Работа по рассказам А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна
Оценка 4.7

Работа по рассказам А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна

Оценка 4.7
docx
05.01.2022
Работа по рассказам А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна
Литература 8кл 50.docx

Предмет: литература

Учитель: Олейник Е.П.

Дата

Урок № 50

Класс 8

Тема: Работа по рассказам А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна

Цель урока:

Образовательная. Проследить эволюцию взаимоотношений героев рассказов «О любви» А.П. Чехова, «Кавказ» И.А. Бунина, «Куст сирени» А.И. Куприна. 

Развивающая.  Активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся. Продолжить формирование навыка проблемного анализа прозаических произведений.

Воспитательная. Формировать компетентную личность, способную реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал. Воспитывать нравственные чувства любви, доброты, искренности во взаимоотношениях. Прививать любовь к слову, русской литературе.

Планируемые результаты Личностные: развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе дости­жения результата, определять и корректировать способы действий в рамках предложенных условий.

Предметные: развитие умения создавать развёрнутые устные и письмен­ные высказывания аналитического и интерпретирующего характера; само­стоятельно планировать досуговое чтение.

Тип урока: урок-развитие речи

Оборудование : учебник литературы, рабочая тетрадь, таблицы,презентация

 

Ход урока

 

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы урока и целей.

Предлагаю прослушать стихотворение современной поэтессы Ольги Высотской:

Любовь - она бывает разной. 
Бывает отблеском на льду.
Бывает болью неотвязной,
Бывает яблоней в цвету.
Бывает вихрем и полетом.
Бывает цепью и тюрьмой...
Мы ей покоем, и работой,
И жизнью жертвуем самой!
Но есть еще любовь такая,
Что незаметно подойдет
И, поднимая, помогая,
Тебя сквозь годы поведет
И будет до последних дней
Душой и совестью твоей…

-Вывод: Действительно, у каждого из нас своё представление о любви.

 

Сегодня нам предстоит выяснить, какой может быть любовь.

 

Можно ли сказать, что понятия любовь и счастье неразрывно связаны между собой?

- «Что такое счастье?»

Словарная работа

Слайд 1

 Счастье- 1. чувство, состояние полного, высшего удовлетворения.

2.        успех, удача. ( Толковый словарь С.И.Ожегова)

 ТАКИЕ ВОПРОСЫ не перестают волновать человечество на протяжении веков. Как вы думаете, зачем  сегодня на уроке мы рассматриваем данные понятия? Где могут пригодиться Знания, полученные на уроке?

Сегодня мы проведем диспут по теме « Что такое счастье?»

Словарная работа    

Слайд 2     «Диспут»-[латин. disputare-рассуждать, спор]

1)      публичный спор на научную  или общественно важную тему;

2)      устар.публичное обсуждение научного  труда, написанного для получения ученой степени

 

Учитель. Познакомьтесь, пожалуйста, с правилами корректного спора. Слайд 3

1. Я критикую идеи, а не людей.

2. Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

3. Я выслушиваю соображения каждого, даже если с ним не согласен.

4. Я пересказываю фразу, что мне не вполне понятна.

5. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.

6. Я сначала выясню все идеи и факты, относящие к обеим позициям, а потом попытаюсь их совместить так, чтобы это совмещение дало новое понимание проблемы.

7. Я изменяю свою точку зрения, когда факты дают для этого ясное основание1.

 

Вы уже догадались, о каких рассказах мы сегодня поговорим на уроке?Запишите тему. Слайд 4

Какие цели и задачи перед нами? (показать на примере художественных произведений как по–разному может проявляться любовь в жизни человека. )

 

3.Вступительное слово учителя.

 

    Что такое любовь?  Не один век пытаются ответить на этот вопрос учёные, философы, писатели и поэты, композиторы и художники. Но, вероятно, ответа так и не будет. Ведь сколько людей, столько и историй любви. У кого-то она счастливая, у кого-то –

несчастная, у кого-то безответная. У любви много лиц. Она многогранна, как и многогранен этот мир.  Любовь  иногда задаёт очень сложные вопросы людям, и не всегда на эти вопросы можно ответить однозначно.

По ходу нашего урока мы будем заполнять небольшую таблицу:

 

А.П.Чехов «О любви»

И.А.Бунин   «Кавказ»

А.И.Куприн «Куст сирени»

 

4. Беседа с учащимися.

 - Ребята, в начале нашего разговора,  давайте мы определим  жанр,  к которому

относятся рассматриваемые нами произведения.

 (рассказ. Небольшое произведение с ограниченным числом персонажей, в котором, как правило,  решается одна проблема и описывается одно событие.)

