Работа с родителями .Советы учителя начальной школы.
На своём опыте и из опыта других учителей я поняла, что проблема отношений с родителями – одна из самых сложных.
Зачастую, отправив ребёнка в школу, многие родители самоустраняются от участия в процессе обучения и воспитания.
Думаю, можно выделить этому несколько причин:
· нехватка времени ;
· «старое» отношение к учёбе;
· низкий уровень семейного воспитания;
· несоответствие требований родителей и возможностей детей.
В работе с родителями учитель должен руководствоваться одним из основных правил взаимодействия – уважением. Родители должны видеть в классном руководителе человека авторитетного, знающего и способного найти решение в любой, самой сложной ситуации.
К сожалению,
многие родители видят свое участие в школьной жизни собственного чада в
отсиживании на родительском собрании и сдачи определенной суммы денег. Такая
система взаимоотношений «семья-школа» не может не огорчать.
Для того, чтобы родители стали активными участниками учебно –
воспитательного процесса, я решила действовать в разных направлениях.
Постепенно сложилась целая система взаимодействия учителя и родителей.
Мои принципы общения с родителями:
ü Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.
ü Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.
ü Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.
ü Быть интересным собеседником, отвечать за сказанные слова, быть позитивной.
ü Постоянно поддерживать интерес родителей к школьной жизни детей.
Свою работу с родителями начинаю с индивидуального знакомства. Для этого приглашаю их вместе с детьми на встречу, в процессе которой родители рассказывают мне о своей семье, о том, чем они занимаются дома совместно с детьми, чему учат их. Выясняю, какие традиции существуют в семье, какие обязанности есть у ребёнка по дому. Узнаю, как родители развивают способности своих детей, а именно, в какие кружки и секции их водят, на протяжении какого времени. Из этих встреч у меня складывается первичное представление о том, какую роль в жизни родителей играет ребёнок, сколько внимания уделяют они своим детям, насколько совпадают их интересы, и, наконец, насколько хорошо знают и адекватно оценивают своих детей родители.
Познакомившись с семьями, составляю социальный паспорт класса , намечаю для себя цели и задачи работы с коллективом в целом и с каждой семьёй в частности. Озвучиваю для родителей в процессе первого в учебном году родительского собрания цели нашей с ними совместной работы.
Посещение семьи на дому.
Посещая учащихся на дому, выясняю условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку Очень важно, чтобы родители были уверены, что учитель приходит в семью не для выговора ученику, не с жалобами на него, а как помощник в деле воспитания ребенка.
Родители заранее предупреждаются о приходе.
При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила:
· проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;
· исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения;
· беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;
· не предъявлять претензий к родителям;
· всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника;
· советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи;
· договариваться о конкретных совместных делах;
· не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.
Приглашение в школу.
Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Для участия ребенка в театральной постановке, надо помочь ему изготовить костюм, поучить с ним слова роли и т. д.
Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.
Переписка. Наличие у родителей и доступа в интернет в телефоне или компьютере позволяет общаться с родителями и таким образом. Многие родители связываются со мной через Дненвник ру или с помощью приложения WhatsApp .Таким образом они могут предупредить меня о пропуске ребёнком школы по той или иной причине (например, внезапно заболел, или пришлось срочно уехать). Таким же образом родители могут задать возникшие у них вопросы. Например, получше узнать о предстоящей экскурсии, поездке, празднике. Кроме того, если ребёнок болеет, родители могут получить от меня рекомендации по объяснению пропущенной новой темы, о заданиях, которые необходимо проработать с ребёнком.
- Назовите основную форму работы с родителями?
Основной формой работы с родителями остаётся форма родительских собраний и консультаций.
Всем известно, что посещаемость родителями школьных собраний с каждым годом снижается. Почему? Я поняла, что, не ответив на этот вопрос, не смогу добиться необходимых результатов. Проведя анкетирование, общаясь с родителями, я поняла, что им просто не интересно. Ведь в основном родительские собрания сводятся к ознакомлению с успеваемостью и беседам о ремонте и оборудованию кабинета
И после тяжелого
рабочего дня непросто высидеть на собрании 3 часа, слушая об успехах и неудачах
каждого ученика класса, а потом еще и «играть» с другими такими же уставшими
родителями в психологические игры, при этом думая о том, что нужно еще у
ребенка уроки успеть проверить, в школу его собрать, да завтрак всей семье
приготовить1. Родительские собрания (правила)
* четкий регламент
* отчет по учебной работе
* отчет по внеклассной работе
( презентация PowerPoint)
* фото-отчет по работе за год
Для того, чтобы родительское собрание прошло эффективно и динамично, заранее
оговариваю регламент – кто будет выступать, по какому вопросу и сколько ему на
это выделяется времени. Стараюсь укладывать общую часть собрания в 1 час, а уже
потом решать все частные вопросы.
