Работа по преемственности в МБОУ СОШ №2
на ступенях дошкольного и начального общего образования
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Все образовательные учреждения перешли на новый образовательный стандарт: дошкольники на ФГТ, школьники – на ФГОС.
Ведущие принципы ФГОС – принципы преемственности и развития. Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребенка и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.
Наша школа работает по вопросам преемственности более 10 лет.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено – формирование умения учиться. Решение этой задачи возможно только при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое и интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Сейчас все образовательные учреждения перешли на новый образовательный стандарт: дошкольники на ФГТ, школьники – на ФГОС.
Ведущие принципы ФГОС – принципы преемственности и развития. Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребенка и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.
Наша школа работает по вопросам преемственности более 10 лет.
Работая в данном направлении, мы столкнулись со сложностями; такими как:
- формирование и развитие образования в каждом звене осуществляется без достаточной опоры на предшествующее образование и без учета дальнейших перспектив;
- имеется несогласованность между «входными» и «выходными» требованиями детского сада и школы;
- несовершенна существующая система диагностики при переходе с одного образовательного уровня на другой;
- недостаточно соблюдается психологическая преемственность
- отсутствуют единство в программах обучения и воспитания
Учитывая это, мы определили основную цель нашей работы: выработать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, выработать систему в работе по преемственности, направленную на успешную адаптацию ребенка к школе.
Задачи:
1. Организовать работу по обеспечению преемственности без нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, уделяя должное внимание ФГТ и ФГОС.
2. Определить основные аспекты взаимодействия обучения и воспитания на разных ступенях развития личности.
На начальном этапе мы рассмотрели управленческий и структурно – организационный аспект преемственности: отработали нормативно – правовую базу: школьный Устав, заключили договора о сотрудничестве на основе нормативно – правовых документов, определили круг работников, занимающихся данной проблемой.
На совместном круглом столе определили целевой аспект преемственности, согласовали цели и задачи воспитания и обучения на разных ступенях развития, выработали общие требования к воспитанию и определили основные направления работы по преемственности, которые определились следующим образом: административный, методический, оздоровительный, психологический, досуговый блоки, а также блок дополнительных услуг.
Блоки |
Ответственные |
Основные мероприятия |
Администра-тивный блок |
Директор школы, заведующая ДОУ |
1. Совместные административные совещания, круглые столы 2. Комплектование первых классов. Организация групп для подготовки к школе 3. Общее родительское собрание |
Методический блок |
Завучи по УВР, зам. зав по УВР |
1. Совместные педагогические советы, семинары, консилиумы 2. Взаимопосещение открытых занятий 3. Работа творческих групп 4.Проведение предметно- педагогических недель. 5. Анкетирование, тестирование. 6. Мониторинги усвоения учебной программы. 7.Дни открытых дверей для родителей и будущих первоклассников. 8. Родительские собрания, консультации для родителей 9.Оформление уголков в д/садах «Вас приглашает школа» 10. Информационные бюллетени для родителей |
Оздоровитель-ный блок. |
Старшая медсестра ДОУ, врач, медсе-стра школы, учитель физкультуры. |
1. Семинары- практикумы. 2.Проведение оздоровительных, закаливающих, профилактических мероприятий 3. Проведение дней здоровья 4. Работа с родителями. 5. Мониторинг здоровья воспитанников |
Психологичес-кий блок. |
Психологи, педагог- социолог. |
1.Диагностическая и исследовательская деятельность психологов ДОУ и школы 2. Анализ психологической готовности детей к школе на основе исследований. 2.Психолого-педагогические семинары 3.Тренинги. 4.Консультации для педагогов и родителей 5.Уроки общения. |
Блок досуговой деятельности |
Музыкальные руководители и педагоги организаторы |
1.Организационные экскурсии в школу, на пришкольный участок, в школьную библиотеку. 2.Конкурсы, викторины, выставки детских работ. 3.Театрализованные представления. 4. Праздники 5.Сбор информации о детях, посещающих кружки |
Блок дополни-тельных услуг. |
Руководители кружков. |
1. Кружки, факультативы 2. Творческие отчеты |
В начале своей деятельности данная работа осуществлялась значительно легче, так как дети одного из дошкольных учреждений микрорайона почти полным составом прибывали для обучения в школу.
