Работа с родителями в начальной школе
Оценка 4.8

Работа с родителями в начальной школе

Оценка 4.8
DOCX
25.09.2024
Работа с родителями в начальной школе
Работа с родителями.DOCX

Выступление «Работа классного руководителя с родителями в начальной школе. Из опыта работы»

 

Придя работать в школу, я поняла, что работа с родителями – одно из самых сложных направлений в работе классного руководителя.

Слайд 2

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы заключается в создании условий для нормальной жизни ребёнка – комфортной, радостной, счастливой. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию и обучению детей,  и  участвуют в  ее  реализации.

Слайд 3

Мы знаем, что результат обучения и воспитания детей будет тогда на высоком уровне, когда будет единство 3 звеньев: учитель, родитель и ребёнок. Тогда будет результат. Но как этого добиться?

В своей практике я использую следующие формы взаимодействия учителя и родителей:

Слайд 4

Индивидуальные:

1. Беседа

Свою работу с родителями начинаю с индивидуального знакомства. Для этого приглашаю их вместе с детьми на встречу, в процессе которой родители рассказывают мне о своей семье, о том, чем они занимаются дома совместно с детьми, чему учат их. Узнаю, как родители развивают способности своих детей, а именно, в какие кружки и секции их водят, на протяжении какого времени. Какие обязанности есть у ребёнка по дому.  Из этих встреч у меня складывается первичное представление о том, какую роль в жизни родителей играет ребёнок, сколько внимания уделяют они своим детям, насколько совпадают их интересы, и, наконец, насколько хорошо знают и адекватно оценивают своих детей родители.

2. Приглашение в школу.

      Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Для участия в мероприятии, в конференции, что-то помочь подготовить. Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.

3. Индивидуальные консультации педагога.

     Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Консультации проводятся по мере необходимости. В процессе консультации с родителями в неофициальной обстановке я выясняю необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.). В процессе таких встреч разъясняю им проблемы ребёнка, совместно ищем наиболее продуктивные пути решения возникших проблем. По необходимости подбираю упражнения и задания для работы ребёнка с родителем дома. Подбираю памятки и составляю рекомендации для работы с ребёнком по мере необходимости.

4.   Переписка - письменная форма информирования родителей. Объявления, фото мероприятий. Родители могут предупредить меня о пропуске ребёнком школы по той или иной причине (например, внезапно заболел, или пришлось срочно уехать). Таким же образом родители могут задать возникшие у них вопросы. Например, получше узнать о предстоящей экскурсии, поездке, празднике. Кроме того, если ребёнок болеет, родители могут через интернет получить от меня рекомендации по объяснению пропущенной новой темы, о заданиях, которые необходимо проработать с ребёнком.

5.  Посещение семьи на дому.

     Эту форму работы я использую редко, при острой необходимости и кто в этом нуждается. Посещая учащихся на дому, выясняю условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания. Меня интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.

Слайд 5

Групповые:

1. Тематические консультации.

Тематические консультации рекомендуется проводить 1 раз в четверть для всех желающих. Я провожу по мере необходимости «Ребенок гиперактивен, что с ним делать?»,  «Смартфон и дети: будьте осторожны!». По вопросам, которые меня настораживают. Их можно проводить со специалистами школы, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения конкретной проблемы.

 2. Родительский обмен опытом.

Свободная беседа родителей друг с другом, обмен опытом, разрешения различных ситуаций в своих семьях, помогает иначе воспринимать трудности, лучше понять индивидуальные особенности ребенка, расширить возможности воспитания. 

3. Работа с родительским комитетом.

От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет нашего класса выбирается каждый год общим собранием родителей. В ходе выборов учитывается предложения классного руководителя, инициатива самих родителей. Срок полномочий родительского комитета – один год, но, если назрела острая необходимость, родительский комитет может быть переизбран в срочном порядке или может продолжить свои полномочия.

Слайд 6

Коллективные:

1. Родительский всеобуч

Это школа воспитания родителей, которая формирует родительское общественное мнение и родительский коллектив. В рамках родительского всеобуча проводятся:

2. Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов:

1. Организационные собрания (выбор классного родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п.). В 1 кл. мы всегда с родителями садимся за круглый стол (расставляю парты), чтобы был визуальный контакт. Рассказываю о себе. Родители рассказывают о себе и о своем ребенке. Так происходит первое знакомство.