НИКОГДА не обсуждаю успехи и неудачи каждого учащегося.
В начале говорю об общих тенденциях, а потом предлагаю родителям презентацию общей успеваемости по каждому предмету.
Думаю, успех родительского собрания зависит не только от его содержания, но и от подготовительной работы к нему.
После отчета по
учебной работе – отчет по работе воспитательной. Так же в виде презентации, на
этот раз красочной – с фотографиями и отзывами детей. Примечательно, что когда
я впервые показала родителям такую презентацию-отчет, многие удивились, что
такие мероприятия вообще в классе проходили. «Сколько всего интересного было!»
- говорили они. Значит, родители не всегда в курсе школьных дел, этот пробел и
позволяет подобный отчет устранить. Вновь после презентации – рабочие моменты,
совместное планирование дальнейшей работы (или согласование).
Я считаю, что каждое собрание должно просвещать родителей, а не
превращаться в чтение нотаций и критику ошибок и неудач детей.
Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.
Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса.
Родительский комитет нашего класса выбирается общим собранием родителей. В ходе выборов учитывается предложения классного руководителя, инициатива самих родителей. Срок полномочий родительского комитета – один год, но, если назрела острая необходимость, родительский комитет может быть переизбран в срочном порядке или может продолжить свои полномочия. Начиная работу в классе, классный руководитель предупредил родителей о том, что побыть в роли члена родительского комитета должен каждый родитель; поэтому родительский комитет ежегодно будет обновляться. Очень важным является тот факт, что работа в родительском комитете каждого родителя позволит ему понять те проблемы, которые стоят перед классным руководителем, и активно участвовать в их решении.
Интересные формы работы с родителями:
-дни творчества детей и родителей;
- открытые уроки;
- совместные мероприятия;
- походы, экскурсии в природу;
- игры-соревнования, конкурсы.
-проектная работа
в организации и проведении этих мероприятий мне помогают родители. К таким мероприятиям относятся:
· Поход
· Конкурс поделок из природных материалов
· День Именинника
· Новогодний спектакль
· Игра- соревнование 23+8 ( к 8 марта и 23 февраля)
· Масленица
· Командообразующая программа в загородном лагере в честь окончания учебного года
Родители спонсируют эти мероприятия (покупают сувениры, сладости, напитки для Сладкого стола). Помогают в подготовке костюмов и декораций. Оказывают помощь при разработке и репетиции сценария. Готовят конкурсы. Делают фотографии и проводят видеосъёмку. Это помогает родителям окунуться в атмосферу школьной жизни, лучше узнать своих детей и познакомится с их школьными друзьями.
Со своими учениками мы часто путешествуем – посещаем музеи, театры, цирк, выставки, зоопарк и т.д. Обязательно с нами в поездки отправляются родители, которые помогают организовать детей, следят вместе со мной за дисциплиной и самочувствием ребят в поездках, делают фотоснимки. Такая работа помогает родителям почувствовать ответственность. И, кроме этого, они видят, чем живут дети, какие новые впечатления получают. Это помогает родителям лучше понять детей и учителя, сблизиться с детьми, найти общие интересы.
В течение всего учебного года родители имеют возможность обратиться за индивидуальной консультацией. В процессе таких встреч разъясняю им проблемы ребёнка, совместно ищем наиболее продуктивные пути решения возникших проблем. По необходимости подбираю упражнения и задания для работы ребёнка с родителем дома. Подбираю памятки и составляю рекомендации для работы с ребёнком по мере необходимости. Все консультации оформляются в особом журнале
Работая совместно с детьми и их родителями, я вижу положительную динамику роста интереса родителей и детей к школьным проблемам.
Итак, внедрение в работу с родителями новых форм, позволило мне повысить активность родителей, помочь им в организации учебно-воспитательного процесса своих детей. Однако, в моей работе встречались и трудности. К сожалению, существует группа пассивных родителей, которых мало интересует жизнь их детей вне дома. Есть, так же, часть родителей, которым сложившиеся обстоятельства не дают проводить с детьми достаточное количество времени. Это сокращает и затрудняет их общение с ребятами и учителями, и, следовательно, снижает продуктивность учебно-воспитательного процесса. Некоторые молодые родители не хотят принимать доброжелательные рекомендации и пожелания учителей, воспринимают их как посягательство на их личную жизнь, отсюда возникают проблемы взаимонепонимания.
Таким образом, быть родителями – длительный и нелёгкий процесс. Информирование родителей о жизни детей в школе, их участие в мероприятиях, в жизни школы и класса, применение новых форм работы с родителями активизирует воспитательные умения, но кроме этого необходимо учить молодых родителей переосмысливать свои стереотипы их установки, развивать рефлексию, учить анализировать собственную деятельность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.