Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности по английскому языку.
Тверская область,
ЗАТО Озёрный МБОУ СОШ №2
учитель английского языка
Андреева Ирина Владимировна
Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Важнейшая задача общества – сохранить и развивать одарённость каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходится быть очень внимательными к каждому ребёнку, его особенностям, способностям. Статистика гласит, что 10% детей одарены от природы, а 80% обладают определёнными способностями, которые могут раскрыться в определённых ситуациях, при определённых методах работы педагога.
Одарённость детей является одной из важных проблем общества. Дело не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что работа с одаренными детьми необходима.
Кто же такие одарённые дети? Одарённым считается ребёнок, значительно опережающий своих сверстников в умственном развитии, либо выделяющийся среди других музыкальными, художественными спортивными или другими способностями.
Отличительные особенности одаренных детей в учебной деятельности.
В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой, способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.
Склонность к изучению иностранных языков выявляется у детей уже на начальном этапе обучения. Такие учащиеся легко усваивают новый материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию и к самостоятельному исследованию. Они экспериментируют, применяя средства художественной выразительности, оригинальны, креативны. С такими учениками учителю работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, пытаясь узнать как можно больше.
При воспитании и обучении одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, в познавательную потребность. Урок для таких детей особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы. Классно -урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных. Поэтому с одаренным ребенком надо работать по индивидуальной программе.
Наша задача, как педагогов - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности и потребности были реализованы. Каждый ученик является личностью, обладает неповторимыми индивидуальными особенностями и способностью изучать иностранный язык. Приоритетной целью обучения одарённых детей является создание условий для развития личности. Следовательно, учителю необходимо так организовать деятельность учащихся, чтобы способный, одаренный ученик развивал не только способности, но и свою эрудицию, память, ум, речевую культуру, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, которые являются непременными спутниками создания ситуации успеха у учащихся.
Стратегия работы с одаренными детьми
Выявление одаренных детей нужно начинать ещё в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы.
Выделяют четыре основных подхода в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Все эти подходы можно реализовывать в той или иной степени на уроках.
Работа с одаренными детьми требует от педагога реализации основных принципов обучения:
-принципа развивающего обучения (развитие познавательных и воспитание личностных качеств учащихся);
-принципа индивидуализации и дифференциации обучения (изучение и учет индивидуальных и типологических особенности учащихся). Высшим уровнем реализации этого принципа обучения является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка.
-принципа учета возрастных возможностей (соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах).
При реализации принципов работы с одаренными детьми необходимо также учитывать следующее:
-возрастание роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, спецкурсы, факультативы;
-усиление внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
-создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя;
-максимальное разнообразие предоставляемых возможностей;
-обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг. (ИТ, репетиторство).
Работая с одарёнными детьми, учителям следует определять для себя цели, задачи, и содержание работы, а так же составлять для себя перспективный план работы индивидуальных занятий с ребёнком.
В работе с одарёнными детьми используются различные приёмы, формы и методы работы, а так же некоторые современные технологии.
Формы работы с одаренными учащимися:
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
-кружки;
-конкурсы;
-интеллектуальный марафон;
-участие в олимпиадах;
-работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.
-использование элементов современных технологий (проектов, индивидуализации и дифференциации, критического мышления, портфолио, игровые технологии, на основе личностно - ориентированного и компетентностного подходов в обучении).
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. (Для подготовки к олимпиадам, конкурсам, проектам, исследовательским работам).
Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную.
Урочные формы деятельности
Основной задачей учителя является организация образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями учащихся. Методы и формы работы с одарёнными учащимися должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием. Для этого подходит технология дифференциации и индивидуализации. Использование на уроках технологии дифференциации и индивидуализации позволяет развивать навыки и умения каждого ученика при разной степени обучаемости и реализовать в полной мере творческий потенциал без перегрузок.
Использование на уроках технологии дифференциации и индивидуализации предполагает:
-индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению иностранных языков;
-разноуровневые задания, тесты (по страноведению, грамматике, чтению, лексике);
-привлечение учащихся к разработке и проведению интеллектуальных марафонов, отдельных этапов уроков.
