Работа преподавателя русского языка над обогащением словаря обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности
Оценка 4.6

Работа преподавателя русского языка над обогащением словаря обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности

Оценка 4.6
doc
15.04.2020
Работа преподавателя русского языка над обогащением словаря обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности
Работа над проблемой обогащения словаря учащихся.doc

Проблема обогащения и активизации

словарного запаса обучающихся и пути ее решения

 

Если в мире есть вещи, достойные названия «ЧУДО», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них.

Л.Успенский

Обращение к данной проблеме обогащения и активизации словаря учащихся не случайно, т.к., работая преподавателем, заметила, что многие учащиеся испытывают трудности при пересказе, не умеют вести диалог, строить монолог, слабо отвечают на устных экзаменах.

Из справки по результатам вступительных экзаменов по русскому языку было выявлено, что качество знаний у будущих студентов школьного отделения 39%.

В начале этого учебного года была проведена входная диагностика по русскому языку, целью которой было определение исходного уровня знаний и умений по языку.

Для определения сформированности орфографического навыка был проведен орфографический диктант, который показал 35 % качества знаний.

С целью первоначального представления об уровне владения словом было предложено написание эссе о роли слов в нашей жизни. Написанные учащимися работы показали, что словарный запас студентов данной группы скуден, учащиеся не могут грамотно выразить свои мысли, чувства, допускают большое количество лексических, речевых, орфографических, пунктуационных ошибок.

В письменном опросе о месте и значении словарей в нашей жизни учащимся были заданы вопросы. На вопрос по лексикографии о разнообразии словарей 88% студентов назвали только орфографический и толковые словари, всего 27% из них смогли указать авторов толковых словарей. А на вопрос о том, какой способ   выяснения лексического значения незнакомых слов используют, только 11% студентов ответили, что обращаются к словарям и справочникам, а остальные предпочитают выяснять значение слов у преподавателя или не обращают внимания на значение незнакомых слов.

 После обработки результатов диагностики пришла к выводу, что возникает потребность в продуманной работе над словом, направленной на обогащение словарного запаса учащихся.

Лингводидактической основой методической работы по обогащению словарного запаса студентов является лексикология.

На изучение данного раздела отводится по программе 10 часов. В разделе рассматриваются следующие темы:

1.Раздел «Лексика». Понятийный аппарат раздела.(1ч)

2. Многозначность слов. Прямое и переносное значение слов. (1ч).

3.Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, их разновидности.(2ч)

4.Лексика современного русского языка с точки зрения происхождения. (1ч)

5.Лексика современного русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. (1ч)

6. Лексика современного русского языка с точки зрения употребления и стилистической принадлежности. (2ч)

7. Фразеология. Фразеологические единицы. Типология фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи. (1ч)

8. Контрольная работа. (1ч)

Изучение каждой из тем располагает большими возможностями в обогащении словаря учащихся.

Как правило, каждый из объектов изучения проходит 4 ступени работы учащихся:

1.Обнаружение слова в тексте (слова, нуждающегося в толковании, в исследовании его особенностей).

2.Семантизация.

3.Выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы (составление синонимических и антонимических рядов, градация синонимов, замена слова синонимом) - используется парадигматический принцип в выборе приема семантизации.

4.Введение новых слов в текст, в свою речь, т.е. активизация словаря учащихся, употребление в коммуникативных целях (работа с обобщенными лексическими понятиями; исправление допущенных лексических ошибок) – используется синтагматический принцип в выборе приемов семантизации.

Как мы видим, одной из важнейших задач преподавателя является обучение учащихся приемам семантизации:

*основным:

1) указание на род и видовой признак (авантюра – рискованное и сомнительное дело, предпринятое в расчете на случайный успех);

2) обращение к лексическому значению исходного слова и значению словообразовательной морфемы (авантюрист – образовано от слова авантюра при помощи суффикса –ист-, вносящего значение – человек, склонный к чему-либо, в данном случае – беспринципный человек, занимающийся авантюрами).

