Работа с родителями .Советы учителя начальной школы.
Оценка 4.8

Работа с родителями .Советы учителя начальной школы.

Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
1 кл—5 кл
09.06.2020
Работа с родителями .Советы учителя начальной школы.
Выступление Капустина Ю.С. Работа с родителями .docx

Работа с родителями .Советы учителя начальной школы.

 

 

 На своём опыте и из опыта других учителей я поняла, что проблема отношений с родителями – одна из самых сложных.

Зачастую, отправив ребёнка в школу, многие родители самоустраняются от участия в процессе обучения и воспитания.

Думаю, можно выделить этому несколько причин:

·        нехватка времени ;

·        «старое» отношение к учёбе;

·        низкий уровень семейного воспитания;

·        несоответствие требований родителей и возможностей детей.

 

           В работе с родителями учитель должен руководствоваться одним из основных правил взаимодействия – уважением. Родители должны видеть в классном руководителе человека авторитетного, знающего и способного найти решение в любой, самой сложной ситуации.

        К сожалению, многие родители видят свое участие в школьной жизни собственного чада в отсиживании на родительском собрании и сдачи определенной суммы денег. Такая система взаимоотношений «семья-школа» не может не огорчать.
      Для  того, чтобы родители стали активными участниками  учебно – воспитательного процесса, я решила действовать в разных направлениях. Постепенно сложилась целая система взаимодействия учителя и родителей.

Мои принципы общения с родителями:

ü Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.

ü  Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.

ü Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.

ü  Быть интересным собеседником, отвечать за сказанные слова, быть позитивной.

ü Постоянно поддерживать интерес родителей к школьной жизни детей.

 

Свою работу с родителями начинаю с индивидуального знакомства. Для этого приглашаю их вместе с детьми на встречу, в процессе которой родители рассказывают мне о своей семье, о том, чем они занимаются дома совместно с детьми, чему учат их. Выясняю, какие традиции существуют в семье, какие обязанности есть у ребёнка по дому. Узнаю, как родители развивают способности своих детей, а именно, в какие кружки и секции их водят, на протяжении какого времени. Из этих встреч у меня складывается первичное представление о том, какую роль в жизни родителей играет ребёнок, сколько внимания уделяют они своим детям, насколько совпадают их интересы, и, наконец, насколько хорошо знают и адекватно оценивают своих детей родители.

           Познакомившись с семьями, составляю социальный паспорт класса , намечаю для себя цели и задачи работы с коллективом в целом и с каждой семьёй в частности. Озвучиваю для родителей в процессе первого в учебном году родительского собрания цели нашей с ними совместной работы.

Посещение семьи на дому.

      Посещая учащихся на дому, выясняю условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку    Очень важно, чтобы родители были уверены, что учитель приходит в семью не для выговора ученику, не с жалобами на него, а как помощник в деле воспитания ребенка.

Родители  заранее предупреждаются о приходе.

 

При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила:

·        проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;

·        исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения;

·        беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;

·        не предъявлять претензий к родителям;

·        всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника;

·        советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи;

·        договариваться о конкретных совместных делах;

·        не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.

 

Приглашение в школу.

        Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Для участия ребенка в театральной постановке, надо помочь ему изготовить костюм, поучить с ним слова роли и т. д.

        Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.

 

      Переписка. Наличие у родителей и доступа  в интернет в телефоне или компьютере  позволяет общаться с родителями и таким образом. Многие родители связываются со мной через Дненвник ру или  с помощью приложения WhatsApp .Таким образом они могут предупредить меня о пропуске ребёнком школы по той или иной причине (например, внезапно заболел, или пришлось срочно уехать). Таким же образом родители могут задать возникшие у них вопросы. Например, получше узнать о предстоящей экскурсии, поездке, празднике. Кроме того, если ребёнок болеет, родители могут получить от меня рекомендации по объяснению пропущенной новой темы, о заданиях, которые необходимо проработать с ребёнком.

- Назовите основную форму работы с родителями?

 

Основной формой работы с родителями остаётся форма родительских собраний и консультаций.

        Всем известно, что посещаемость родителями школьных собраний с каждым годом снижается. Почему? Я поняла,  что,  не ответив на этот вопрос, не смогу добиться необходимых результатов. Проведя анкетирование, общаясь с родителями, я поняла, что им просто не интересно. Ведь в основном родительские собрания сводятся к ознакомлению с успеваемостью и беседам о ремонте и оборудованию кабинета

     И после тяжелого рабочего дня непросто высидеть на собрании 3 часа, слушая об успехах и неудачах каждого ученика класса, а потом еще и «играть» с другими такими же уставшими родителями в психологические игры, при этом думая о том, что нужно еще у ребенка уроки успеть проверить, в школу его собрать, да завтрак всей семье приготовить1. Родительские собрания (правила)
* четкий регламент
* отчет по учебной работе
* отчет по внеклассной работе
( презентация PowerPoint)
* фото-отчет по работе за год
Для того, чтобы родительское собрание прошло эффективно и динамично, заранее оговариваю регламент – кто будет выступать, по какому вопросу и сколько ему на это выделяется времени. Стараюсь укладывать общую часть собрания в 1 час, а уже потом решать все частные вопросы.
НИКОГДА не обсуждаю успехи и неудачи каждого учащегося.

 В начале говорю об общих тенденциях, а потом предлагаю родителям презентацию общей успеваемости по каждому предмету.

