Задание.
Прочитайте отрывок из монографии Н.Д. Арутюновой «Язык и мир человека» (1998). Ответьте на вопросы и выполните задание.
1. Подтвердите примером из текста, что «в сознании героев Ф.М. Достоевского совмещено несовместимое».
2. Когда писатель использует частицу как бы в своих текстах и с какой целью?
3. Что Достоевский называет единым судом для себя?
Стиль Достоевского в рамке русской картины мира
В текстах Достоевского нельзя не обратить внимание на слова, словечки и стилистические ходы, несущие особую функциональную нагрузку. К языковым «фаворитам» Достоевского можно отнести также целые грамматические категории, такие, например, как категория неопределённости, некоторые модальные значения. В поле неопределённости входят неопределённые местоимения, слова «кажимости» (как бы, как будто, будто, словно, точно), а также прилагательные со значением неопределённости (неопределённый, неясный, смутный и др.).
Достоевский апеллирует к слушающему, приглашая его к «независимому расследованию». Он обращает его внимание на то, что человеку трудно понять, на то, чего никто не может постигнуть, на те смыслы, которые недоступны языку. Писатель не берёт на себя функции всевидящего автора. Проиллюстрируем это положение несколькими простыми примерами: Все были в каком-то опьянелом, в каком-то возбуждённом состоянии духа; Сердце его было как-то особенно неспокойно.
Неопределённые местоимения (НМ) указывают на особую, необычную разновидность признака, трудно уловимую и трудно определимую. Поэтому они не всегда могут быть исключены из текста: нельзя нечаянно воровать, но можно воровать как-то нечаянно.
НМ регулярно употребляются в ремарках, указывая на неопределённость эмоций и мотивов действий: ... – прошептала вдруг Lise каким-то нервным торопливым шёпотом; ... – как-то торжественно смотря, произнёс Дмитрий Фёдорович.
Достоевского считают тонким психологом. Между тем, именно обращаясь к психологическому субстрату поведения своих героев и их речевых действий, Достоевский более всего употребляет слова неопределённости: как-то, почему-то, зачем-то, какой-то, как бы и др. О глубинах человеческого «Я» не дано знать ни наблюдателю, ни другому, ни самому человеку.
В сознании героев Достоевского совмещено несовместимое – вера и неверие, знание и неведение, аскетизм и сладострастие. В нём соединены разные идеологии и взаимоисключающие мысли. Исследователь Ф.А. Степун пишет: «В русской душе есть целый ряд свойств, благодаря которым она с лёгкостью, быть может, не свойственной другим европейским народам, становится, сама иной раз того не зная, игралищем тёмных сил» [Степун 1991, 214]. На эти мысли навели Степуна наблюдения не только над предреволюционной и революционной Россией, но и над героями Достоевского. Состояния их сознания не могут быть описаны в однозначных терминах, и Достоевский это подчёркивает. Но и тогда, когда эмоциональное состояние ощутимо, неопределимой остаётся его причина. Иван Карамазов говорит себе: «Тоска до тошноты, а определить не в силах, чего хочу».
Рентгеновские снимки «живых душ» Достоевского неопределённы: они либо смазаны, либо двоятся. Психологический курс делает скачки, как на рынке ценных бумаг. Арифметические подсчёты дают сбои: дважды два оказывается то пять, то десять. «Если уж всё хвалить, то и дважды два пять – премилая вещица», – говорит герой «Записок из подполья».
Как будто, будто, как бы, словно, точно – знаки «кажимости», субъективного впечатления, того, что показалось, привиделось. Модальность этого типа предполагает наличие наблюдателя: Я стал вглядываться пристальнее и как бы с усилием. В текстах Достоевского особенно заметную стилеобразующую функцию приобретает как бы. В ранних произведениях писателя как бы встречается редко, как будто – очень часто. В них царит модальность кажимости. Как бы не стимулирует вопроса об истинности утверждения, оно не приглашает ни к возражению, ни к согласию, а обращает внимание на не совсем обычный, особый характер признака: Был он мускулист, и в нём можно было угадывать значительную физическую силу, тем не менее в лице его выражалось как бы нечто болезненное («Братья Карамазовы»).
