Комплект 14
Задание.
Прочитайте интервью журналистки газеты «Деловые ведомости» М. Корнышевой, взятое 14 января 2009 года у декана факультета психологии и коммуникации Академии Nord профессора Вольдемара Колга. Ответьте на вопросы.
1. Как Вольдемар Колга связывает самооценку человека с его поведением во время кризиса?
2. Почему профессор утверждает, что нынешний кризис неправильно называть экономическим?
3. Каким, по-вашему, является взгляд на проблему психолога Вольдемара Колга (оптимистичным, реалистичным или др.)? Для обоснования своего ответа используйте цитаты из интервью.
– Говорят, что в тяжёлые времена стрессу больше подвержены сильные мира сего. Так ли это?
– Некоторые считают, что тем, кто стоит на вершине, у кого самооценка выше и потери больше, и падать куда больнее. Но есть и теория Зигмунда Баумана. Самым чувствительным он назвал средний класс – людей, живущих от проекта до проекта, то получающих деньги, то теряющих всё. Чаще всё же считают, что богачи, как и бедняки, самые «кризисоустойчивые». Первые довольно стабильны: миллион туда, миллион сюда для них мало что значит. Для тех, кто роется в мусорных контейнерах, тоже ничего не меняется от того, есть экономический кризис или нет. Я тоже убеждён, что положение среднего класса гораздо хуже, чем у других слоёв общества. Если министр потеряет работу, то совершенно точно получит хорошую взамен, ничего страшного не произойдёт. А вот если такое выпадет на нашу с вами долю, это на самом деле будет страшно. Когда пресса расписывает горести «богатых и прекрасных», думаю, тем самым она отводит в сторону мысли простых людей. Мол, видите, даже такие плачут, а вы потерпите, через год-два экономика начнёт оживать.
– Какие люди в трудной экономической ситуации склонны к самым драматическим шагам?
– Это связано с самооценкой, с картиной собственного «я». Депрессия возникает тогда, когда человек начинает судорожно сравнивать себя или с кем-то или с тем, кем он сам когда-то являлся. Наша беда, я полагаю, в том, что мы слишком сосредотачиваемся на думах о себе. «Я» – это наше всё. Я такой большой, сильный, красивый, влиятельный – и вдруг получаю по носу. Подобного стыда я не в силах пережить! И следуют неадекватные шаги.
– Хотите сказать, что человеку с низкой самооценкой живётся при кризисе гораздо легче?
– А что, может, и так! В западном мире – это пошло из Америки – всё время говорили, что высокая самооценка исключительно позитивна, в школах ввели программы повышения уровня «я». В общем, на это делали ставку. Я не хочу сказать, что низкая самооценка хороша, но, если человек выстраивает мир исключительно вокруг собственного «я», это слишком. Так он причиняет себе больше боли, делает своё «я» очень ранимым. А больным оно становится, повторяю, потому, что идут постоянные сравнения, к примеру, своего дома, машины с жилищем и автомобилем соседа и т.п.
– И когда приходит кризис или настигает какой-то другой удар, «я» уже настолько нездорово, что мир рушится?
– Именно. Оттого, что «я» более не выдерживает сравнений. Поэтому совет: во время кризиса не думать так много о своём «я». Мне кажется, что из-за такого образа мыслей многие даже сейчас не хотят искать работу, соглашаться на то, что доступно. А правильно было бы принимать всё, что предлагают. Работа есть работа.
– Получается, человек сам загоняет себя в кризис, а не его загоняют?
– Абсолютно верно. С одной стороны, говорят, что человек должен познать самого себя. С другой – вся наша психология построена на том, что нам не надо знать всё. Копание в себе может причинить боль, не принесёт никакой пользы. Мысли, которые приходят к человеку в кризисные времена, как бы затягивают в омут. Психологи называют такой процесс интрапсихическим. Правильнее было бы мыслить интерпсихически, направляя мысли вовне.
– Что, с точки зрения психолога, представляет собой мировой экономический кризис?
– Я думаю, что это вовсе не экономический кризис. Он не от экономики. За ним стоит иной – кризис культуры. Тот, что в наших головах. У одного шведа я нашёл термин «экопатия». Им обозначается ориентированность лишь на успех в экономике, на достижение его любой ценой. Эстония тоже пошла на поводу экопатического мышления. Полагают, что к чувству удовлетворения, к счастью приводит экономика, а не человеческие ценности. Я должен быть эффективным, прагматичным, мне наплевать, что ты чувствуешь, главное, сколько ты в состоянии произвести. Культура, хотим мы того или нет, зиждется на ограничениях. Взять хотя бы Десять заповедей. Если я считаюсь с ними, то, будучи предпринимателем, не преступлю, хотя, быть может, потеряю какие-то деньги. Но что произошло в мире? Сделали ставку на экономический успех любой ценой, на вседозволенность и получили то, чего при таком раскладе просто не могли не получить.
– Кризисы повторяются. Означает ли это, что человечеству время от времени нужна встряска?
– Раньше я как психолог пребывал в уверенности, что человек способен к саморегуляции. А теперь чувствую: таких людей чрезвычайно мало. В основном они всё же настолько слабы, что, если над ними нет надсмотрщика с кнутом, нет страха. Мы, как говорится, Бога забываем.
– Как во время кризиса следует себя вести?
– У нас преимущественно пропагандируется следующее: ты должен экономить, сжаться в комок и сидеть тихо. По моему мнению, это плохо. Во время кризиса надо быть максимально активным, находиться в поиске, даже тратить, если деньги есть. Так почувствуешь себя живым!
– А если денег нет? Тогда – паника, депрессия?
– Бедные тоже должны быть активны, двигаться, что-то менять. Под лежачий камень вода не течёт. Не надо поддаваться массовому гипнозу или психозу. Лучше всё-таки сохранять своё лицо, хотя, может быть, и побитое.
– Когда можно сказать, что вышел из кризиса победителем?
– Когда у тебя появляются новые идеи, которые позволят стать сильнее. Например, благодаря кризису отделался от какой-то фобии, начал больше думать о своей семье. Если семья крепнет, то и деньги появляются. На людях состоятельных всегда особая ответственность. Чем выше твоё положение, тем больше, думаю, ты должен отдавать: жертвовать средства, заниматься благотворительностью. Это и будет твоей победой. И всё же главное лекарство – это солидарность. Было бы очень хорошо, если бы наше общество вышло из кризиса как одно целое. Общая беда может позитивно повлиять и на интеграцию, ведь противоречия уже не так актуальны, есть вещи более
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.