Работа с родителями .Советы учителя начальной школы.
На своём опыте и из опыта других учителей я поняла, что проблема отношений с родителями – одна из самых сложных.
Зачастую, отправив ребёнка в школу, многие родители самоустраняются от участия в процессе обучения и воспитания.
Думаю, можно выделить этому несколько причин:
· нехватка времени ;
· «старое» отношение к учёбе;
· низкий уровень семейного воспитания;
· несоответствие требований родителей и возможностей детей.
В работе с родителями учитель должен руководствоваться одним из основных правил взаимодействия – уважением. Родители должны видеть в классном руководителе человека авторитетного, знающего и способного найти решение в любой, самой сложной ситуации.
К сожалению,
многие родители видят свое участие в школьной жизни собственного чада в
отсиживании на родительском собрании и сдачи определенной суммы денег. Такая
система взаимоотношений «семья-школа» не может не огорчать.
Для того, чтобы родители стали активными участниками учебно –
воспитательного процесса, я решила действовать в разных направлениях.
Постепенно сложилась целая система взаимодействия учителя и родителей.
Мои принципы общения с родителями:
ü Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.
ü Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.
ü Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.
ü Быть интересным собеседником, отвечать за сказанные слова, быть позитивной.
ü Постоянно поддерживать интерес родителей к школьной жизни детей.
Свою работу с родителями начинаю с индивидуального знакомства. Для этого приглашаю их вместе с детьми на встречу, в процессе которой родители рассказывают мне о своей семье, о том, чем они занимаются дома совместно с детьми, чему учат их. Выясняю, какие традиции существуют в семье, какие обязанности есть у ребёнка по дому. Узнаю, как родители развивают способности своих детей, а именно, в какие кружки и секции их водят, на протяжении какого времени. Из этих встреч у меня складывается первичное представление о том, какую роль в жизни родителей играет ребёнок, сколько внимания уделяют они своим детям, насколько совпадают их интересы, и, наконец, насколько хорошо знают и адекватно оценивают своих детей родители.
Познакомившись с семьями, составляю социальный паспорт класса , намечаю для себя цели и задачи работы с коллективом в целом и с каждой семьёй в частности. Озвучиваю для родителей в процессе первого в учебном году родительского собрания цели нашей с ними совместной работы.
Посещение семьи на дому.
Посещая учащихся на дому, выясняю условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку Очень важно, чтобы родители были уверены, что учитель приходит в семью не для выговора ученику, не с жалобами на него, а как помощник в деле воспитания ребенка.
Родители заранее предупреждаются о приходе.
При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила:
· проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;
· исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения;
· беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;
· не предъявлять претензий к родителям;
· всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника;
· советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи;
· договариваться о конкретных совместных делах;
· не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.
Приглашение в школу.
Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Для участия ребенка в театральной постановке, надо помочь ему изготовить костюм, поучить с ним слова роли и т. д.
Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.
Переписка. Наличие у родителей и доступа в интернет в телефоне или компьютере позволяет общаться с родителями и таким образом. Многие родители связываются со мной через Дненвник ру или с помощью приложения WhatsApp .Таким образом они могут предупредить меня о пропуске ребёнком школы по той или иной причине (например, внезапно заболел, или пришлось срочно уехать). Таким же образом родители могут задать возникшие у них вопросы. Например, получше узнать о предстоящей экскурсии, поездке, празднике. Кроме того, если ребёнок болеет, родители могут получить от меня рекомендации по объяснению пропущенной новой темы, о заданиях, которые необходимо проработать с ребёнком.
- Назовите основную форму работы с родителями?
Основной формой работы с родителями остаётся форма родительских собраний и консультаций.
Всем известно, что посещаемость родителями школьных собраний с каждым годом снижается. Почему? Я поняла, что, не ответив на этот вопрос, не смогу добиться необходимых результатов. Проведя анкетирование, общаясь с родителями, я поняла, что им просто не интересно. Ведь в основном родительские собрания сводятся к ознакомлению с успеваемостью и беседам о ремонте и оборудованию кабинета
И после тяжелого
рабочего дня непросто высидеть на собрании 3 часа, слушая об успехах и неудачах
каждого ученика класса, а потом еще и «играть» с другими такими же уставшими
родителями в психологические игры, при этом думая о том, что нужно еще у
ребенка уроки успеть проверить, в школу его собрать, да завтрак всей семье
приготовить1. Родительские собрания (правила)
* четкий регламент
* отчет по учебной работе
* отчет по внеклассной работе
( презентация PowerPoint)
* фото-отчет по работе за год
Для того, чтобы родительское собрание прошло эффективно и динамично, заранее
оговариваю регламент – кто будет выступать, по какому вопросу и сколько ему на
это выделяется времени. Стараюсь укладывать общую часть собрания в 1 час, а уже
потом решать все частные вопросы.
