Работа с текстом как способ обучения осмысленному чтению, или как я формирую навык смыслового чтения
Учитель русского языка и литературы МАОУ «Школа №3» КГО Бронских Л.В.
Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. С введением новых ФГОС обучение ориентировано на универсальные учебные действия (УУД), которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса, но и при решении реальных познавательных или практических задач. Важнейшую роль в обучении играют познавательные УУД, в том числе умение читать. Смысловое чтение - неотъемлемый компонент читательской компетентности.
В процессе работы с учащимися на уроках мы требуем от них, чтобы они правильно и хорошо говорили. К сожалению, высказывать грамотно свои мысли умеют далеко не все учащиеся. А любому виду познавательной деятельности на уроке предшествует чтение учебного материала.
Но, как показывает практика, многие современные школьники не любят и не умеют читать.
В начале учебного года у учащихся 5-6 классов проверяется навык чтения. Это проверка техники чтения и выполнение специального задания, где учащиеся должны в текст с пропусками вставить подходящие по смыслу слова. Полученные результаты заставляют задуматься: «Почему преобладает средний или ниже среднего уровень навыка чтения?» «Почему мал процент учащихся с высоким уровнем чтения?»
В анкетах, которые предлагались учащимся 5-6 классов для выявления причин отсутствия интереса к чтению научно-популярных или познавательных текстов преобладали реплики: «скучно читать текст» (24%), «неинтересно» (23%), «слишком сложно написано» (15%), «плохо понимаю» (17%), «не понимаю» (10%), «трудно запомнить» (11%).
Следовательно, сложности, прежде всего, возникают из-за слабого восприятия учащимися содержания написанного, а отсюда и нежелание читать.
Проблема, которая отмечается многими специалистами, далеко не нова и злободневна: у многих детей недостаточно сформирована читательская компетентность, то есть способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после прочтения. В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:
- некоторые учащиеся имеют низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашних заданий,
- иногда учащиеся не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования,
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном,
- затрудняются кратко пересказать содержание,
- при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания,
Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Цели в области обучения чтению и развития читательской компетентности не должны быть сужены до технических навыков работы с текстом. Такие умения, как восстановление контекста, связывание воедино всех элементов информации, соотнесение прочитанного со знаниями из других областей и собственным опытом, критическое осмысление текстов совершенно необходимы для успешного обучения. Чтение в логике критического мышления может рассматриваться как активный и интерактивный процесс познания. Под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
Цель работы я определила как повышение у учащихся уровня культуры индивидуальной работы с информацией.
Задачи:
- формировать устойчивый навык беглого чтения текстов различных стилей (художественный, познавательный, публицистический),
- формировать навык культурного чтения,
- содействовать расширению лексического запаса, развивать чуткость к пониманию значения слова.
Первый шаг на пути формирования читательской компетентности должен быть направлен на овладение техникой чтения всеми детьми. Под техникой чтения подразумевают умение правильно прочитывать слова, правильно интонировать текст, выдерживать оптимальный темп чтения.
Для этого использую:
1.Совершенствование речевого аппарата (чистоговорки, скороговорки, дыхательные упражнения). С этих упражнений у нас начинался в 5 классе каждый урок элективного курса «Лексика и фразеология русского языка»
2.Упражнения на развитие внимания и памяти
3. «Жужжащее» 5-минутное чтение в начале каждого урока литературы в 5 классе.
4.Чтение по кругу, чтение с ускорением, чтение с разной громкостью
Все эти упражнения направлены на формирование устойчивого навыка беглого чтения. В результате использования предложенных упражнений скорость чтения текстов к концу 5 класса у 75 учащихся составила в среднем 106-110 слов в минуту при норме 120 (ошибки при чтении единичные). В первом полугодии 6 класса средняя скорость чтения составила 114 слов в минуту при норме 125 слов.
