«Цифровые технологии избавят школу от рутины»
Руперт Мердок
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В СИСТЕМЕ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Сегодня образование в обществе претерпевает серьезные изменения. Меняется количество часов по школьным дисциплинам, добавляются новые дисциплины, применяются новые формы итогового контроля. Но, к сожалению, проблемы обучения детей остаются. В общеобразовательных школах, в отличие от профильных школ, лицеев и гимназий, существует проблема обучения детей с разной подготовкой, мотивацией, уровнем восприятия учебного материала. А поэтому вопросы разноуровневого обучения остаются наиболее актуальными.
Учитель не может при традиционной организации обучения равняться на всех одновременно. И он вынужден вести обучение применительно к среднему уровню – к среднему развитию, средней подготовленности, средней успеваемости – иначе говоря, он строит обучение, ориентируясь на некоторого мифического “среднего” ученика. Это неизбежно приводит к тому, что “сильные” ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения.
Например, «учащийся изучает дроби в математике. Есть много разных способов, чтобы научить детей алгебре – и все из них работают для некоторых детей, и не действуют для других. Почему мы должны быть так ограничены? Почему мы не можем использовать цифровые технологии? Так, для некоторых детей лучшим решением будет онлайн-наставник, который направляет их на каждом шагу. Для других это могут быть мультфильмы, показывающие, как дроби представляют части единого целого. Для третьих это может быть прослушивание лекций лучшего учителя математики страны, с изложением заданий, над которыми ребенок работает в своем собственном темпе, под руководством школьного учителя. Главное здесь – умение анализировать, на какой стадии дети находятся в их обучении и как они должны двигаться вперед», - из выступления Руперта Мердока, медиа-магната, на саммите стран «большой восьмерки», о необходимости глобальных перемен в сфере образования.
Традиционная система образования неоднократно заявляла об индивидуальном подходе в обучении. Однако на практике крайне трудно осуществить индивидуальный подход в условиях традиционной школы. В процессе дистанционного обучения гораздо легче осуществлять индивидуальный подход к обучению, учитывать способности ученика, его интересы и индивидуальный распорядок дня.
Существует большое количество определений понятия “Дистанционное обучение”. Их легко можно найти в интернете. Из этого множества определений наиболее точным является следующее определение: дистанционное обучение – совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
За достаточно короткое время педагогическое сообщество освоило компьютерные технологии, создаёт и успешно использует электронные образовательные ресурсы, и кажется – уже готово посягнуть на святое: классно-урочную систему. Его Величество УРОК становится более демократичным, меняются стили и форматы. Но, к сожалению, этот процесс трансформации традиционного урока идет очень медленно, и мечта о возможном дистанционном образовании пока так и остаётся мечтой. Образование сегодня в области применения цифровых технологий серьезно отстает от других отраслей. Сайт дистанционного обучения может быть инструментом не только проведения вебинаров и видеоконференций, но и содержать текстовые материалы, видеозаписи уроков.
Схемы проведения дистанционного обучения
Дистанционное обучение может проводится с использованием различных схем, комбинирующих различные средства дистанционного обучения. Сегодня наиболее популярными схемами проведения дистанционного обучения являются:
ü дистанционное обучение с использованием дистанционных курсов;
ü дистанционное обучение с использованием тренажеров;
ü дистанционное обучение с использованием вебинаров;
ü дистанционное обучение с использованием видеоуроков;
ü полностью самостоятельное дистанционное обучение с использованием электронных учебников.
Наиболее распространенной на сегодня схемой проведения дистанционного обучения является обучение с использованием дистанционных курсов. При обучении детей, проявляющих повышенный интерес к математике в условиях общеобразовательной школы необходимо рассматривать обучение, при котором дистанционное обучение комбинируется с традиционным очным обучением.
Любое внедрение — это сложный процесс, т.к. необходимо:
а) морально подготовить преподавателей к внедрению новых технологий;
б) обучить тех, кто не владеет компьютерной грамотностью новым информационным технологиям (MS Word, PP, Excel);
в) разработать базу электронных курсов.
Основным средством (не всегда обязательным), используемым при проведении дистанционного обучения, является дистанционный курс, работая с которым учащиеся получают знания и приобретают необходимые им навыки и умения. Остальные средства, используемые в дистанционном обучении, обычно применяются совместно с дистанционными курсами. Отдельное их использование значительно снижает их эффективность.
Дистанционный курс может содержать большой диапазон элементов:
ü информационные слайды;
ü интерактивные тренажеры;
ü электронные учебники;
ü тесты;
ü ролевые упражнения.
Организация взаимодействия
Важнейшей задачей, стоящей при проведении дистанционного обучения, является организация взаимодействия между учащимися и преподавателями. Существует большой набор средств, которые могут быть использованы для решения этой задачи.
Наиболее широкое распространение получили следующие:
ü электронная почта;
ü чат;
ü форум;
ü блог;
ü видео- и аудиоконференции.
Остается проблемой наличие у дистанционных учителей хороших образовательных ресурсов и опыта дистанционного образования, хорошей подготовки дистанционных уроков. Очень удобен в использовании сайт дистанционного обучения в системе Moodle, так как данное средство дистанционного обучения обладает довольно широким функционалом и при этом является бесплатным.
Одним из ключевых преимуществ дистанционного обучения по сравнению с традиционным очным обучением является его персонификация. Обучающийся может самостоятельно:
ü определить скорость изучения учебного материала;
ü определить, когда он хочет проходить обучение;
ü определить какие именно разделы учебного материала и в какой последовательности ему необходимо изучить.
Недостатки дистанционного обучения
Быстрое развитие принципиально нового направления в образовательной сфере неизбежно привело к появлению большого количества проблем. Можно выделить следующие основные проблемы в сфере технологий дистанционного обучения:
ü сложность внесения оперативных изменений, в случае если дистанционное обучение уже началось;
ü сложность в разработке дистанционных курсов;
ü высокая зависимость от технической инфраструктуры. Сбой в инфраструктуре может привести к снижению эффективности или вообще срыву дистанционного обучения;
ü проблема определения эквивалентности дистанционных курсов и признания дистанционного образования наряду с традиционным очным образованием.
Руперт Мердок: «Никакая технология никогда не заменит учителя. Что мы можем сделать, так это облегчить некоторые из тягот обучения. И мы можем воспользоваться технологиями, которые позволят учителям тратить больше времени на вещи, которые делают педагогический процесс более человечным и более творческим».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.