Важнейшим компонентом конструкции федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения является ориентация на результаты образования.
В концепции ФГОС требования к результатам освоения основных программ структурируются по основным задачам общего образования и включают в себя:
Актуальность данной темы обусловлена ещё и тем, что в настоящее время мы имеем дело с «поколением экрана», с детьми, обладающими клиповым мышлением. Такое мышление отличается фрагментарностью, не способностью связывать кусочки информации воедино.
Сегодня умение читать не сводится только к овладению техникой чтения, а ориентировано в первую очередь на формирование «грамотного чтения». Это понятие включает способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания текста необходимо начинать с начальной школы и проводить в системе, усложняя приёмы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.
К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом
для 5-6 классов относят :
• выделение главного в тексте;
• составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
• умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
• грамотно пересказать прочитанный текст.
Для 7 – 8 классов
• умение составить план прочитанного;
• воспроизводить текст по предложенному плану;
• умение пользоваться образцами решения задач;
• запоминание определений, формул, теорем.
Для 9 – 11 классов
• работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
• использование новой теории в различных учебных и
• жизненных ситуациях;
• подтверждение научных фактов;
Принято выделять три этапа: до чтения, во время чтения и после чтения.
1 этап – Работа до чтения.
Часто начинаю урок с устного счёта в виде «Математического лото». По результатам «Математического лото» можно использовать несколько приёмов работы с текстом. Расшифровав лото, ребята могут назвать тему урока, найти с помощью оглавления данную тему в учебнике. Этот приём - «Попробуй найти!» - развивает внимательность, быстроту реакции, ориентацию в логическом изложении математического материала в учебнике.
Определившись с текстом, ученики высказывают гипотезы, что будет сегодня изучаться на уроке. Их предположения мы «складываем» в «Банк идей (гипотез)» - основной приём работы с текстом на данном этапе. Он учит учеников выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно-исследовательской деятельности учащихся при работе с литературой.
Предлагаю ученикам такие задания (Приём «Верные или неверные утверждения», или «Верите ли вы, что…?»):
• Игра «Верю - не верю» (в начале изучения темы «Углы» в 5 классе)
• Тупой угол – это угол, который нарисован тупым
карандашом
• Угол – это геометрическая фигура.
• Угол состоит из двух пресекающихся прямых
• Бывают углы остроумные и тупые
• Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки
• Равные углы – это те, у которых равны стороны
• Биссектриса – это такой угол, у которого три стороны.
• Бывает угол прямой
• Угол может быть тощим
• Острый угол – это угол, который меньше прямого
Проверить, какие именно предположения оказались верны, ребята могут непосредственно на 2 этапе работы с текстом.
2 этап – Работа с текстом учебника непосредственно
Это само чтение. Работа с учебником преследует определённую цель. Основными целями чтения учебника могут быть: знакомство с информацией, заложенной в выбранном фрагменте текста, понимание информации, запоминание, использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях, подтверждение изученного или того, что знали ранее, отыскание примеров, подтверждение научных фактов, работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами).
Для лучшего понимания прочитанного текста учебника я использую методический приём – «Инсерт». Здесь по мере чтения ученики ставят карандашом на полях заранее обговоренные значки.
Завершением данной работы с текстом является устное обсуждение. Обычно школьники без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном тексте, сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него.
Проведя на уроке объяснение нового материала, выполнив упражнения на закрепление, прошу учащихся прочитать текст, выделить в нём главные мысли и найти то, о чём не говорилось на уроке. Например, при знакомстве с таблицей простых чисел, ответ на вопрос, почему в этой таблице числа выделены разным цветом, я предлагаю найти самостоятельно.
Важным способом записи прочитанного является конспектирование. Под конспектированием на уроках математики понимают перевод обычной записи (на естественном русском языке) в математическую запись (на формальном языке).
Ещё одним необходимым способом обработки информации из книги является составление плана прочитанного. Удачно составленный план говорит о конечном итоге, об умении анализировать текст, о степени усвоения содержания.
Также важным способом обработки информации из текста является составление тезисов.
Тезисы – это основные положения текста, которые доказывают, объясняют, поясняют материал в тексте. Если в плане в определённой последовательности даются только названия основных объектов, то при составлении тезисов в той же самой последовательности даётся само содержание этих объектов.
Можно сравнить план и тезисы на примере одного и того же текста из учебника математики для 5 класса «Угол».
План
Тезисы
3 этап – Работа после чтения.
После чтения ученики должны обязательно высказать своё отношение и свои мысли о прочитанном, привести свои примеры. Важно, чтобы ученики смогли сопоставить прочитанное с тем, что уже знали.
Текст учебника математики отличается от других учебников ещё и тем, что он насыщен формулировками.
В качестве инструмента для синтезирования сложной информации, учащимся можно предложить синквейн , диаманту.
Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.
Составление синквейна требует от учащихся умения находить в учебном материале наиболее существенные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях.
Алгоритм написания синквейна
Первая строка |
Тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным |
Вторая строка |
Описание темы в двух словах, как правило, прилагательными |
Третья строка |
Описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами |
Четвёртая строка |
Фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме |
Пятая строка |
Одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы |
Вот такие синквейны написали мои ученики.
Угол.
Острый, тупой.
Измеряем, сравниваем, строим.
Что за впечатление производит?
Фигура!
Параллелепипед.
Прямоугольный, объёмный.
Измеряем, вычисляем, изображаем.
Где можем встретить его?
Дом.
Эффективность процесса обучения зависит от того, получилось ли правильно выбрать технологические приёмы, удачно скомбинировать их, вместить в рамки уже знакомых традиционных форм урока. Кроме того, при переходе с одного приёма на другой меняется режим работы мозга. А это очень важно для детей с клиповым мышлением, позволяет предупреждать утомляемость и приводит к развитию когнитивных способностей.
Использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с любой информацией, а не только с текстом. Важно научить ученика самостоятельно работать с книгой, выработать навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного материала.
Реально на уроке на это уходит не так много, как кажется. Но, благодаря систематичности, результаты видны достаточно скоро.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.