Большой объем учебной информации, которую необходимо удержать в памяти, в сочетании с трудностями адаптации пятиклассников (об этом говорят результаты мониторинга) часто приводит к перегрузкам детей. Поэтому считаю необходимым обучать детей культурному чтению. Основным признаком культурного чтения выступает способность к структурированию текста:
- графическая или текстовая организации структуры теста (включающая разные виды планов, конспектов, схем);
- построение тезисного плана;
- выделение структурных элементов текста: ключевых понятий, теоретических положений (орфограммы, пунктограммы, правила, закономерности, проблемы), выводов.
Не так уж важно читать много, гораздо нужнее – качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное. Осмыслив и определенным образом структурировав текст, гораздо проще передать его содержание и усвоить главное.
На уроках русского языка использую прием составления кластера из опорных слов, которые дети находят в тексте по ходу чтения материала учебника. На первых порах кластер составляется с помощью учителя, на уроках повторения и обобщения предлагаю детям сделать это в парах или группах и воспроизвести материал. Помогает запомнить изученное план. Полученные навыки обязательно пригождаются детям при конспектировании на других предметах – географии, биологии, истории. Особое внимание здесь уделяю детям с трудностями в обучении. Поначалу они составляют простой план, далее – под руководством более сильного ученика – сложный или цитатный.
В течение 3 лет на занятиях элективного курса «Комплексный анализ текста» предлагаю учащимся 6-8 классов выполнить работы, направленные на формирование читательской компетентности. В этих работах к тексту предлагается несколько заданий, выявляющих понимание содержания текста и его главной мысли, умение обозначать тему текста и подбирать название, делить текст на смысловые части, составлять план, высказывать свое мнение на основе данных текста и т.п. Сначала выполняется несколько подобных работ обучающего характера, потом проводится проверочная работа. Как показала практика, труднее всего ребятам даются задания по делению текста на смысловые части и задания с открытым ответом, где необходимо самостоятельно сформулировать и записать ответ. Сейчас уже эта работа успешно выполняется практически всеми учащимися. Работа с текстом – это хорошее подспорье при подготовке ко 2 части ОГЭ по русскому языку.
Ребята с удовольствием выполняют предложенные задания, работают в парах, помогая друг другу. Но в реализации намеченных планов есть и определенные трудности. Отдельной работы требуют дети, имеющие трудности в обучении. Их индивидуальные особенности, уровень развития речи, внимания, памяти не позволяют достичь желаемого результата при фронтальной работе в классе.
Приступая к работе с текстом, учитель должен, прежде всего, ставить перед собой следующую триединую цель:
1) создание благоприятных условий для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы;
2) развитие интереса к чтению, формирование умений полноценно читать учебные книги.
3) воспитание вдумчивого читателя.
Основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении.
Для этого на уроке используются следующие способы осмысления текста: 1) постановка вопросов (о незнаемом) к тексту; 2) построение смысловых опор (планов, тезисов, таблиц, схем, опорных конспектов и т.д. по тексту); 3) создание вторичных текстов (конспектирование, тезирование, пересказ и другие виды сжатия. Уже с 7 класса мы пытаемся писать сжатые аудиоизложения ); 4) конструирование собственных высказываний о прочитанном (разножанровые сочинения, творческие задания и т.п. Наиболее удачные сочинения помещаю в сборники)
Тексты, используемые на уроках литературы и русского языка, могут быть разного характера. Я хочу остановиться на нескольких приемах и формах, которые занимают мало времени в применении и удобны при работе с разными текстами. В основу такой работы входят стратегии критического мышления.
Чтение по частям. Форма работы групповая. Цель: ответственность за то, как я научил товарища. (Озадачить этим учащихся в начале урока).
Если параграф или произведение большие по объему, выбирается отрывок или несколько отрывков из имеющегося материала. Преимущества в том, что к работе привлечены все учащиеся класса. Текст делится на 4-5 частей. В каждой группе 4-5 человек.
1.Каждый член группы имеет свой номер и читает свою часть. Сильным учащимся в группах можно дать часть текста большего объема или более сложного по содержанию. Дети должны сконцентрировать чтение только на своей части.
