Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Таких детей называют одаренные.По модели Л.А.Венгера, понятие одаренности раскрывается через понятие способностей. Под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющихся на протяжении длительного отрезка его жизни в сочетании с высокой познавательной мотивацией.
Формы работы с одаренными учащимися:
Приемы и виды работ на уроке с высокомотивированными детьми
1. Включение в урок заданий повышенной сложности, которые развивают учащихся интеллектуально, активизируют их на уроке, учат самостоятельно ставить проблему и решать ее.
-Задания, побуждающие самостоятельно подобрать дидактический материал, аналогичный упражнению учебника.
-Задания, ориентирующие учащихся на поиск различных вариантов ответов.
-Задания на сравнение и сопоставление
-Задания исследовательского характера
Задания, ориентирующие учащихся на поиск экономных, рациональных форм выполнения заданий и проверки знаний
-Задания, формирующие навыки самостоятельной работы
-Творческие задания
2.Способы подготовки учащихся к сотрудничеству, развитие способностей к созидательной деятельности.
-Обучение в команде
-Итоговая дискуссия
-Подготовка группой учащихся презентации
Работа с высокомотивированными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенных задач. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
- исследовательский;
- частично-поисковый;
- проблемный;
- проектный.
Очень важны для развития одаренности младших школьников:
- предметные олимпиады;
- интеллектуальные марафоны;
- различные конкурсы и викторины;
- словесные игры и забавы;
- проекты по различной тематике;
- ролевые игры;
- индивидуальные творческие задания.
Участие одарённых детей в данных видах деятельности даёт возможность реализовать свои таланты.
Применяю самые современные технологии, направленные на решение данных задач:
- Развивающее обучение.
- Проблемное обучение.
- Разноуровневое обучение.
- Использование исследовательского метода в обучении.
- Проектные методы в обучении.
- Игровые методы.
- Обучение в сотрудничестве.
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Здоровьесберегающие технологии.
Одна из форм работы с одарёнными детьми – научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых знаний. Принимая участие в школьной научно-практической конференции, учащиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.
В последнее время активно использую в работе метод проектов.
Основная цель включения младших школьников в проектную деятельность— стимулирование познавательной активности, раскрытие индивидуальных творческих задатков, формирование навыков планирования и реализации научного исследования, индивидуализация процесса обучения, воспитания и развития. Организация проектной деятельности со 2- 3 классов способствует выработке следующих знаний, умений и навыков:
o самостоятельно выделять проблему, доказывать факты, явления, закономерности;
o находить несколько вариантов решения выделенной проблемы и обосновывать наиболее рациональные из них;
o классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать изученные явления и закономерности;
o проводить сбор данных, эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;
o применять научные методы исследования;
o оформлять свои работы;
o рецензировать и оценивать собственную работу, а также работы других учащихся.
Полезными для развития логического мышления младших школьников являются расшифровка и составление криптограмм, лабиринтов, упражнения на сравнение и противопоставление
Большую роль играют задания на выделение в массе учебной информации смысловых элементов, решение креативных задач, когда ребята помимо вопроса получают новую информацию, составление логических цепочек из формул, нахождение физических терминов в произвольно выбранном тесте.
Для того чтобы найти решение того или иного вопроса, используются не только метод наблюдений, экспериментов, моделирования, но и фантазирование, преувеличение, мозговой штурм, основной задачей которых является коллективный сбор как можно большего числа идей.
В современной школе существует множество форм, приёмов и методов для работы с одарёнными детьми: онлайн-олимпиады и тестовые задания, мультимедийные приложения к урокам, рабочие тетради с заданиями различного уровня сложности, подготовка проектов и исследовательских работ… Во время урока учитель имеет возможность организовать работу в группах, в парах, объединяя учащихся с различным уровнем подготовленности. Очень важно ответственно относиться к процессу подготовки урока, чтобы не оставить без внимания способных детей. Пытливость их ума и желание получать новые знания во многом зависят от учителя, который может сделать интересным и увлекательным каждый урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.