- домашние задания повышенной трудности с использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам, конкурсам, праздникам на английском языке.
Работа с одарёнными детьми ведётся на конструктивном и творческом уровнях.
Использование на уроках заданий повышенной трудности для сильных учеников.
(Ассистент учителя).
При подготовке к уроку продумываются различные дополнительные задания для учащихся, которые намного быстрее "схватывают" материал. Также организуются дополнительные стимулирующие (для "сильных") и поддерживающие (для "слабых") занятия. Для таких занятий разрабатываются задания, которые направлены на углубление и совершенствование материала, пройденного на уроке.
«Сильные» дети могут в рамках урока проводить либо некие “веселые минутки”, разучивая с классом песни, устраивать кукольные театры и т.д. Либо по конкретному тематическому заданию учителя (будь то счёт, цвета, одежда) вместе с учителем составлять, а потом в классе проводить викторины, конкурсы. При этом обратите внимание! Наш опережающий ученик не выставляет себя, не противопоставляет себя классу, а работает на него!
Например, ученик получил от учителя задание сделать доклад об одной из стран изучаемого языка, проработал массу литературы и выступил с интересным сообщением перед классом. Такие доклады могут быть регулярными и максимально интерактивными, т.е. обращенными к классу. Таким образом, выступая в роли учителя, ученик и сам получает очень много информации для себя.
Очень важно оказать доверие своим ученикам. С этой целью последний урок в конце триместра иногда может проводиться учениками, которые выступают в роли учителя. Они составляют план урока, придумывают творческие задания для остальных обучающихся: кроссворды, ребусы, заполнение пропусков в предложениях словами или фразами (5 – 6 классы) и т. д.
Использование лексико-грамматических упражнений.
На среднем этапе обучения можно применять лексико-грамматические упражнения, развивающие умение учащихся применять знания на практике и умение логически мыслить:
а) перефразировать предложение;
б) найти ошибку в предложении;
в) заменить подчёркнутое слово на нужное по смыслу;
г) расставить фразы в диалоге в нужном порядке.
На старшем этапе обучения успешно используются технология дебатов и дискуссий, миниконференции. Они помогают учащимся не бояться экспромтов, развивают коммуникативные навыки, умение делать выводы и работать в команде, умение логически мыслить, рассуждать. Такая работа позволяет наладить сотрудничество учителя и ученика, взаимное доверие и уважение учащихся друг к другу. Одарённые дети креативны.
Учитель может использовать следующие приёмы, стимулирующие и развивающие творчество детей во время учебных занятий: ролевые игры, создание викторин, творческие задания (придумать рассказ по иллюстрациям; рассказать, как бы ты повёл себя в экстремальной ситуации и т.д.).
На старшем этапе обучения можно предложить такие задания:
1) дана ситуация, которая не завершена, придумай окончание рассказа;
2) дана пословица, нужно придумать рассказ, в котором эта пословица служит моралью или логическим выводом всего рассказа.
Одарённые дети – это первые помощники учителя на уроке. Учитель может успешно использовать лидерские способности одарённых детей, особенно при организации работы в группах. Возглавляя работу в группе, такие ученики вовлекают остальных детей в процесс, способствуют раскрытию не только своего актёрского таланта, но также помогают членам своей команды обнаружить их творческие возможности, вдохновить их, внушить им, что они тоже могут создавать и экспериментировать.
Работая по принципу "Языку нельзя научить, языку можно только научиться”, можно использовать на уроках такие задания, которые стимулировали бы творческое мышление ребят. К таким заданиям относятся ребусы, головоломки, чайнворды и другие. Так как одаренных школьников отличает высокая скорость переработки и усвоения информации, они обожают не только решать головоломки, чайнворды, кроссворды, ребусы, но и сами составляют такого рода задания. При этом ребята прочно усваивают лексический материал, запоминают написание слов, учатся работать со словарем.
