Отчёт на ПМПК по теме:
Работа с детьми «группы риска»
Выполнила учитель первой
квалификационной категории:
Кислова Л.Г.
Если педагогика хочет воспитать ребёнка
во всех отношениях,
она призвана так же:
знать
его во всех отношениях.
К.Д. Ушинский
Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.
В «группе риска» в нашей 5 группе состоит Глотова Александра 29.05.2001 года рождения. Поступила в школу-интернат 01 сентября 2014 года. Александра с первых дней пребывания в школе-интернате показала себя только с негативной стороны. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Наблюдаются резкие перепады эмоционального состояния, она их не контролирует, без причины становится крайне возбудимой, реагируя на всё со злобой и агрессией. Коммуникативные навыки общения, культур поведения не сформированы. Девочка демонстрирует и бравирует своим асоциальным поведением (курит, нецензурно выражается, бродяжничает, навязывается незнакомым людям). Ежедневно провоцирует конфликты, как со сверстниками, так и с работниками учреждения. Она неадекватно реагирует на замечания. Бросает фразы угрожающего характера сделать что-нибудь с собой, покончить с жизнью, демонстрирует всё чаще суицид. Александра очень хорошо умеет притворяться, используя свои внешние данные, играть невинную жертву, вызывать к себе жалость и сочувствие. Александра ничем не интересуется, интерес к любому занятию пропадает очень быстро. Учиться категорически отказывается. С девочкой регулярно, ежедневно, проводятся беседы о правилах поведения в школе, на переменах, уроках, проживания в общежитии интерната, общественных местах. После самоподготовки проводится «разговор по душам», либо час «вопрос-ответ», Час творчества, на котором пытаемся определить интересы, хобби девочки и развить их. Саша посещает кружок «Выжигание по дереву», где зачастую отказывается выполнять работу. Привлекали Александру к пению, танцам, привлекали к участию в проводимых мероприятиях. Ведётся дополнительный дневник наблюдения за девочкой. Разработан план мероприятий проводимых с ней на год. Не однократно с Александрой беседовал сотрудник ПДН.
Большое внимание уделяется профилактической работе с «трудными детьми», детьми «группы риска» и склонными к бродяжничеству. Совместно с другими специалистами учреждения была разработана программа «Все грани успеха», где прописаны мероприятия, как профилактического характера, так и диагностические процедуры с этой группой лиц. С ними проводятся индивидуальные беседы о правилах проживания в интернате, об ответственности за совершаемые действия, о простейших методах и приемах саморегуляции, а также сеансы релаксации для воспитанников, находящихся в состоянии повышенного возбуждения. В основу коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение поведенческой, эмоционально-волевой, аффективно-регуляторной сферы, положена модель терапии, акцент в которой делается не столько на поиск и устранение причин асоциального поведения, сколько на открытие и развитие личностных ресурсов подростков, основными из которых являются шкала его ценностей и волевая сфера. Активно применяются методики арт-терапии, методика цветного выбора М. Люшера, сказкотерапия, развивающие упражнения: «Неоконченные предложения», различные опросники, вовлекаем в проводимые общешкольные мероприятия, обсуждение литературных произведений, просмотр познавательных фильмов на различную тематику, анкетирование и тестирование.
Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает обучающихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. С другой стороны, наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели.
1. Изучение интересов и способностей детей.
2. Вовлечение детей асоциального поведения в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.
3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.
4. Изучение участия детей асоциального поведения , по необходимости помочь в переориентации интересов.
Работа с входящими «группу риска» детьми ставит следующие перед нами цели и задачи:
-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;
-профилактика вредных привычек (употребления ПАВ, табакокурения, алкоголя, наркотиков);
-профилактика правонарушений;
-психокоррекция;
-профориентация;
-пропаганда здорового образа жизни.
- создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;
- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.
Методы:
- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);
- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)
Методы воспитания - совокупность наиболее
общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных
взаимодействий.
На практике методы воспитания выступают в
сложном, а иногда и противоречивом взаимодействии. Результат воспитания зависит
от умелого использования и сочетания методов, приемов, средств форм организации
воспитательного процесса. Эффективность применения методов воспитания зависит
также от того, насколько воспитатель учитывает:
закономерности и движущие силы воспитания;
индивидуально-типологические особенности и
уровень воспитанности детей;
природу конкретных педагогических ситуаций, в
которых оказался ребенок. Метод воспитания принесет успех, если его применение
соответствует ведущему типу деятельности ребенка определенного возраста.
Методы стимулирования поведения и деятельности
детей с особыми потребностями должны применяться обоснованно, в соответствии с
воспитывающей ситуацией, с учетом требований индивидуально-дифференцированного
подхода к личности ребенка. Но, не следует злоупотреблять поощрением, в
противном случае оно может породить зазнайство и самоуспокоенность. В
подростковом и юношеском возрасте педагогически целесообразны методы
формирования сознания личности и методы стимулирования. Для педагогов
школы воспитание является не отдельным элементом внеурочного
педагогического действия, а необходимой органичной составляющей
педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и
развития (обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.