Проблемы:
некоторые учащиеся имеют низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашних заданий,
- иногда учащиеся не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования,
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном,
- затрудняются кратко пересказать содержание,
- при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания,
Цель работы: повышение у учащихся уровня культуры индивидуальной работы с информацией.
Задачи:
- формировать устойчивый навык беглого чтения текстов различных стилей (художественный, познавательный, публицистический),
- формировать навык культурного чтения,
- содействовать расширению лексического запаса, развивать чуткость к пониманию значения слова.
Класс | Техника чтения | Норма |
5 класс (сентябрь) | 98 | 100-110 |
5 класс (апрель) | 108 | 110-120 |
6 класс (сентябрь) | 114 | |
6 класс (апрель) | 116 | 120-130 |
7 класс (сентябрь) | 121 | |
7 класс (апрель) | 129 | 130-140 |
Проверка техники чтения
Способность к структурированию текста :
- графическая или текстовая организации структуры теста (включающая разные виды планов, конспектов, схем);
- построение тезисного плана;
- выделение структурных элементов текста: ключевых понятий, теоретических положений (орфограммы, пунктограммы, правила, закономерности, проблемы), выводов.
Способы осмысления текста:
1) постановка вопросов (о незнаемом) к тексту;
2) построение смысловых опор (планов, тезисов, таблиц, схем, опорных конспектов и т.д. по тексту);
3) создание вторичных текстов (конспектирование, тезирование, пересказ и другие виды сжатия);
4) конструирование собственных высказываний о прочитанном (разножанровые сочинения, творческие задания и т.п.)
Формы работы и приемы
До чтения текста (мозговой штурм)
При чтении текста (предсказания в парах, дневник двойной записи )
Огромные-преогромные; в стареньком передничке; пахло жареными гусями; стало еще холоднее; она зашипела и загорелась; жареный гусь, начиненный черносливом и яблоками; превратились в ясные звездочки; бабушка, единственное любившее ее существо в мире; девочка с розовыми щечками и улыбкой на устах, но мертвая.
Формы работы и приемы
До чтения текста (мозговой штурм)
При чтении текста (предсказания в парах, дневник двойной записи )
Огромные-преогромные; в стареньком передничке; пахло жареными гусями; стало еще холоднее; она зашипела и загорелась; жареный гусь, начиненный черносливом и яблоками; превратились в ясные звездочки; бабушка, единственное любившее ее существо в мире; девочка с розовыми щечками и улыбкой на устах, но мертвая.
При использовании таких методов и приемов формируются УУД:
1. Познавательные УУД
Работать с заголовками, выбирать из предложенных наиболее подходящий, озаглавливать текст, прогнозировать содержание по заголовку, по рисунку к тексту. Формулировать тему небольшого текста. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, осознавать потребность в выяснении и смысла. Пользоваться толковым словарем. Выделять опорные слова. Извлекать из учебника и доп. источников необходимую информацию. Находить в тексте описание к иллюстрации. Готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг). Определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль. Находить главную мысль, сформулированную в тексте
2. Коммуникативные УУД
Обмениваться полученными сведениями. Понимать прочитанный текст, логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста (Выборочное чтение) 3. Регулятивные
Составлять план к прочитанному тексту. Самостоятельно выполнять задания на основе текста. Выполнять задание, включающее составление сем, таблиц.
4. Личностные
Осознавать авторское и собственное отношение к персонажам.
В результате обучения смысловому чтению у учащихся
повышается интерес
изменяется отношение к урокам
повышается познавательное отношение к прочитанному
развивается положительное отношение к заданиям творческого и проблемно- поискового характера
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.