Работа с родителями по формированию элементарных математических представлений у дошкольниковт
Оценка 4.9

Работа с родителями по формированию элементарных математических представлений у дошкольниковт

Оценка 4.9
doc
18.05.2023
Работа с родителями по формированию элементарных математических представлений у дошкольниковт
Педсовет_ФЭМП с родителями.doc

Роль сотрудничества педагогов и родителей в области ФЭМП

Подготовила воспитатель  Першина С.Е.

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов, мотивов и потребностей, познавательной активности ребёнка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному и, в частности, к математическому развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс, компьютеризация всех областей жизни, совершенствование содержания и повышение значимости математического образования.

К сожалению, многие родители подготовку к школе рассматривают как более раннее изучение программы 1-го класса. Вся подготовка сводится к формированию узкопредметных знаний и умений у детей. В этом случае нельзя говорить об эффективности, так как наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения в школе. Гораздо важнее, научить ребенка самостоятельно добывать и применять знания.

Математическое развитие ребенка в ДОУ и в семье должно осуществляться под руководством взрослых постепенно, в процессе систематических занятий, направленных на ознакомление с количественными, пространственными, временными отношениям. Занятия могут проходить в форме игры, беседы, рассказов и объяснений взрослого, а также организации практических действий самих детей (накладывания, прикладывания, измерения, вырезания, конструирования, пересчитывания, штриховки и др.). В результате этого у ребенка формируются знания о том, что окружающий мир наполнен множеством звуков, движений, предметов. Все эти множества отличаются по своей природе, количеству, форме, размеру, расположением в пространстве. Чем точнее, полнее у детей эти знания, тем успешнее они будут в школе.

Для достижения положительного результата сформированности элементарных математических представлений образовательный процесс осуществляется педагогами ДОУ через организацию различных видов детской деятельности. Но для того, чтобы ребёнок смог овладеть математическими знаниями, умениями и навыками в полном объёме, необходимо участие родителей, включение их в процесс развития ребёнка.

При грамотно организованном процессе в детском саду и в семье у ребёнка развиваются все психические процессы, особенно, мыслительные функции (все операции мышления, элементы логики и абстрактного мышления).

 

 

В связи с этим роль сотрудничества педагогов и родителей в области ФЭМП очень важна. Педагогу необходимо не только самому знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей с задачами, содержанием, методами, приемами обучения, чтобы  сделать их своими помощниками. Работа воспитателя с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой-то части программы. Родителей нужно привлекать к помощи, но делать это не в форме требований, а в виде конкретных советов и разъяснений.

 

При взаимодействии ДОУ с родителями в вопросах формирования элементарных математических представлений стоят следующие задачи:

• содействовать обогащению и систематизации знаний родителей в области математического развития детей;

• содействовать формированию осознанного интереса родителей к вопросам математического развития ребенка;

• содействовать формированию адекватного отношения к воспитательной функции;

• содействовать активному овладению родителями умениями формировать математические представления у детей в условиях семейного воспитания.

Для решения этих задач можно использовать следующие формы работы с родителями по математическому развитию:

1.   Доклады и сообщения на родительских собраниях с  демонстрацией организованной образовательной деятельности по ФЭМП. Либо это могут быть тематические родительские собрания, лекции (например, «Да здравствует математика!» или «Юный математик»). Такие формы работы помогают родителям разобраться в сути математического образования ребенка, понять свою ответственную позицию как «первых педагогов» собственных детей, овладеть отдельными  методическими приемами формирования у детей  элементарных математических представлений, которые  можно использовать в индивидуальной работе с ребенком дома.

2.   Мастер-классы на тему: «Как у ребенка дошкольного возраста формировать элементарные математические представления», в ходе которых родители также знакомятся с тем, как проходят занятия по формированию элементарных математических представлений в детском саду и как их можно организовать дома.

3.   Индивидуальные и групповые консультации, беседы, в ходе которых педагог уточняет, с кем из членов семьи ребенок бывает чаще, какие методы используются в семейном воспитании, в частности  по формированию элементарных математических  представлений, ненавязчиво дает рекомендации, как  эффективнее знакомить детей с математическими  понятиями.

4.   Анкетирование, позволяющие узнать, как часто родители уделяют внимание детям в развитии математических представлений; определить уровень понимания родителями  вопросов, связанных с математическим развитием  дошкольников; выявить мнение родителей о работе воспитателей  группы по формированию элементарных  математических представлений у детей.

5.   Наглядно-информационные формы работы предполагают наличие памяток, фотоколлажей, ширм, тематических папок (возможные темы: «Какие математические умения можно сформировать у ребенка во время прогулок?», «Как используются игры с детьми по формированию у них умения считать?», «Играем в математику» и т. д.). Это может быть и мини-сайт группы, где педагоги для наглядности описывают свою работу с детьми, предлагают тесты и опросники для детей и методические рекомендации для родителей.