НИКОГДА не обсуждаю успехи и неудачи каждого учащегося.
В начале говорю об общих тенденциях, а потом предлагаю родителям презентацию общей успеваемости по каждому предмету.
Думаю, успех родительского собрания зависит не только от его содержания, но и от подготовительной работы к нему.
После отчета по
учебной работе – отчет по работе воспитательной. Так же в виде презентации, на
этот раз красочной – с фотографиями и отзывами детей. Примечательно, что когда
я впервые показала родителям такую презентацию-отчет, многие удивились, что
такие мероприятия вообще в классе проходили. «Сколько всего интересного было!»
- говорили они. Значит, родители не всегда в курсе школьных дел, этот пробел и
позволяет подобный отчет устранить. Вновь после презентации – рабочие моменты,
совместное планирование дальнейшей работы (или согласование).
Я считаю, что каждое собрание должно просвещать родителей, а не
превращаться в чтение нотаций и критику ошибок и неудач детей.
Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.
Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса.
Родительский комитет нашего класса выбирается общим собранием родителей. В ходе выборов учитывается предложения классного руководителя, инициатива самих родителей. Срок полномочий родительского комитета – один год, но, если назрела острая необходимость, родительский комитет может быть переизбран в срочном порядке или может продолжить свои полномочия. Начиная работу в классе, классный руководитель предупредил родителей о том, что побыть в роли члена родительского комитета должен каждый родитель; поэтому родительский комитет ежегодно будет обновляться. Очень важным является тот факт, что работа в родительском комитете каждого родителя позволит ему понять те проблемы, которые стоят перед классным руководителем, и активно участвовать в их решении.
Интересные формы работы с родителями:
-дни творчества детей и родителей;
- открытые уроки;
- совместные мероприятия;
- походы, экскурсии в природу;
- игры-соревнования, конкурсы.
-проектная работа
в организации и проведении этих мероприятий мне помогают родители. К таким мероприятиям относятся:
· Поход
· Конкурс поделок из природных материалов
· День Именинника
· Новогодний спектакль
· Игра- соревнование 23+8 ( к 8 марта и 23 февраля)
· Масленица
· Командообразующая программа в загородном лагере в честь окончания учебного года
Родители спонсируют эти мероприятия (покупают сувениры, сладости, напитки для Сладкого стола). Помогают в подготовке костюмов и декораций. Оказывают помощь при разработке и репетиции сценария. Готовят конкурсы. Делают фотографии и проводят видеосъёмку. Это помогает родителям окунуться в атмосферу школьной жизни, лучше узнать своих детей и познакомится с их школьными друзьями.
Со своими учениками мы часто путешествуем – посещаем музеи, театры, цирк, выставки, зоопарк и т.д. Обязательно с нами в поездки отправляются родители, которые помогают организовать детей, следят вместе со мной за дисциплиной и самочувствием ребят в поездках, делают фотоснимки. Такая работа помогает родителям почувствовать ответственность. И, кроме этого, они видят, чем живут дети, какие новые впечатления получают. Это помогает родителям лучше понять детей и учителя, сблизиться с детьми, найти общие интересы.
В течение всего учебного года родители имеют возможность обратиться за индивидуальной консультацией. В процессе таких встреч разъясняю им проблемы ребёнка, совместно ищем наиболее продуктивные пути решения возникших проблем. По необходимости подбираю упражнения и задания для работы ребёнка с родителем дома. Подбираю памятки и составляю рекомендации для работы с ребёнком по мере необходимости. Все консультации оформляются в особом журнале
Работая совместно с детьми и их родителями, я вижу положительную динамику роста интереса родителей и детей к школьным проблемам.
Итак, внедрение в работу с родителями новых форм, позволило мне повысить активность родителей, помочь им в организации учебно-воспитательного процесса своих детей. Однако, в моей работе встречались и трудности. К сожалению, существует группа пассивных родителей, которых мало интересует жизнь их детей вне дома. Есть, так же, часть родителей, которым сложившиеся обстоятельства не дают проводить с детьми достаточное количество времени. Это сокращает и затрудняет их общение с ребятами и учителями, и, следовательно, снижает продуктивность учебно-воспитательного процесса. Некоторые молодые родители не хотят принимать доброжелательные рекомендации и пожелания учителей, воспринимают их как посягательство на их личную жизнь, отсюда возникают проблемы взаимонепонимания.
Таким образом, быть родителями – длительный и нелёгкий процесс. Информирование родителей о жизни детей в школе, их участие в мероприятиях, в жизни школы и класса, применение новых форм работы с родителями активизирует воспитательные умения, но кроме этого необходимо учить молодых родителей переосмысливать свои стереотипы их установки, развивать рефлексию, учить анализировать собственную деятельность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.