*дополнительным :

1) сопоставление неизвестного слова с известным – синонимом или антонимом (вербальный – словесный, устный; фатальный – загадочно-непонятный);

2) контекст (словесное окружение) даёт либо общее представление о лексическом значении слова либо уточняет значение слова (Карлсон сломал пропеллер – новый мировой бестселлер. Человек ты нестабильный, а изменчивый – лабильный. Он слишком много изучил, и жизни всех с тех пор учил, ведь, увеличив эрудицию, повысил он свою амбицию;

3) подбор однокоренных слов и подбор слов на смысловую тему тоже используется для уточнения лексического значения толкуемого слова(абстракция - мысленное отвлечение, отвлеченное понятие, абстрактный - основанный на абстракции, абстрагировать- произвести абстракцию, абстрагироваться- представить в абстрагированном виде, абстракционизм-направление в искусстве, основанное на абстракции

( изображение реального мира как сочетания отвлеченных форм).

 

Какие же пути решения проблемы обогащения и активизации словаря учащихся можно предложить:

1)организация наблюдения за  происходящими языковыми процессами, сбор лексического материала, отражающего изменения в обществе с целью создания микрословников для организации словарной работы на уроках и для использования во внеурочной деятельности (Студенты данной группы делятся на микрогруппы, которые собирают слова:

1)      отражающие сферу коммерции, рынка;

2)      общественно-политической лексики;

3)      лексику культурной сферы, искусства;

4)      словарь духовного, церковно-христианского содержания;

5)      факты, свидетельствующие о порче языка (неверное ударение в словах, неверное произношение, словоупотребление, ненормативные синтаксические конструкции)

Источниками для сбора такого материала служат газеты, журналы, радио-, телепередачи, общение с окружающими людьми, вывески, объявления, рекламные тексты.

На основе материалов, собранных в течение семестра проводится итоговое занятие – конференция, где студенты по группам отчитываются о проделанной работе. А еще материал используется для оформления уголка русского языка, студенты ведут рубрики «Знаешь ли ты?», «Словарь современного русского языка».

Результат наблюдений над лексикой языковой среды и другими языковыми процессами – убеждение студентов, что русский язык, его лексика в данное время бурно развивается, возвращается к жизни мощный слой исконно русской лексики, появляется много заимствований, часто ненужных, которые не следует поддерживать и культивировать, нужно поставить заслон  вульгарной лексике)

2)разнообразные  виды диктантов:

*лексический диктант (диктуемым словам учащиеся дают толкование)

*диктант “Угадай слово!” (даётся толкование, записывается само слово).

* семантико-орфографический диктант (правильное произнесение записанных на уроке слов и толкование их лексического значения)

*этимологические диктанты (эффективный способ в обучении написания «трудных» слов).( Найдите в русском языке лексические единицы, связанные со словами: лат.occupo «занимать, завоевывать»;лат. humanus  «человечный»; лат.disputere « разбить, спорить»; лат.letum « смерть»; лат. fixus « твердый, подвижный»; франц.banal « обыкновенный»; франц. Isoler «отделить, обособить» ;

*проверочные словарные диктанты (2 раза в месяц)

3) словарно-семантические  упражнения, направленные на формирование умения составлять

*словосочетания, отражающие типичную лексическую сочетаемость слов;

 * предложения;

 * тематические или лексико-семантические группы слов;

 * парадигмы (семантического поля) слова.

4)творческие задания:

*написание творческого диктанта и сочинения по опорным словам.

* составление и разгадывание кроссвордов и викторин

*задание “Объясни разницу” - работа с паронимами (концепт – концепция, диалектный – диалектический, эффектный - эффективный); она помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванные незнанием их точного значения. Таким образом, идёт усвоение лексико-семантического уровня слова.