6.   Проектная деятельность предполагает привлечение родителей в рамках краткосрочных и долгосрочных проектов (например по таким темам, как «Математика в сказке» для младших дошкольников, «Математика вокруг нас» -- для старших). В ходе реализации проекта родителей необходимо познакомить с его целями и задачами, а затем привлекать на некоторых этапах, например, принять участие в математической викторине (для старших дошкольников) или предложить изготовить вместе с ребенком книжки-малышки на тему математики (для детей более младшего возраста), подобрать занимательную литературу по математике. Проектная деятельность помогает активизировать интерес родителей к использованию математических игр и упражнений, а также осознать важность формирования элементарных математических представлений с помощью занимательного материала.

7.   Исследовательская деятельность – один из самых интересных видов деятельности для дошкольников, так как ее результат становится достоянием личного детского опыта, а в ее ходе ребенок получает ответы на самостоятельно поставленные вопросы. В плане опытно-исследовательской деятельности математического содержания родителям можно предложить использовать метод «элементарных опытов». Например, измерение сыпучих и жидких материалов «В какую бутылку быстрее нальется вода?» (дети переливают воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая/ низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить объем воды). «Сколько ложек крупы (кукольных, чайных, десертных, столовых) в чашке?». «Измерь длину/ширину стола (кукольного, детского, обеденного) разными мерками» (ребенок измеряет, считает количество мерок, сравнивает, анализирует и делает выводы) Измеряя длину или ширину заданных предметов, дети могут  использовать сначала разные предметы-мерки (карандаш, тетрадь, шарфик, ладонь) и только потом измеряют длину (ширину) при помощи линейки или сантиметровой ленты. Еще один метод – «Занимательные проблемные ситуации». Например, «Размотай ленту»: ребенок со взрослым одновременно начинают медленно разматывать ленты, но оказывается, что один это сделал быстрее, чем другой. Гипотеза: ленты разной длины. Для того чтобы убедиться раскладывают ленты на полу, сравнивают. Или еще задание: «Прокати в ворота» (ребенку предлагается прокатить через ворота два предмета (шар и куб). В результате собственных действий с предметами он устанавливает, что шар катится, потому что он «круглый», без углов, а кубу мешают катиться углы. Родители могут также составлять простые задачи, лучше с использованием наглядного материала (например, елка украшена тремя шарами и двумя колокольчиками. Сколько всего игрушек на елке? А сколько шаров?) или сочинять небольшие математические сказки (Жили-были 2 ежика. Однажды они увидели, что под яблоней лежат 5 яблок. Как ты думаешь, можно разделить 5 яблок на 2 ежиков? Как? 1+4, 2+3 (а что надо сделать, чтобы было поровну? можно одно яблоко отдать белке, тогда получиться поровну - по 2 яблока).

8.   Приглашение принять участие в пополнении предметно-развивающей среды по математическому развитию: изготовление дидактических игр и наглядных пособий совместно с родителями, выставки таких игр и пособий, знакомство с их задачами и содержанием.

9.   Можно предложить изготовить поделки из природного и бросового материала на тему «Математическая сказка» ( например «Три медведя», «Теремок», «Репка» и др.), а затем в группе обыгрыть их: например, малыши могут показывать высокие и низкие деревья, большого Михаила Ивановича и маленького Мишутку, одну мышку в тереме, много зверей рядом с теремом и т.д., а дети более старшего возраста могут отрабатывать навыки счета, ориентировки в пространстве и т.д.)

10.               Организация досугов -- еще одна форма работы, в ходе которой родители помогают ребенку выполнить то или иное упражнение, благодаря чему у родителей устанавливается  эмоциональный контакт в процессе совместной деятельности и осознание полезности «математики вдвоем», а у детей развивается познавательный интерес, мыслительная деятельность, мелкая и крупная моторика, формируются умения выполнять математические игры в детско-родительской паре. Такие совместные занятия также формируют у родителей основы математической грамотности.

11.               Мини-сочинения «Математика в семье». Такая форма работы способствует распространению семейного опыта по математическому развитию ребенка в семье.

Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты по формированию элементарных математических представлений у детей, а тесное педагогическое взаимодействие детского сада и семьи позволяет сделать родителей союзниками педагогов, что очень важно для их дальнейшего сотрудничества.

 

 

 

 


Роль сотрудничества педагогов и родителей в области

Роль сотрудничества педагогов и родителей в области

При грамотно организованном процессе в детском саду и в семье у ребёнка развиваются все психические процессы, особенно, мыслительные функции (все операции мышления, элементы логики и…

При грамотно организованном процессе в детском саду и в семье у ребёнка развиваются все психические процессы, особенно, мыслительные функции (все операции мышления, элементы логики и…

Мастер-классы на тему: «Как у ребенка дошкольного возраста формировать элементарные математические представления», в ходе которых родители также знакомятся с тем, как проходят занятия по формированию…

Мастер-классы на тему: «Как у ребенка дошкольного возраста формировать элементарные математические представления», в ходе которых родители также знакомятся с тем, как проходят занятия по формированию…

Исследовательская деятельность – один из самых интересных видов деятельности для дошкольников, так как ее результат становится достоянием личного детского опыта, а в ее ходе ребенок…

Исследовательская деятельность – один из самых интересных видов деятельности для дошкольников, так как ее результат становится достоянием личного детского опыта, а в ее ходе ребенок…

Три медведя», «Теремок», «Репка» и др

Три медведя», «Теремок», «Репка» и др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2023