Понятие «читательская грамотность»
«Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Цель:
-развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Задачи:
- научить осознанно и выразительно читать;
-извлекать интересную и полезную информацию;
- самостоятельно выбирать книги для чтения;
- работать с разными источниками информации;
- высказывать суждения о прочитанном произведении.
Что я жду от своих учеников?
Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста, воспитания интереса к чтению и книге;
Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе;
Сформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника;
Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство»
Это:
-Беседы-дискуссии;
-Сам задай вопрос;
-Приём устного словесного рисования;
-Работа со словарём;
- Личный пример учителя.
Игровая технология
Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Их можно использовать на разных этапах урока.
С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды.
1. «Мим-театр» - изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает.
2. «Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.
Информационно-коммуникационная технология
В рамках работы по формированию читательской грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. Работа со словарем в этом случае является очень актуальной.
Важным является и наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении.
Образовательные достижения по повышению читательской грамотности школьников представляют собой:
1) личностные результаты –
сформированность ценностного отношения к чтению; совершенствование читательских навыков; развитие эстетического вкуса; формирование развивающего круга чтения;
2) метапредметные результаты –
умение эффективно использовать различные источникам; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной деятельности;
3) предметные результаты -
уровень усвоения материала, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике; формирование опыта достижений в социально значимых видах деятельности - в олимпиадах, конкурсах и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
В заключении хотим отметить, что эффективность данной работы прежде всего за-висит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.