*составление письма, обращенного к «заграничному» президенту, условием написания которого является обязательное использование заимствованной лексики той страны, к кому обращено письмо.

*элементы театрализации (разыгрывание ситуаций): а)к нам в колледж приезжала иностранная делегация. Расскажите о приеме иностранных гостей, используя слова иноязычного происхождения; б) телерепортаж на тему «Имидж учителя  вчера, сегодня, завтра…»

*использование эвристических задач и заданий на уроках  и во внеклассной работе, рассчитанных на углубленное освещение вопросов правописания, семантики, строения. Например:

·               Правописание слов аквариум и террариум можно проверить с помощью латинских производящих слов. Какие это слова и что они обозначают? Какой суффикс в проверяемых словах с этимологической точки зрения? Какой суффикс он дал в русском языке?

·               Каким образом можно проверить написание слова кроссворд? Почему кроссворд так называется? Как это название членится на морфемы в языке-источнике?

*использование лексических задач

Определи слово по описанию: 1)В одном значении синоним слова дефицит, в другом – синоним слова изъян (недостаток); 2)  Один из антонимов слова СВЕТ и  омоним слова, обозначающего большое количество.(тьма)

3) В одном значении синоним слова УНИКАЛЬНЫЙ, в другом – антоним слова ГУСТОЙ. (редкий)

4) В одном значении антоним слова ТЕСНЫЙ, в другом синоним слова РАЗМАШИСТЫЙ.(широкий)

5) Антоним слова СТРОГОСТЬ, и омоним слова, обозначающего пушного зверя.(ласка)

·               Даны четыре слова: А, В, С и Д. Известно, что слова А и В – синонимы, А и С – антонимы. В и Д – антонимы. В каких отношениях находятся слова С и Д? Проиллюстрируйте задачу примерами .

(А- маленький, В – крохотный, С – большой, Д – огромный)

* использование лексических уравнений

1)      палец – перст = лоб - ?

2)      живой – мертвый = восторгаться - ?

3)      брег – берег = прах - ?

4)      вседневно – всегда = зело - ?

5)      закат – рассвет = добродетель- ?

6)      молодой – старый = эгоист - ?

7)      обоняние – обаяние =дипломат - ?

8)      биться – хрупкий = пачкаться - ?

9)      засучив рукава – спустя рукава = заварить кашу - ?

(Ответ: 1)чело; 2)негодовать; 3)порох; 4) очень; 5)  порок; 6)альтруист; 7)дипломант; 8)маркий; 9)расхлебывать кашу)

*составление паспорта слова ( в группах и индивидуально) – вариант лексико-фразеологического разбора.

План паспорта слова:

1.  Лексическое значение. Однозначность или полисемия слова.

2.  Историческая справка о происхождении слова.

3.  Слова-родственники.

4.  Синонимы,  антонимы.

5.  Слово во фразеологических оборотах, афоризмах, пословицах.

6.  Слово в названиях произведений, слово в текстах художественных произведений, в названиях газет, журналов, в рекламных слоганах.

7. В названиях картин, художественных и документальных фильмов,

      музыкальных произведений.

8. Слово в собственных иллюстрациях.

                                   Пример паспорта  слова педагог.

1.Лексическое значение- лицо, имеющее специальную подготовку и занимающееся преподавательской деятельностью.

2. Историческая справка о происхождении слова: от греч. paidagogos- воспитатель, наставник, но историческое название было иным: «педагог» - раб, сопровождающий ребенка в школу.

3. Родственные слова: педагогика, педагогический, педагогичный , педагогичность, педагогично.

4. Синонимы: учитель, преподаватель.

5. «Дерево и педагог познаются по плоду», «Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом» (Сенека), « Из уроков некоторых педагогов мы извлекаем лишь умение сидеть прямо» ( В.Катажинский).

6. А.С.Макаренко «педагогическая поэма»

7.   Педагогом решила я стать неслучайно,

И, поверьте сердечно, это – вовсе не тайна:

Мной задумано нужной для общества быть

И детей-непосед в нашей школе учить.

