Работа по сохранению здоровья обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности в рамках основного общего образования
Аннотация:
в статье обобщён опыт работы преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности средней школы по сохранению здоровья обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности в рамках основного общего образования.
Ключевые слова:
основы безопасности жизнедеятельности; здоровый образ жизни; здоровьесбрережение; психологическая культура; эмоциональное благополучие; безопасность.
Слайд2 В Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года «Семь слагаемых успеха» в приоритете «Здоровьесбережение, продуктивный безопасный досуг и каникулярный отдых» сформулированы основные проблемы нашего общества в области здоровьесбережения, среди которых выделены следующие:
«снижение уровня здоровья обучающихся: увеличение количества детей, имеющих хронические патологии и инвалидность; недостаточный уровень культуры здоровья у участников образовательных отношений; интенсификация учебного процесса и рост нагрузки обучающихся».[3]
Слайд3 В ФООП ООО обращается внимание на необходимость формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия обучающихся.[1]
Слайд4 Анализ показателей здоровья школьников в Касторенской средней общеобразовательной школе №1 Касторенского района Курской области за последние три года свидетельствует, что наблюдается положительная динамика, однако проблемы со здоровьем у наших детей ещё остаются: это и заболевания органов зрения, и сердечно-сосудистой системы. В общей сложности свыше 15% учащихся отнесены к подготовительной группе здоровья или освобождены от занятий физической культурой.
Как видим, работа по здоровьесбережению школьников актуальна в настоящее время.
Что же могу сделать я, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, на уроке для сохранения здоровья школьников?
Слайд5 Основы безопасности жизнедеятельности - это учебный предмет, который непосредственно готовит детей к жизни, открывает перед учащимися большие возможности для формирования осознанного и ответственного отношения к собственному здоровью
Поэтому считаю главной своей задачей использование содержания уроков ОБЖ для формирования здорового образа жизни у обучающихся.
Слайд 6 На уроках ОБЖ учащиеся получают знания о необходимости ведения здорового образа жизни, умения оказывать первую помощь и безопасно вести себя в различных жизненных ситуациях, приобретают навыки управления своим здоровьем, формирования культуры межличностных отношений, что важно для поддержания здоровья.
Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволили мне выделить основные правила построения урока с позиций здоровьесбережения. Наибольший эффект в формировании здорового образа жизни учащихся оказывают разнообразные виды работы, технологии и методы, используемые на уроках. Разнообразие форм работы делает процесс обучения творческим и позволяет гарантировать, что знания, приобретенные школьниками, прочно войдут в их повседневную жизнь. Поэтому на своих уроках основ безопасности жизнедеятельности по формированию здорового образа жизни я чаще всего использую такие формы работы, которые целесообразны и в то же время интересны детям.
Остановлюсь подробнее на каждом этапе урока.
Вводная часть- обязательная часть каждого урока, цель которой - повысить готовность школьника к восприятию нового материала, создать обстановку взаимного доверия, спокойствия, уверенности для каждого ученика. эмоциональный настрой обучающихся на восприятие учебного материала.
Слайд7 На этапе актуализации знаний провожу устный опрос и тестирование. Устный опрос побуждает учащихся к погружению работу на уроке, привлекает слабых школьников своей простотой, повышает интерес к изучаемому материалу, помогает всем детям быстро включиться в учебную деятельность. Формы устного опроса различны: это и блиц-опрос, и игры « Да-нет», «Продолжи фразу», кроссворды. Тестирование с использованием самооценки по данным критериям помогает создать ситуацию успеха, поскольку от самооценки зависят такие социальные факторы, как отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успеху и неудаче.
На этапе изучения нового материала с целью формирования основ здорового образа жизни подбираю вопросы и примеры, условия которых содержат советы и рекомендации по здоровьесбережению.
Чтобы не перегружать учащихся психологически, я практикую проведение разноуровневых самостоятельных работ. Задания разнообразны: это и список заданий разной степени сложности, и темы проектов. Подобные задания предоставляют возможность каждому ребёнку выбирать задания, соответствующие его знаниям и навыкам, и работать на своём уровне сложности.
Слайд 8 На этапе первичного закрепления знаний предлагаю учащимся решение ситуационных задач, которые направлены на формирование навыков, необходимых для существования в реальном мире. Это также один из способов повысить мотивацию школьников к изучению учебного предмета ОБЖ.