Существует мнение, что с одарёнными детьми нужно очень много заниматься дополнительно после уроков. Но это не совсем так. Одарённых детей нужно направлять, давать им пищу для ума, учить добывать информацию, учить работать по различным алгоритмам, а не нянчиться с ними. Учитель должен строить свой урок так, чтобы на нём дать максимум знаний. Рационально планировать этапы урока, грамотно отбирать содержание урока, обеспечить мотивацию, создать комфортную атмосферу на уроке, максимально использовать наглядность и ТСО, дифференцированно подойти к каждому ученику на уроке, а не сидеть в послеурочное время, объясняя этот же самый материал бесконечное количество раз.
Внеурочная деятельность
Что касается форм и методов внеурочной работы, то широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают:
-факультативы;
-кружки;
-конкурсы;
-привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсах вне школы;
-система внеурочной исследовательской работы учащихся. Здесь, работая в малых группах необходимо стараться максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работу с научной литературой, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей.
Уже привычными стали следующие мероприятия:
-проведение предметной недели иностранного языка;
-проведение олимпиад по иностранным языкам;
- дистанционные конкурсы, викторины. Всероссийские дистанционные викторины, конкурсы - самая массовая и наиболее успешная форма развития одарённости школьников с помощью Интернет-технологий. Дистанционные конкурсы формируют настойчивость, мотивируют активность ученика, а также завоевать награды и получить дипломы или свидетельства.
-конференции;
-система факультативных и кружковых занятий;
-проведение творческих конкурсов;
-выполнение творческих информационных и исследовательских проектов на английском языке;
-проведение КВН;
-интеллектуальных игр по страноведению;
-экскурсии по школе;
-оформление различных стендов творческих работ, стенгазет на различные темы на английском языке: «Доска почёта», «Выставка плакатов по ЗОЖ», «Экстремальные виды путешествий», «День Матери»;
-ролевые игры «Найди клад», «За праздничным столом», «Люблю я магазины»;
-театральные постановки и инсценировки;
-конкурсы на лучшего переводчика «Первая проба пера»;
-круглые столы по проблемам молодёжи, по проблемам экологии, по ЗОЖ и мн. др.
Всё это помогает сформировать все виды компетенций, необходимых для успешного развития личности.
Во внеурочной деятельности используются дополнительные ресурсы, на которые не хватает времени на уроке. Кроме того, вне урока учащиеся чувствуют себя свободнее и раскованнее, больше раскрываются перед учителем и одноклассниками.
В настоящее время активно используются ИКТ технологии, которые отвечают потребностям учащихся и дают возможность работать в различных режимах и на разных уровнях.
Сфера использования ИКТ технологий очень разнообразна:
- извлечение необходимой языковой информации (знакомство с новыми лексическими и грамматическими явлениями английского языка;
-тренировка языковых и речевых навыков с целью формирования и развития языковой компетенции;
-знакомство с реалиями современной жизни англоязычных стран.
Образец языкового портфеля.
Языковой портфель (или Портфолио) позволяет ученикам отслеживать прогресс в изучении иностранного языка, анализировать проблемы, ставить новые задачи и решать их, непрерывно повышая свой языковой уровень. Также показывает то, что ученик уже знает и умеет делать на иностранном языке и то, что хотелось бы ему изучать. Они могут быть полезны для ученика при дальнейшем обучении, выборе профессии, путешествиях и новых знакомствах в будущем.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
-осознание важности этой работы и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;
-создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми;
-работа по индивидуальному плану с большими объемами учебных заданий;
-требование выполнения обычного учебного задания в нескольких альтернативных вариантах.
Что бы быть успешным в работе по этому направлению, учитель должен быть:
-увлечён своим делом;
-способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
-профессионально грамотным;
-интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
-проводником передовых педагогических технологий;
-психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.
Станет ли ребёнок талантливой личностью с признаками одарённости? Это зависит от широкого спектра причин и факторов. Важную роль в этом играют взрослые, перед педагогом стоит нелегкая задача по созданию максимально благоприятны, комфортных условий для всестороннего развития ученика ,формированию ситуации успеха ,которая будет положительно мотивировать и стимулировать творческую активность одарённых школьников .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.