     Преподаватель, учитель – значений так много,

И совсем нелегка вовсе жизнь педагога,

Моя мама – учитель, я ею горжусь!

И я постараюсь, успехов добьюсь!

     Компетентность, коммуникабельность,

Креативность, талантливость…

Качества в колледже нужно развить,

Чтоб идеальным учителем быть.

 

На уроках чаще должна звучать живая речь, художественные тексты, произведения ребят, их суждения. Приучаясь мыслить, говорить, писать самостоятельно, ученик постигает философию языка. Письменные творческие работы – замечательный материал для учителя: можно наблюдать за подвижностью словарного запаса учащихся, следить, как изменяется подход к отбору лексических и грамматических средств.(Можно предложить создать текст – фантазию (представить себя зеркалом, цветком, компьютером и написать о своих ощущениях), юмористическое сочинение об учителе-неудачнике (с использованием фразеологизмов), сочинения о любимых словах).

Необходимо развивать у учащихся чувство языка, формировать умения в области связной речи и умения употреблять слово, учитывая его смысловые, стилистические качества и законы сочетаемости с другими словами.

Для формирования сознательного подхода к выбору слов в речи, проводится работа по лексической деформации текста. Сущность такой работы сводится к тому, что сознательно искажаются стилевые особенности мастерски написанного текста, чтобы наглядно показать учащимся, что представляет собой речевое мастерство, какую роль играет слово в создании стиля.

Анализ речевого материала формирует у учащихся вдумчивое отношение к речи, знакомит с критериями выбора слов. Студенты  углубляют свои знания о признаках текста и о лексических средствах выражения межфразовых связей. Зависимость норм сочетаемости от экспрессивно-эмоциональных, семантических свойств слова, от функционально-стилевой принадлежности слова – всё это может рассматриваться при выполнении различных упражнений

Огромную роль в работе по обогащению словарного запаса учащихся играет развитие у них интереса к овладению словом, к пополнению своего личного запаса слов. Опираясь на сформированный у студентов интерес к урокам русского языка, можно успешнее решать задачи расширения их словарного запаса, в том числе формирования у них внимания к незнакомым словам в тексте - слышимом или читаемом.

Каковы же результаты такой работы? Видно, как расширяется кругозор детей, обогащается их словарный запас, вырабатывается стремление к точному употреблению слов. Они приучаются при чтении любого текста отмечать слова, значение которых не знают. Известно, что сопоставление внешне сходных, но различных по значению языковых явлений способствует развитию мышления, побуждает интерес к познанию. Приучаясь мыслить, говорить и писать самостоятельно, ученик постигает бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка.

В результате работы над подобными заданиями формируется и совершенствуется не только лингвистическая компетенция и языковые навыки студентов, их языковое чутье и интуиция, но и умение работать со справочной литературой, а также пополняется словарный запас.


Проблема обогащения и активизации словарного запаса обучающихся и пути ее решения

Проблема обогащения и активизации словарного запаса обучающихся и пути ее решения

Обнаружение слова в тексте (слова, нуждающегося в толковании, в исследовании его особенностей)

Обнаружение слова в тексте (слова, нуждающегося в толковании, в исследовании его особенностей)

На основе материалов, собранных в течение семестра проводится итоговое занятие – конференция, где студенты по группам отчитываются о проделанной работе

На основе материалов, собранных в течение семестра проводится итоговое занятие – конференция, где студенты по группам отчитываются о проделанной работе

Определи слово по описанию: 1)В одном значении синоним слова дефицит , в другом – синоним слова изъян (недостаток); 2 )

Определи слово по описанию: 1)В одном значении синоним слова дефицит , в другом – синоним слова изъян (недостаток); 2 )

Мной задумано нужной для общества быть

Мной задумано нужной для общества быть
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2020