Что такое ситуационная задача? Это описание конкретной ситуации. Это описание включает в себя изложение условий деятельности и желаемого результата. Решение задачи заключается в определении способа деятельности. Приведу примеры таких задач:
Класс |
Тема урока |
Ситуационная задача |
6 |
Как избежать отрицательного воздействия окружающей среды на развитие и здоровье человека |
Представьте, что вы гуляете в парке, где растут высокие деревья. Неожиданно началась гроза. Что может быть источником опасности для вас? Как нужно вести себя, чтобы не пострадать? |
7 |
Пожарная безопасность в помещениях |
Звучит сигнал эвакуации. Коридор задымлён, трудно дышать, видимость ограничена. Главный выход заблокирован огнём. Вам необходимо провести экстренную эвакуацию из класса до двери главного входа. Ваши действия. |
8 |
Пожарная безопасность в быту |
Представьте, что в доме неожиданно задымился телевизор. Каковы ваши действия по сохранению собственной безопасности, если дома, кроме вас, никого нет? |
9 |
Безопасные действия при урагане, буре, смерче, грозе |
Из средств массовой информации вы узнали о приближающемся урагане. Как вы будете вести себя, чтобы обеспечить безопасность свою и своих близких? |
Школьники решают ситуационные задачи в группах и индивидуально. Выполняя такие задания, учащиеся самостоятельно принимают решения. И это очень важно: хорошо известно, что знания, которые ученики приобретают самостоятельно, запоминаются на более длительное время, чем знания, полученные из лекции.
Составной частью каждого урока является практическая часть «Учимся безопасной жизни». На этом этапе школьники, работая с учебником и Интернет-источниками ( в парах и группах), составляют кластеры, работают с таблицами. Вот примеры подобных работ.
Слайд9 Кластер «Факторы,
разрушающие здоровье»
![]() |
![]() |
||
Вредные привычки Неправильное поведение Вредное воздействие
в быту окружающей среды
![]() |
алкоголь
курение долгое сидение за компьютером
наркотики избыточный вес
игромания
Слайд 10 Работа с таблицей:
Сгруппируйте приведённые в § «Стресс и стрессовые ситуации» ( 7 класс) рекомендации
Как выйти из стресса |
Как избежать стрессовой ситуации |
|
|
На занятиях я использую практически любую изучаемую тему, чтобы осветить определенные факты, способствующие формированию правильного отношения учащихся к своему здоровью, включая профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребёнка в различных бытовых ситуациях. Поэтому я считаю важным моментом в своей работе проведение инструктажей по охране труда. Более того, я не только провожу инструктажи со школьниками, но и перед детьми ставится задача составить памятки по технике безопасности на определенные темы. Приведу примеры таких заданий: слайд11
класс |
Тема урока |
Название памятки |
6 |
Факторы, разрушающие здоровье |
Правила работы за компьютером |
7 |
Безопасность в ситуациях , связанных с железнодорожным транспортом и метрополитеном |
Правила поведения на железной дороге |
8 |
Безопасная эксплуатация бытовых приборов и мест общего пользования |
Правила электробезопасности |
9 |
Первая помощь и самопомощь при неотложных состояниях |
Мероприятия по сердечно-лёгочной реанимации |
слайд12. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока являются физкультминутки, которые предотвращают переутомление учащихся. Комплексы упражнений для физкультминуток я подбираю в зависимости от типа урока, его содержания: упражнения для утомлённых групп мышц, для глаз, упражнения для релаксации. Я подбираю разнообразные упражнения, так как однотипные, монотонные физические действия снижают интерес к ним, а, следовательно, и их эффективность. Физкультминутки помогают не только снять утомление, но и обеспечивают положительный эмоциональный настрой .
Например, используя приём экспресс релаксации, провожу дыхательную гимнастику: выпрямиться, сесть удобно, вдохнуть на 1-2 (животом), задержать дыхание 1-2-3, выдохнуть медленно на 1-2-3-4-5, расслабиться. Еще раз.
Слайд 13 На этапе самоконтроля и самооценки дети проводят самопроверку или взаимопроверку по образцу. Задания на этом этапе разнообразные.
