыгрывая мелодию), затем без него, но с помощью воспитателя и, наконец, самостоятельно исполнить песню без сопровождения.

Методические приемы обучения пению обусловливаются общими воспитательными задачами, особенностями коллективного и индивидуального пения. Педагогические приемы связаны с последовательным разучиванием песен и обучением детей певческим навыкам в различных возрастных группах. Используются самые разнообразные упражнения, развивающие слух, голос и их координацию. Формирование песенного творчества проводится в тесной связи с обучением. Комплекс всех методов и приемов обеспечивает становление певческой деятельности.

Слушание музыки. Беседы

Слушание музыки может являться отдельным этапом занятия. Слушание музыки - это наиболее доступный вид работы, так как возможности восприятия детей шире исполнительских. Систематическое знакомство с разнообразной подлинно народной музыкой значительно разовьёт вкус ребёнка, обогатит его знания, расширит музыкальный кругозор.

    В обучении искусству многоголосного пения, варьирования напева обязательно необходимы слуховые впечатления. Получить такие впечатления можно при прослушивании записей с образцами многоголосных песен в ансамблевом исполнении под специально подобранную фонограмму, на которой в многоголосном изложении исполняется разучиваемая учащимися песня. В студию народной песни можно пригласить местных знатоков народной музыки и мастеров пения. Обычно это люди с большим певческим опытом и способны исполнять роли консультантов.

Формы  и методы работы

    Большую пользу в вокально- хоровом воспитании принесёт прослушивание песен в исполнении народных хоров и народных исполнителей. Такой показ наглядно подтвердит великолепную дикцию певцов из народа, тонкость фразировки, чистоту интонирования, свободное владением дыхания и т. д.

     Кроме того, слушание и разбор произведения, исполняемых народными ансамблями и хорами, поможет развить тонкость детского слуха. Прослушивание песен даёт возможность учащимся воспринять её в ином характере.

В воспитании любви к народному творчеству важная роль должна отводиться лекциям и беседам. Несомненно, ребят заинтересуют такие темы, как, например, «Хоровод круглый год» - сказки о народных праздниках, обрядах, временах года, «Парасказ»- фольклорный спектакль – раёк по мотивам сказок. А. С. Пушкина. «Народная песня в творчестве русских и советских композиторов», «Былины и исторические песни», «Песни, связанные с неразрывным бытом. Трудом, праздниками русского народа», «Инструменты русского народного оркестра», особенно если беседы на подобные темы будут богато иллюстрированы музыкальными примерами.

Помощь могут оказать аудио, видеозаписи с подлинными образцами народных песен в исполнении, как отдельных выдающихся певцов, так и хоровых народных и фольклорных коллективов.

     Именно такое ознакомление детей и такая форма образовательной работы повышают уровень их знаний, расширяют общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливают к осознанию важности в жизни людей народной музыки, пробуждают интерес к ней. Опасения по поводу того, как воспримут дети непривычный для них музыкальный материал, бывают напрасными. Практика показала, детей не может оставлять равнодушными исполнение песен в подлинном виде.

Театрализация народных обрядовых праздников

Народные праздники и обряды всегда были тесно связаны с явлениями природы, временами года, растительным и животным миром. Через обряды, игры и песни народ проявлял к ним своё восхищение и уважение. Эта связь людей с окружающим миром нашла отражение и в театрализованных представлениях и праздниках. Важно, чтобы учащиеся поняли, что через постановку театрализованного представления оживают давно существующие народные праздники, сказки, обряды, игры.

Формы и методы работы

Значительное место в художественно- речевой деятельности занимают такие виды как: выразительное чтение текста наизусть, пересказ, рассказывание. Это даёт возможность приобрести навык кратко, ясно и образно выражать свои мысли, чувствовать мелодичность и ритм речи, уметь управлять своим голосом. Детям присущи актёрские способности. Они проявляются в играх с раннего детства. В играх дети перевоплощаются в других людей, в животных, в образы фантастических существ.

Привлечение учащихся к театрализации позволяет проявить врождённые, естественные, актёрские способности.

Дословный пересказ текста сценария можно выполнить вместе с детьми, беря на себя роль ведущего, а детям поручить другие роли. Текст, который должен произносить каждый персонаж, сначала произносит педагог, а дети повторяют. Инсценировка художественного произведения в свободном пересказе детьми реплик каждого персонажа происходит как сюжетно-ролевая игра. Как правило, это бывают сказки, много раз читанные и потому очень хорошо известные детям.

 Преодолеть трудности, которые могут возникнуть при постановке театрализации или сказки, помогут: небольшой объём сценария, ритмизованная и рифмованная речь, знакомые сказочные персонажи и мотивы, несложные попевки мелодий песен.

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Текст произведения для детей - только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д.  Например, в игре по сказке «Теремок» следом за зайчиком-побегайчиком на пороге дома появляется белочка - пушистый хвостик, затем детям стало жалко медведя, лису, волка, которые просились в теремок и обещали никого не обижать. Игра закончилась дружным хороводом персонажей сказки. Так, дети «переделали» общеизвестную сказку сообразно своим представлениям о необходимости жить в дружбе и мире, не видеть врага в тех, кто чем-то не похож на тебя.

  Учащимся нужно лишь привнести театрализованные действия присущие им непосредственность, увлечённость, умение импровизировать. Надо дать возможность почувствовать детям атмосферу народного праздника, который разыгрывается на сценической площадке, через своё актёрское участие в нём. Внимание детей педагог акцентирует не только на смысловую, но и на художественную сторону.

Сценарии народных праздников

1.     «Рождество Христово»

2.     «Широкая масленица»

3.     «Праздник крещения кукушек»

4.     «Иван- Купала»

5.     «Кузьминки»

Сценарии сказок

1.     «Иван да Марья»

2.      «Мужик и водяной»

Сценарий произведений детского фольклора

1.     «Мы искали радугу»

Сценарий тематического открытого урока

1.     «С песней жить - не тужить».

Контроль:  урок- конкурс, зачёт, театрализация.