8 класс. Практическая работа
«Характеристика географического положения России»
Цель: Дать характеристику географического положения России.
Задачи:
Образовательная:
Развивающая:
Развитие мыслительных качеств: - умение сравнить, умение обобщать, анализируя факты, учить делать выводы, умение выявлять причины;
- умение использовать карту как источник информации о расположении тех или иных географических объектов;
Воспитательная:
- высказывать свою позицию в отношении географического положения России.
Оборудование: атлас 8-9 класс, контурная карта России, физическая карта России, политико–административная карта России, простой карандаш, цветные карандаши, ластик.
Основные понятия:
Географическая широта заданной точки определяется величиной в градусах дуги
меридиана от экватора до параллели, проходящей через эту точку.
Географическая долгота заданной точки определяется величиной в градусах дуги
параллели от начального меридиана до меридиана, проходящего через эту точку.
8 класс. Практическая работа №3
«Характеристика географического положения России».
Цель работы: выявить главные черты ГП России; определить границы России и пограничные государства. Продолжить формирование умения определять географические координаты крайних точек, протяженность территории с запада на восток и с севера на юг. Объяснить влияние ГП на особенности природы и жизнь населения России.
Оборудование: контурная карта России, физическая карта России, политико – административная карта России, простой карандаш, цветные карандаши, ластик.
Последовательность выполнения работы:
Задание 1. Вспомните план характеристики географического положения страны:
1. Положение по отношению к экватору.
2. Положение по отношению к нулевому меридиану.
3. Положение на материке, части света.
4. Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).
5. Соседние государства.
6. Координаты крайних точек страны.
7. Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Задание 2. Характеристика географического положения России.
1. Сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств (Таблица 1, Таблица 2). Сделайте вывод.
Таблица 1. Площадь материков
№ |
Название материка |
Площадь, млн. кв. км. |
1 |
Евразия |
54 |
2 |
Африка |
30,3 |
3 |
Северная Америка |
24,2 |
4 |
Южная Америка |
18, |
5 |
Антарктида |
14 |
6 |
Австралия |
9 |
Таблица 2. Площади крупнейших государств мира
№ |
Название государства |
Площадь, млн. кв. км. |
1 |
Россия |
17,1 |
2 |
Канада |
9,98 |
3 |
Китай |
9,56 |
4 |
США |
9,36 |
5 |
Бразилия |
8,51 |
6 |
Австралия |
7,59 |
2. Определите отношение России к экватору, нулевому меридиану, тропикам, полярным кругам.
3. Определите, на каком материке, в какой его части расположена страна. В каких частях света.
4. Определите моря и океаны, омывающие Россию.
5. Назовите страны, с которыми граничит Россия.
Определите, с какими странами самая протяженная граница.
Определите, с какими странами граница проходит по горам, рекам.
Определите, с какими странами Россия граничит только по морю.
Сделайте вывод о протяженности сухопутных и морских границ России.
6. Найдите крайние точки России. Определите их координаты
7. Определите протяженность России с севера на юг, с запада на восток (один см на карте равен – смотри масштаб карты).
Сделайте вывод, где наибольшая протяженность, где наименьшая.
Задание 3. Выделите положительные и отрицательные черты географического положения России. Заполните таблицу 3.
Таблица 3.
Положительные черты географического положения России |
Отрицательные черты географического положения России |
|
|
Задание 4. По предложенному плану расскажите об особенностях географического положения России.
Задания по контурной карте:
1) Отметить на контурной карте государственную границу России.
2) Подписать пограничные государства.
3) Отметить крайние точки России, подписать их координаты (мыс Челюскин, мыс Флигели, мыс Дежнева, Балтийская коса, гора Базардюзю).
4) Подписать природные рубежи России (остров Ратманова, Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза).
Памятка №2.
Правила работы на контурной карте. Помни, что задание должно быть выполнено не только правильно, но и аккуратно. 1. Все надписи на карте старайся делать печатными буквами или аккуратным почерком простым карандашом, мелко, четко, красиво. 2. Посмотри, как различные события и географические объекты отображены на картах атласа или учебника. 3.Названия рек и гор располагают соответственно вдоль рек и хребтов, названия низменностей – по параллелям. Если название географического объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а в условных знаках карты пишут, что обозначает данная цифра. 4. Раскрашивают карту цветными карандашами. 5. По необходимости заполни легенду карты (место на карте для обозначения условных знаков) 6.первая или последняя буква названия города или населённого пункта находится чаще всего у кружка, его обозначающего, - для обозначения острова или полуострова используются сокращения о. или п-ов, - стрелки направлений походов начинаются и заканчиваются в строго определённом месте, - границы на контурной карте обозначены пунктиром, но наносить их надо сплошной линией, - при нанесении порядкового номера года используй арабские цифры, века - римские. Если у тебя почему-либо нет цветных карандашей, пользуйся только простым, но используй разные линии и штрихи, например: пунктиры, точка-тире, прямые штрихи, косые штрихи, сплошное тонирование и т.п. В этом случае твоя карта получится исполненной в чёрно-белой графике.
|
Памятка №1.
Последовательность действий при определении географической широты объекта: 1. найти ближайшую к объекту параллель со стороны экватора и определи ее широту; 2. определить число градусов от этой параллели до объекта; 3. прибавить получившееся число к широте параллели. 4. определить в каком полушарии, северном или южном, находится объект. У всех точек, расположенных в северном полушарии – северная широта (с.ш.), а в южном полушарии – южная широта (ю.ш.). Последовательность действий при определении географической долготы объекта: 1. найти ближайший к объекту меридиан со стороны начального меридиана и определить его долготу; 2. определить количество градусов от этого меридиана до объекта; 3. прибавить получившееся число к долготе меридиана; Географическая долгота бывает
западной и восточной. |
Памятка № 2: Географическая широта показывает расстояние от экватора до заданной точки, выраженное в градусах. Географическая широта бывает северной и южной.
У всех точек, расположенных в северном полушарии – северная широта (с.ш.), а в южном полушарии – южная широта (ю.ш.).
Для определения географической широты на карте или на глобусе изображены параллели – линии, проведённые параллельно экватору. Географическая широта определяется по меридиану до заданной параллели.
Географическая долгота показывает расстояние от нулевого меридиана (Гринвича) до заданной точки, выраженное в градусах.
Географическая
долгота бывает западной и восточной.
У всех точек, расположенных в западном полушарии (к западу от
Гринвича) – западная долгота (з.д.), а в восточном
полушарии (к востоку от Гринвича) – восточная долгота (в.д.).
Для определения географической долготы на карте или на глобусе изображены меридианы –
линии, которые соединяют северный и южный полюса. Географическая долгота
определяется по параллели до заданного меридиана)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.