          Думаю, успех родительского собрания зависит не только от его содержания, но и от подготовительной работы к нему.

     После отчета по учебной работе – отчет по работе воспитательной. Так же в виде презентации, на этот раз красочной – с фотографиями и отзывами детей. Примечательно, что когда я впервые показала родителям такую презентацию-отчет, многие удивились, что такие мероприятия вообще в классе проходили. «Сколько всего интересного было!» - говорили они. Значит, родители не всегда в курсе школьных дел, этот пробел и позволяет подобный отчет устранить. Вновь после презентации – рабочие моменты, совместное планирование дальнейшей работы (или согласование).
    Я считаю, что каждое собрание должно просвещать родителей, а не превращаться в чтение нотаций и критику ошибок и неудач детей. 

    Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса.

       Родительский комитет нашего класса выбирается общим собранием родителей. В ходе выборов учитывается предложения классного руководителя, инициатива самих родителей. Срок полномочий родительского комитета – один год, но, если назрела острая необходимость, родительский комитет может быть переизбран в срочном порядке или может продолжить свои полномочия. Начиная работу в классе, классный руководитель предупредил родителей о том, что побыть в роли члена родительского комитета должен каждый родитель; поэтому родительский комитет ежегодно будет обновляться. Очень важным является тот факт, что работа в родительском комитете каждого родителя позволит ему понять те проблемы, которые стоят перед классным руководителем, и активно участвовать в их решении.

Интересные формы работы с родителями:

-дни творчества детей и родителей;

- открытые уроки;

-  совместные мероприятия;

-  походы, экскурсии в природу;

- игры-соревнования, конкурсы.

-проектная работа

 

в организации и проведении этих мероприятий  мне помогают родители. К таким мероприятиям  относятся:

·        Поход

·        Конкурс поделок из природных материалов

·        День Именинника

·        Новогодний спектакль

·        Игра- соревнование 23+8 ( к 8 марта и 23 февраля)

·        Масленица

·        Командообразующая программа в загородном лагере в честь окончания учебного года

            Родители спонсируют эти мероприятия (покупают сувениры, сладости, напитки для Сладкого стола). Помогают в подготовке костюмов и декораций. Оказывают помощь при разработке и репетиции сценария. Готовят конкурсы. Делают фотографии и проводят видеосъёмку. Это помогает родителям окунуться в атмосферу школьной жизни, лучше узнать своих детей и познакомится с их школьными друзьями.

Со своими учениками мы часто путешествуем – посещаем музеи, театры, цирк, выставки, зоопарк и т.д. Обязательно с нами в поездки отправляются родители, которые помогают организовать детей, следят вместе со мной за дисциплиной и самочувствием ребят в поездках, делают фотоснимки. Такая работа помогает родителям почувствовать ответственность. И, кроме этого, они видят, чем живут дети, какие новые впечатления получают. Это помогает родителям лучше понять детей и учителя, сблизиться с детьми, найти общие интересы.

             В течение всего учебного года родители имеют возможность обратиться за индивидуальной консультацией. В процессе таких встреч разъясняю им проблемы ребёнка, совместно ищем наиболее продуктивные пути решения возникших проблем. По необходимости подбираю упражнения и задания для работы ребёнка с родителем дома. Подбираю памятки и составляю рекомендации для работы с ребёнком по мере необходимости. Все консультации оформляются в особом журнале

      Работая совместно с детьми и их родителями, я вижу положительную динамику роста интереса родителей и детей к школьным проблемам.

       Итак, внедрение в работу с родителями новых форм, позволило мне повысить активность родителей, помочь им в организации учебно-воспитательного процесса своих детей. Однако, в моей работе встречались и трудности. К сожалению, существует группа пассивных родителей, которых мало интересует жизнь их детей вне дома. Есть, так же, часть родителей, которым сложившиеся обстоятельства не дают проводить с детьми достаточное количество времени. Это сокращает и затрудняет их общение с ребятами и учителями, и, следовательно, снижает продуктивность учебно-воспитательного процесса.  Некоторые молодые родители не хотят принимать доброжелательные рекомендации и пожелания учителей, воспринимают их как посягательство на их личную жизнь, отсюда возникают проблемы взаимонепонимания.

       Таким образом, быть родителями – длительный и нелёгкий процесс. Информирование родителей о жизни детей в школе, их участие в мероприятиях, в жизни школы и класса, применение новых форм работы с родителями активизирует воспитательные умения, но кроме этого необходимо учить молодых родителей переосмысливать свои стереотипы их установки, развивать рефлексию, учить анализировать собственную деятельность.

 

 

 

 

 


 

Работа с родителями .Советы учителя начальной школы

Работа с родителями .Советы учителя начальной школы

Посещение семьи на дому.

Посещение семьи на дому.

Ведь в основном родительские собрания сводятся к ознакомлению с успеваемостью и беседам о ремонте и оборудованию кабинета

Ведь в основном родительские собрания сводятся к ознакомлению с успеваемостью и беседам о ремонте и оборудованию кабинета

Интересные формы работы с родителями: -дни творчества детей и родителей; - открытые уроки; - совместные мероприятия; - походы, экскурсии в природу; - игры-соревнования, конкурсы

Интересные формы работы с родителями: -дни творчества детей и родителей; - открытые уроки; - совместные мероприятия; - походы, экскурсии в природу; - игры-соревнования, конкурсы

Таким образом, быть родителями – длительный и нелёгкий процесс

Таким образом, быть родителями – длительный и нелёгкий процесс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2020