«Работа с одарёнными детьми. Направление и формы работы»
Оценка 4.7

«Работа с одарёнными детьми. Направление и формы работы»

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
технология
СCУЗ, ВУЗ
18.04.2023
«Работа с одарёнными детьми. Направление и формы работы»
«Работа с одарёнными детьми. Направление и формы работы».docx

«Работа с одарёнными детьми. Направление и формы работы»

На сегодняшний день образование рассматривается в перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности.                                  

Однако прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей детей, включает такие понятия как: способности, талант, одаренность, гениальность.                                                            

Способности – это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ему успех в деятельности.

Талант – выдающиеся способности личности в определённой деятельности.

Гениальность – наивысшая степень творческих проявлений личности.

Одарённость – понимают, как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок  это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

     Систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми предусматривает реализацию следующих направлений:           

ü  координационное направление. Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком.

ü  научно- исследовательское направление. Проведение диагностики одаренных детей. Диагностика условий обучения и развития одаренных детей. Создание банка данных одаренных детей.

ü  научно-методическое направление. Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.

ü  экспериментальное направление. Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала детей. Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.

Многолетний опыт работы учителем технологии позволяет с уверенностью сказать, что технологическое образование помогает одарённым детям в решении нестандартных проблем, даёт реальную возможность самим добывать знания, учит постоянно совершенствовать практические умения.

Цель моей педагогической деятельности – формирование системы универсальных знаний, обучающихся на уроках технологии на основе проектной деятельности.

При организации проектной деятельности создаю отношения партнёрства с учениками. Ученик сам определяет цель деятельности, открывает новые знания, экспериментирует и отвечает за результат своей деятельности, а я, как учитель, являюсь партнёром и оказываю помощь ученику на всех этапах работы над проектом.

Это позволяет определить первые признаки одарённости среди учащихся 5х классов, которые только что перешли в среднее звено.  

Цель работы с одарёнными детьми – максимальное раскрытие природного потенциала каждого ученика.

Одарённые дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Но в тоже время они могут потерять интерес к обучению, потому что программа для них скучна, нравятся сложные задания, а не стандарты. Их нельзя приземлять, они не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Такие дети критически относятся к собственным суждениям, у них низкая самооценка. Зачастую они ставят для себя нереалистические цели, но стремление к ним есть стремление к совершенству.

 Выявление одарённости должно служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одарённого ребёнка. Поэтому работу с такими детьми строю по уровням:                 

ü  создание условий успешности для работы с одарёнными детьми;

ü  выявление одарённых детей;

ü  развитие творческих способностей на уроках;

ü  развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская, проектная работа).

Для качественного выполнения творческих работ и для развития интереса к предмету «Технология» нужны хорошо оснащённые школьные мастерские. Считаю, что немалую роль в этом играет оформление кабинета. Вместе с моими ученицами оформили и озеленили кабинет технологии для швейного производства, кабинет кулинарии.

На уроках при обработке ткани учу девочек работать на современных швейных машинах, оверлоке, работать с электронными программными дисками по созданию схем для вышивания, разработке макета сада, компьютерными журналами по созданию моделей. При работе над творческим проектом осваиваем программы MicrosoftExcel, PowerPoint, Publisher, образовательный модуль мультимедиа системы (ОМС). Это позволяет оптимизировать учебный процесс, значительно облегчает труд учителя. С другой стороны, применение современных машин и компьютерных технологий на уроках является одним из средств, повышающих мотивацию учащихся к обучению и развитию способностей.                

Кроме того, провожу нетрадиционные виды уроков (ролевые игры, конкурсы, экскурсии, защита творческих проектов). На таких уроках дети учатся общаться, помогать друг другу, учатся адекватно оценивать проделанную работу, принимать похвалы и критику со стороны одноклассников. Это способствует формированию социальных мотивов. Будучи устойчивыми, социальные мотивы формируют и познавательную мотивацию. Вместе с тем положительные эмоции, чувства, ощущения учеников при выполнении мотивированных действий на таких уроках способны расширить учебные мотивы.                                      

Необходимо отметить, если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребёнка, то она ведёт за собой развитие его способностей.  Поэтому в своей работе применяю групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.

  Систематический контроль знаний и умений – одна из важных составляющих в моей практике. Применяю традиционные способы контроля знаний (тесты, контрольные вопросы и задания), а также кроссворды, ребусы, вопросы, задания-лото, презентации, которые составляют сами учащиеся после изучения нового материала. Такой способ контроля знаний особенно эффективен при групповой работе учащихся.

Педагогическую оценку достигнутых мною результатов осуществляю с помощью диагностики, опираясь на следующие критерии:       

ü  развитие творческих способностей учащихся;

ü  развитие познавательной активности;

ü  самостоятельность деятельности и самооценка учащихся;

ü  рост творческих возможностей с последующей самореализацией в деятельной сфере;

ü  развитая система творческих работ (умение создавать собственные изделия, анализировать, конструировать, моделировать, производить экономические расчёты).

Избранные формы работы раскрывают способности одарённых учащихся, дают им возможность попробовать себя в различных сферах творческой деятельности и создать ситуацию успеха. Мои учащиеся успешно представляют и защищают творческие проекты, рекламируют свои изделия на выставках и конкурсах.

Такая совместная работа предоставляет большие возможности для формирования у ребят готовности к труду, умения работать в коллективе, для воспитания эстетического вкуса, развития творческих способностей, и направлена на привитие интереса к предмету «Технология».

В нашей школе стало уже традицией проводить предметные недели.  Весной мы проводим неделю технологии.  Вся работа при подготовке и проведению таких недель ведётся детьми, которые проявляют особый интерес к рукоделию и к творческой деятельности. Ребята организуют выставки творческих работ, проводят экскурсии для учащихся, выпускают предметные газеты, разрабатывают и проводят тематические праздники для младших классов. Мы, педагоги, проводим открытые уроки, мастер-классы. Такая совместная работа повышает интерес к творчеству, приносит самоудовлетворение своей деятельностью и желание создавать и осваивать что-то новое.                                                                     

 Ежегодно мои обучающиеся - участники муниципального этапа олимпиады по технологии.

Каждый год на базе нашей школе работает кружок «Свой дом украшу я сама», который посещают одарённые дети. Здесь девочки совершенствуют свои знания, умения, навыки, полученные на уроке, а также овладевают новыми техниками работы с тканью, пряжей. Для эстетического оформления кабинета технологии организована постоянная выставка работ, выполненных мною и моими ученицами.                                                        

Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека.

Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающими нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.

Бесталанных детей нет. Важно только научить их раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.      

Спасибо за внимание.                                                  

 


 

Работа с одарёнными детьми. Направление и формы работы »

Работа с одарёнными детьми. Направление и формы работы »

Цель моей педагогической деятельности – формирование системы универсальных знаний, обучающихся на уроках технологии на основе проектной деятельности

Цель моей педагогической деятельности – формирование системы универсальных знаний, обучающихся на уроках технологии на основе проектной деятельности

PowerPoint, Publisher, образовательный модуль мультимедиа системы (ОМС)

PowerPoint, Publisher, образовательный модуль мультимедиа системы (ОМС)

Мои учащиеся успешно представляют и защищают творческие проекты, рекламируют свои изделия на выставках и конкурсах

Мои учащиеся успешно представляют и защищают творческие проекты, рекламируют свои изделия на выставках и конкурсах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2023