 

 

А.П.Чехов «О любви»

И.А.Бунин «Кавказ»

А.И.Куприн «Куст сирени»

рассказ

рассказ

рассказ

О любви

О любви

О любви

Алёхин, Анна Андреевна Луганович

Муж-офицер, жена, любовник.

Николай и Вера Алмазовы

Счастье прошло мимо героев.

Счастье одного может привести к трагедии другого.

В этой семье царит любовь. Героиня очень преданна своему мужу.

Жалость, разочарование…

Жалость, негодование, возмущение…

Радость за героев, надежду на их счастливую жизнь, уважение…

 

 -  Какой темой объединены эти  рассказы? (Любовь)

 -  Назовите героев рассказов. Что представляют из себя эти люди. Зачитайте портретные

характеристики из текстов.

  -  Что отличает эти рассказы друг от друга?  ( Любовь представлена по- разному.  Герои

по - разному проявляют свои чувства в этих рассказах.)

   -  Какова идея каждого из этих рассказов? Что хотели сказать своими произведениями

А.П.Чехов,  И.А.Бунин, А.И. Куприн?

   -  Какие чувства вызывают у вас герои этих рассказов? Запишите в таблице.

 

Нами прочитаны замечательные рассказы, которые и дают предмет для спора. (Работа группах.)

·         Следует ли прислушиваться к мнению других, например родителей, когда любишь?

·         Сколько правды в народной мудрости “Стерпится — слюбится”

работа в парах (или  группах), затем каждый в споре утверждает свою точку зрения. По выдвинутому тезису.

Слабые ученики готовят в/чт-стихи о счастье.

И. Бунин  «Вечер»

С.Есенин  «Вот оно глупое счастье»

5Поделитесь своими впечатлениями о  прочитанных рассказах, составив синквейн. Слайд5

         Любовь

2        прилагательны

3        глагола

1 фраза Любовь для меня …………….    

Существительное

 

Первый пример:

Любовь.
Вечная, неразделенная.
Чувствовать, обожать, думать.
Встречается редко и мыслит сердцем.
Чувство.

Второй пример:

Любовь.
Возвышенная, божественная.
Восхвалять, радовать, дарить.
Помочь любому может спастись.
Дар.

Третий пример:

Любовь.
Безответная, горькая.
Ранит, убивает, не щадит.
Горе великое несет.
Боль.

6. Подведение итогов.

Итак, друзья, сегодня на примере трёх замечательных произведений мы с вами увидели, как по-разному относятся люди к ЛЮБВИ, как по-разному выстраивают они свои отношения друг с другом. каждый человек проходит  «испытание любовью», но не каждый его выдерживает..

Ребята, как вы сегодня поработали? Оцените себя.

Домашнее задание: Слайд6

1.Биография И.Шмелева

2.Устно ответить на вопрос «Что значит быть счастливым?»;

3.Афоризмы о любви

 

Поищем мудрости и в афоризмах о любви

Любовь в письмах выдающихся людей XIX века

“Моя единственная Жозефина — вдали от тебя весь мир кажется мне пустыней, в которой я один... Ты овладела больше чем всей моей душой. Ты единственный мой помысел; когда мне опостылевают докучные существа, называемые людьми, когда я готов проклясть жизнь — тогда опускаю я руку на сердце: там покоится твоё изображение, смотрю на него, любовь для меня абсолютное счастье.

Наполеон Бонапарт — Жозефине, 3 апреля 1796 года

Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Прежде расставался со многими, к которым тоже крепко был привязан, но день, два, неделя — и тоска исчезала, теперь чем далее от тебя, тем хуже. Потерпи ещё несколько, ангел мой, и будем молиться Богу, чтобы нам после того никогда более не разлучаться.

А.С.  Грибоедов — жене Нине. 24 декабря 1828 года

Чем более я думаю, тем сильнее убеждаюсь, что мое существование не может быть отделено от вашего: я создан для того, чтобы любить вас и следовать за вами; все другие мои заботы — одно заблуждение и безумие.

А.С.  Пушкин — Н.Н. Гончаровой, март 1830 года


 

Предмет: литература Учитель:

Предмет: литература Учитель:

Толковый словарь С.И.Ожегова)

Толковый словарь С.И.Ожегова)

Алёхин, Анна Андреевна Луганович

Алёхин, Анна Андреевна Луганович

Итак, друзья, сегодня на примере трёх замечательных произведений мы с вами увидели, как по-разному относятся люди к

Итак, друзья, сегодня на примере трёх замечательных произведений мы с вами увидели, как по-разному относятся люди к
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2022