Итак, как бы ориентировано на размытые понятия. Неудивительно поэтому, что высказывания с как бы тяготеют к миру человека – его чувствам и внутренним состояниям, поведению, непосредственным реакциям. В текстах Достоевского как бы используется почти исключительно в описании микромира и имеет некоторую специфику. Когда речь идёт о человеке, наблюдаемое и фокус интереса часто распределяются по разным планам – внешнему (плану выражения) и внутреннему (плану содержания). Внешние симптомы дают возможность реконструировать или, точнее, интерпретировать соответствующий им психологический феномен. В тексте может присутствовать лишь один из этих двух терминов – внешний симптом (Иван как бы весь дрожал) или внутреннее состояние (Иван как бы ничего не понимал). Часто оба компонента объединены в одной номинации: Иван был как бы вне себя. На лице его выразилось как бы недоумение. Симптом и его интерпретация не отделены друг от друга.
В концепцию человека, вырисовывающуюся в творчестве Достоевского, входит идея автономности внутренней жизни, её несогласованности (или неполной согласованности) с симптоматикой поведения. Любопытно, что даже у Дмитрия Карамазова – наиболее экстравертного* и экспансивного из героев Достоевского – «план выражения» весьма далёк от «плана содержания». Рисуя его портрет, Достоевский подчёркивает несоответствие кажущегося действительному: Дмитрий казался «гораздо старее своих лет», был силён и мускулист, но в то же время имел болезненный вид.
Скандалы, надрывы, истерики, трагические переживания – а для героев Достоевского это почти обычные состояния – способствуют рассогласованию психологического дискурса** и сопутствующих ему действий. В таких случаях описание естественно сдвигается в сторону как бы: Мало-помалу он как бы впал в задумчивость... Но он как бы уже не понимал хорошо, что совершается... и т.д. («Братья Карамазовы»). Интерпретации внешних симптомов, вводимые как бы, касаются поверхностного уровня сознания, рассогласованного с его глубинным слоем. Как бы маркирует разделяющее их расстояние.
Итак, как бы употребляется в контексте синтаксиса неуправляемых действий, а также может служить знаком обманчивости в ситуации сбоев в межличностном общении: как бы не слыша, как бы не слушая, как бы не видя, как бы не обращая внимания и т.п. В диалогических ремарках и комментариях к репликам как бы служит знаком подтекста, намёка, скрытого смысла: Смердяков стоял перед ним и как бы ждал: «А вот посмотрю я, рассердишься ты или нет?».
Ф.А. Степун обратил внимание на заметное несоответствие между социальным статусом героев Достоевского и их «духовными обличениями»: «Его князья не вполне князья, офицеры не офицеры, чиновники тоже какие-то особенные, а гулящие женщины, как та же Грушенька, почти что королевы» [Степун 1990, 335]. В черновых тетрадях Достоевского встречаются записи, подчёркивающие несоответствие «оболочки» и «содержимого», например: «Это какой-то господин, имеющий вид негосподина». Писатель видит глубокий разрыв между поведением человека и его нравственной сущностью.
Достоевский отрицает логические основания этики, т.е. возможность выносить нравственный приговор, исходя из истинности фактических суждений: «Есть преступления и впечатления, которые не подлежат земному суду. Единый суд – моя совесть, то есть судящий во мне Бог; но это совсем уже другое». Всё это уводит от определённости оценок и дефиниций. Как бы приобретает в тексте писателя функцию семантического коэффициента – поправки к стандартным системам при их приложении к жизни. Нужда в такого рода поправках была велика у Достоевского в силу особой новизны его отношения к жизни и миру.
*Экстраверт – это тип личности, которая ориентирована в своих проявлениях вовне, на окружающих.
**Дискурс – типовые ситуации общения.
Задание.
Каждый из нас мечтает встретить любовь, единственную и на всю жизнь. К сожалению, эта мечта не всегда сбывается, в этом зачастую есть и наша вина. Напишите сочинение-рассуждение (объём 400 слов) на тему «Так легко быть любимым, так трудно любить» (Ф.С. Фицджеральд). Опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт, поразмышляйте о том, насколько верно это высказывание.
В написании сочинения вам помогут высказывания на эту тему, которые вы можете использовать по своему усмотрению или не использовать вообще.
Безответная любовь не унижает человека, а возвышает его. (А. С. Пушкин)
Любить – значит видеть чудо, невидимое для других. (Ф. Мориак)
Любить – это значит находить в счастье другого своё собственное счастье.
(Г. Лейбниц)
Самое верное средство завоевать любовь других – подарить им свою любовь.
(Ж.-Ж. Руссо)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.