Во 2-4 классах спрашиваю на какую тему хотели бы поговорить, что их волнует, вместе планируем. Учитываю их мнение. Отталкиваюсь от их желания, затем планирую совместную работу.

2. Аналитические собрания (ориентированные на разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей). Например, «Трудности адаптации первоклассников», «Режим дня школьников», «Первые отметки», «Поощрение и наказание», «Причины и последствия детской агрессивности», «Компьютер в жизни школьника» и др.

3. Итоговые собрания (направленные на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год).

4. Комбинированные собрания (включающие в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Этот вид собраний наиболее часто встречается в моей  работе

Организуя родительские собрания, можно придерживаться следующих принципов:

1. Для того, чтобы родительское собрание прошло эффективно и динамично, заранее оговариваю регламент – кто будет выступать, по какому вопросу и сколько ему на это выделяется времени. Стараюсь укладывать общую часть собрания в 1 час, а уже потом решать все частные вопросы.

2. Стараюсь искать новые формы проведения родительских собраний. Использую информационно-компьютерных технологий: презентации, видеозаписи, видеофильм, ролики,  анкетирование родителей. Например творческой лаборатории на тему «Проблемы детского внимания», на котором ознакомила родителей с приемами развития внимания ребенка дома и продемонстрировали задания, используемые в семейном воспитании. В конце собрания родители получили индивид. рекомендации и памятки по развитию внимания учащихся. Проводила собрания в форме дискуссии («Компьютер и дети», «Поощрение и наказание детей в семье»), круглого стола («Как развивать читательский интерес ребенка»), мастер-класс «Разбор предложения на словосочетания». собрание должно носить как теоретический, так и практический характер. Миксую традиционные формы работы с нетрадиционными.

3. Я считаю, что каждое собрание должно просвещать родителей, а не превращаться в чтение нотаций и критику ошибок и неудач детей.  НИКОГДА не обсуждаю успехи и неудачи каждого учащегося. Говорю об общих тенденциях, и каждый родители каждый наглядно видит в каком сегменте находится его ребенок.

4. Классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;

5. Приглашать на собрания преподавателей-предметников.

      6. Приглашать на собрания по мере необходимости или по просьбе родителей психолога и представителей администрации школы.

Каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.

3. Вовлечение в учебную работу

Через совместную проектную деятельность, участие в предметных конкурсах и научно-исследовательских конференциях как в школьных так и городских.

4. Вовлечение в воспитательную работу

Это совместные праздники, чаепития, ярмарки, различные акции, экскурсии, встречи с родителями интересных профессий, трудовой десант, субботники и т.д. Здесь без помощи родителей не обойтись.

Концерты. Весь учебный год разбит на месячники, которые имеют определенную тематику: «День пожилого человека», «День матери», «8 марта», «9 мая» и др. В школе проходят праздники, концерты общешкольного уровня. Практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них возникает желание оказать помощь школе в организации воспитательной работы.

            Участие в творческих конкурсах

В прошлом году моя ученица участвовала в городском конкурсе «Моя любимая бабушка» продуктом явился совместный видеоролик бабушки и внучки.

В школе оформлены «Уголок творческих работ», из которых они могут узнать, как проводится учебно-воспитательная работа в школе.

Считаю, хорошей традицией проведение встреч поколений в честь праздника Международного Женского Дня. Праздник мам и бабушек объединил всех весенним настроением, приятными переживаниями за участников конкурсов, помог увидеть, что взрослые и дети — это дружный коллектив, в котором проявляется уважение друг к другу, чувствуется поддержка и взаимопонимание.

Со своими учениками мы посещаем музеи, театры, кинотеатр и т.д. Обязательно с нами в поездки отправляются родители, которые помогают организовать детей, следят вместе со мной за дисциплиной и самочувствием ребят в поездках.

Такая работа помогает родителям увидеть, чем живут дети, какие новые впечатления получают, лучше понять детей и учителя, найти общие интересы.