Это и тест:
1 |
Возник пожар |
А |
забросай землей |
2 |
В комнате много дыма |
Б |
открой окно, балкон |
3 |
На тебе горит одежда |
В |
падай на землю, катайся |
4 |
Задымился телевизор |
Г |
дыши через мокрую тряпку |
5 |
Горит старая трава |
Д |
ползи к выходу |
6 |
Почувствовал запах газа |
Е |
отключи, накрой одеялом |
7 |
Трудно дышать от едкого дыма |
Ж |
звони 01 |
Бланк ответа
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Работа с деформированным текстом:
Дополните предложение:
1.Социальные опасности – это опасности, возникшие в _____________ и получившие широкое распространение в обществе и угрожающие жизни и здоровью людей.
2. Суицид – это__________ лишение себя жизни, как, правило, самостоятельное и ______________.
Работа с карточками:
карточки расставить по порядку действий при оказании первой помощи при тепловом и солнечном ударе:
Перенести пострадавшего в прохладное место, в тень, уложить на спину,
приподнять голову и повернуть её набок
Если у пострадавшего открылась рвота, ему необходимо повернуть голову
на бок, чтобы рвотные массы не попали в дыхательные пути
Расстегнуть одежду или снять её, ослабить пояс
Тело обтереть полотенцем, смоченным холодной водой
Если человек в сознании, ему надо давать обильное питьё
(чай или слегка подсоленную воду)
Если пострадавший потерял сознание, ему надо осторожно
дать понюхать нашатырный спирт
Этот этап очень важен не только для проверки усвоения знаний, но и для определения внутреннего состояния и самочувствия детей по отношению к заданиям, выполняемым на уроке. Я формирую самооценку у школьников на каждом уроке, ведь степень развитости самооценки учащихся влияет на характер принятия ими оценки учителя: ученик, оценивающий себя адекватно, будет чувствовать себя комфортно на уроке.
Слайд14Этап рефлексии - обязательная часть моих уроков. Рефлексия помогает учащимся обобщить полученные знания, определить цели дальнейшей работы и скорректировать свои последующие действия. Цель этого этапа - не только зафиксировать полученный результат, но и выйти из класса в хорошем настроении, что важно для сохранения психологического благополучия школьников.
Примеры вопросов для рефлексии:
-Обычное твоё
настроение, когда идёшь на урок ОБЖ?
-Твоё
настроение после урока ОБЖ?
-Что получилось у
тебя на уроке хорошо?
-Что не получилось?
Что нужно, чтобы получилось?
Слайд15На этом этапе я часто используя приём синквейн.
В этом четверостишии - выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои
впечатления, знания, воображение. Синквейн
помогает школьникам выразить мысли, эмоции, чувства. Вот пример синквейна,
написанного восьмиклассниками, к понятию «Безопасность»:
Ежедневная, нужная
Учит, предупреждает, сохраняет
Руководство в жизни
Правила.
Считаю, что мои уроки ОБЖ, построенные таким образом, прививают у школьников культуру безопасного отношения к себе и окружающим, формируют знания, умения и навыки безопасного нахождения в окружающей среде. Ведь моя задача педагога: сделать урок таким, чтобы, кроме получения знаний, каждый ученик приобрёл здоровье или хотя бы не потерял его.
По каким критериям можно оценить
результативность проводимой мною работы по здоровьесбережению? Слайд16В ФГОС ООО определены
требования к личностным результатам освоения обучающимися программ основного
общего образования: «сформированность внутренней позиции личности как
особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом» [2].
Личностные результаты по формированию культуры здоровья и эмоционального благополучия должны отражать сформированные ценностные ориентации:
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни,
- соблюдение правил безопасности,
- умение управлять собственным эмоциональным состоянием.
Слайд17 Говоря о результативности работы по сохранению здоровья обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности, думаю, необходимо выделить следующие параметры:
-способность к самоопределению (адекватная самооценка);
-эмоциональное самочувствие;
-способность к саморегуляции, самопониманию, самосознанию, самоорганизованности, саморазвитию;
-уровень психологической культуры.
Как отследить успешность образовательного процесса по этим параметрам? Я отслеживаю уже непосредственно на уроке путём педагогического наблюдения.
Считаю, что результативность моей работы по здоровьесбережению школьников - в воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации « Об отверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» №370 от 18.05.2023г.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287
3. Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года «Семь слагаемых успеха» https://new.kiro46.ru/dokman/412-strategiya-razvitiya-obrazovaniya-v-kurskoj-oblasti-do-2030-goda/file.html
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.