В настоящее время родители выбирают школы не только своего микрорайона и детские сады вынуждены взаимодействовать с большим количеством школ, что создает определенные трудности в организации работы и планировании. Поэтому основное внимание мы уделяем психологическому аспекту преемственности, совершенствуя формы организации учебно-воспитательного процесса и методы обучения в детском саду и школе с учетом возрастных особенностей. При проведении уроков превалируют игровые формы обучения, большое внимание уделяется сочетанию интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок. У детей снижены учебные возможности, работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. Все это резко снижает адаптационные возможности организма, затрудняет процесс и особенности функциональной адаптации. Организуются праздники при активном участии родителей. Проводим совместные мероприятия учащихся начальной школы с подготовительными группами детских садов, экскурсии «Вас приглашает школа № 2», открытые занятия и уроки.
В школе выработался следующий алгоритм работы по преемственности:
1. Сбор информации о подготовке первоклассников к школьному обучению в ходе комплексного психолого-медико- педагогического экспресс – наблюдения: - первичная адаптация (психолог) -обследование учащихся (психолог, логопед, тифлопедагог, врач) - посещение уроков, мероприятий занятий (завучи) Создание групп по подготовке к школе на базе д/сада или школы |
1-2 недели сентября сентябрь- октябрь октябрь-ноябрь сентябрь |
2. Проведение круглого стола по первичной адаптации «Наши первоклассники» (внутришкольный) |
сентябрь |
3. Проведение педконсилиума «Готовность учащихся 1-х классов к обучению, их адаптация» |
ноябрь |
4. Планирование коллективных и дифференцированно – индувидуальных формы работы с педагогами, детьми и родителями. Корректировка совместных планов по сотрудничеству. Проведение родительских собраний |
ноябрь |
5. Организация контрольных мероприятий по преодолению возникших проблем - взаимопосещение занятий -семинары по коррекционной работе с учащимися - подведение итогов по результатам работы и выполнению рекомендаций за триместр. - отчеты и подведение итогов работы на административном совете. |
ноябрь- май |
При организации работы с первоклассниками на начальном этапе четко распределены функции всех участников экспресс - наблюдения
Завуч – определяет исходный уровень педагогической готовности к школе.
Психолог – определяет уровень психологической готовности к обучению в школе, обращая внимание на особенности поведения, общения, привычки и интересы, исследует основные виды деятельности, интеллектуальное развитие, организует анкетирование родителей.
Учитель составляет общее впечатление о ребенке, определяет сформированность учебных навыков, характеризует эмоционально-поведенческие особенности.
Участники обсуждают вопросы готовности первоклассников к обучению в школе по итогам проведенной работы, высвечиваются проблемы, возникшие в период адаптации, вырабатывается стратегия сопровождения для каждого учащегося в зависимости от тех затруднений, с которыми он сталкивается.
Выявленные педагогами – психологами причины дезадаптации служат основой для планирования совершенствования дальнейшей работы по разработке содержательной и организационной преемственности.
В ДОУ № 9, №11 педагоги и администрация активно занимаются проектной деятельностью, что соответствует требованиям ФГТ и ФГОС в отношении преемственности и играет большую роль в успешном обучении в школе и адаптации на 1 ступени обучения.
Основными задачами совместной деятельности администрации, педагогов и социально-психологической службы являются: повышение мотивации педагогов к овладению и поиску средств профилактики школьной дезаптации, разработка системы контроля за успешностью процесса адаптации учащихся и эффективностью системы профилактических мероприятий.
Мы понимаем всю ответственность периода адаптации первоклассников к школе и не можем относиться к вопросам преемственности формально.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.