5. Посильная помощь     классу

Родители спонсируют эти праздники (покупают сувениры, сладости, напитки для Сладкого стола). Помогают в подготовке костюмов, декораций, оформлении доски. Делают фотографии и проводят видеосъёмку. Сюда можно отнести и сопровождение родителей на мероприятия и в поездки.  Это помогает родителям окунуться в атмосферу школьной жизни, лучше узнать своих детей и познакомится с их школьными друзьями.
Это уборка кабинета и украшение его к праздникам, с последующей уборкой опять же, покупку необходимых канц.товаров, подготовка кабинета к новому учебному году. Важно, чтобы каждый родитель смог почувствовать себя нужным и полезным для класса.

Моя педагогическая практика показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой, если между классным руководителем и родителями возникает взаимопонимание. Необходимо использовать такую практику взаимоотношений, при которой все участники выступают как партнеры, единомышленники.
         Однако, в моей работе встречались и трудности. К сожалению, существует группа пассивных родителей, которых мало интересует жизнь их детей вне дома. Есть, так же, часть родителей, которым сложившиеся обстоятельства не дают проводить с детьми достаточное количество времени. Это сокращает и затрудняет общение, снижает продуктивность учебно-воспитательного процесса. Некоторые молодые родители не хотят принимать доброжелательные рекомендации и пожелания учителей, воспринимают их как посягательство на их личную жизнь, отсюда возникают проблемы взаимонепонимания.

Важен диалог между родителями и кл.руководителем, обмен мнениями, поиск совместных решений. Родителям нужна от нас, учителей поддержка, помощь и просто добрый совет.

В заключении хочется подчеркнуть: cпособность к общению — профессиональное качество учителя. А все формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей в семье и школе. Мы должны стараться подобрать ключик к каждой семье и детской душе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

Как общаться с родителями ваших учеников?

1. Общаясь с родителями, обращайтесь к ним по имени и отчеству.

2. Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на «равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания.

3. Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенности, цели, методы, традиции семейного воспитания.

4. В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями от официального до доверительного.

5. Переход к доверительному общению с родителями лучше всего начинать с фраз типа: «Я хотел бы с вами посоветоваться…», «Я хотел бы согласовать с вами наши действия…», «Мне нужна ваша помощь…»


Беседа с родителями учащихся будет успешна, если:

- удалось избежать противостояния и конфронтации;

- удержались сами и удержали родителей от взаимных упрёков и обвинений;

-удачно сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку;

- обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы.

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

Как общаться с родителями ваших учеников?

1. Общаясь с родителями, обращайтесь к ним по имени и отчеству.

2. Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на «равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания.

3. Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенности, цели, методы, традиции семейного воспитания.

4. В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями от официального до доверительного.

5. Переход к доверительному общению с родителями лучше всего начинать с фраз типа: «Я хотел бы с вами посоветоваться…», «Я хотел бы согласовать с вами наши действия…», «Мне нужна ваша помощь…»


Беседа с родителями учащихся будет успешна, если:

- удалось избежать противостояния и конфронтации;

- удержались сами и удержали родителей от взаимных упрёков и обвинений;

- удачно сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку;

- обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы.


 

Выступление «Работа классного руководителя с родителями в начальной школе

Выступление «Работа классного руководителя с родителями в начальной школе

Кроме того, если ребёнок болеет, родители могут через интернет получить от меня рекомендации по объяснению пропущенной новой темы, о заданиях, которые необходимо проработать с ребёнком

Кроме того, если ребёнок болеет, родители могут через интернет получить от меня рекомендации по объяснению пропущенной новой темы, о заданиях, которые необходимо проработать с ребёнком

Режим дня школьников», «Первые отметки», «Поощрение и наказание», «Причины и последствия детской агрессивности», «Компьютер в жизни школьника» и др

Режим дня школьников», «Первые отметки», «Поощрение и наказание», «Причины и последствия детской агрессивности», «Компьютер в жизни школьника» и др

Считаю, хорошей традицией проведение встреч поколений в честь праздника

Считаю, хорошей традицией проведение встреч поколений в честь праздника

РЕКОМЕНДАЦИИ Как общаться с родителями ваших учеников? 1

РЕКОМЕНДАЦИИ Как общаться с родителями ваших учеников? 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.09.2024