Работа с текстом как способ обучения осмысленному чтению, или Как я формирую навык смыслового чтения
Учитель русского языка и литературы 
МАОУ «Школа №3» КГО Бронских Л.В.
Работа с текстом как способ обучения осмысленному чтению, или Как я формирую навык смыслового чтения
Учитель русского языка и литературы МАОУ «Школа №3» КГО Бронских Л.В.
Проблемы:
некоторые учащиеся имеют низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашних заданий,
- иногда учащиеся не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования, 
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном, 
- затрудняются кратко пересказать содержание,
- при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания,
Цель работы: повышение у учащихся уровня культуры индивидуальной работы с информацией. 
Задачи:
- формировать устойчивый навык беглого чтения текстов различных стилей (художественный, познавательный, публицистический),
- формировать навык культурного чтения,
- содействовать расширению лексического запаса, развивать чуткость к пониманию значения слова.
Класс  | Техника чтения  | Норма  | 
5 класс (сентябрь)  | 98  | 100-110  | 
5 класс (апрель)  | 108  | 110-120  | 
6 класс (сентябрь)  | 114  | |
6 класс (апрель)  | 116  | 120-130  | 
7 класс (сентябрь)  | 121  | |
7 класс (апрель)  | 129  | 130-140  | 
Проверка техники чтения
Способность к структурированию текста :
- графическая или текстовая организации структуры теста (включающая разные виды планов, конспектов, схем);
- построение тезисного плана;
- выделение структурных элементов текста: ключевых понятий, теоретических положений (орфограммы, пунктограммы, правила, закономерности, проблемы), выводов. 
Способы осмысления текста:
1) постановка вопросов (о незнаемом) к тексту; 
2) построение смысловых опор  (планов, тезисов, таблиц, схем, опорных конспектов и т.д. по тексту); 
3) создание вторичных текстов (конспектирование, тезирование, пересказ и другие виды сжатия);
4) конструирование собственных высказываний о прочитанном  (разножанровые сочинения, творческие задания и т.п.) 
Формы работы и приемы
До чтения текста (мозговой штурм)
Огромные-преогромные; в стареньком передничке; пахло жареными гусями; стало еще холоднее; она зашипела и загорелась; жареный гусь, начиненный черносливом и яблоками; превратились в ясные звездочки; бабушка, единственное любившее ее существо в мире; девочка с розовыми щечками и улыбкой на устах, но мертвая.
Формы работы и приемы
До чтения текста (мозговой штурм)
Огромные-преогромные; в стареньком передничке; пахло жареными гусями; стало еще холоднее; она зашипела и загорелась; жареный гусь, начиненный черносливом и яблоками; превратились в ясные звездочки; бабушка, единственное любившее ее существо в мире; девочка с розовыми щечками и улыбкой на устах, но мертвая.
При использовании таких методов и приемов формируются УУД:
1. Познавательные УУД
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.