2.Передача содержания текста. (После чтения ответственный за свою часть рассказывает её товарищам в группе)
3.После обсуждения любой ученик вызывается к доске для передачи содержания текста, и каждый из членов группы будет переживать за ответ товарища. Если отвечающий у доски не справляется с ответом, помогают товарищи из группы. Оценки выставляются или всей группе, или выборочно членам группы. Все зависит от ответа учащихся и состава группы.
Чтение в паре. Удобный прием, так как учащиеся сидят за партами парами. Активизируется мыслительная деятельность учащихся, после такой работы дети с большим интересом читают новый материал.
1. Текст делится на 4-6 частей.
2. Нумерация пар (каждой паре даётся одна часть статьи). Один из пары репортёр, второй отвечающий. Оба ученика в паре читают свою часть.
После чтения репортёр передаёт содержание текста отвечающему без подглядывания, но может использовать при ответе графические знаки, типа кластеров, схем для запоминания и рассказывать по ним.
Отвечающий слушает и задаёт наводящие вопросы, например, «Напомни, было ли там…?», «Что можешь сказать насчёт…?», «Я не совсем понял…?», «Что значит это слово…?», «Было ли там..?» Затем они меняются ролями.
3. Каждая пара рассказывает свою часть всему классу.
4. Класс внимательно слушает ответы и ставит оценки каждой паре.
Можно использовать дифференцированный подход: средним учащимся давать тексты для пересказа большего объёма, чем слабым, а сильные учащиеся получают задания творческого характера: составить тест, небольшой кроссворд по тексту. Также учащиеся могут получить индивидуальные задания: оценивать содержание всего изучаемого материала по предложенным учителем вопросам:
а) какие слова и выражения выделены курсивом или жирным шрифтом, почему?
б) какой раздел самый большой, по-вашему, почему?
в) в каком разделе можно найти ответ на вопросы… (вопросы составляются учителем) и т.п.
Следующие формы работы и приемы используются до чтения текста.
Мозговой штурм.
1. Напишите в течение 3 минут все, что знаете или думаете о… (пословицах и поговорках; о Рождестве (Х.К. Андерсен «Девочка со спичками», Л. Андреев «Ангелочек»); о Царе Иване Грозном (М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича».., и т.д.)
2. Работа в парах – думаем, обмениваемся мнением, дополняем свои записи.
Каждая пара готовит по 1 вопросу к изучаемой теме, например: «Чем отличаются пословицы от поговорок?
3. Работа в группах: обмен мнениями, дополняем записи. Каждой группой выбираются самые интересные вопросы, составленные в парах и записываются на доске.
1. Каждая группа выбирает 2 вопроса, на которые кто-то из ее членов мог бы ответить.
2. Ответы в группе обсуждаются и 1 член группы отвечает на поставленный вопрос.
3. А теперь читаем параграф учебника, статью, произведение, после чтения обсуждаем неточности, ошибки, допущенные по теме до чтения текста, отмечаем, о чем нее шла речь вообще.
Домашнее задание – заполнить таблицу Insert
V |
+ |
? |
! |
Самое важное |
Незнакомый материал |
Возникшие вопросы |
Что удивило в теме? |
Предсказания в парах. Данный прием лучше использовать при чтении короткого рассказа или отрывка.
Перед чтением рассказа я хочу вам дать перечень слов, которые фигурируют в рассказе, относятся к характерам героев, к самой истории, к описанию и т.д.
Сделайте в паре некоторые предсказания того, что произойдет в рассказе. За 5-6 минут написать предсказания, относящиеся к истории, которая будет прочитана позже. Затем следует чтение рассказа. Во время чтения ученики ведут дневник двойной записи.
Дневник двойной записи.
Лист делится на 2 части. Слева учащиеся записывают цитаты, которые произвели сильное впечатление. Возможно, это напомнило им о чем-то пережитом, вызвало недоумение или, возможно, они не согласны с этим.
Справа – комментарии к цитатам: что в цитате такое, что заставило записать ее, о чем она заставила задуматься, какой вопрос возник по данной цитате, что почувствовали.
После прочтения дается время для обсуждения в паре, когда рассказ оказался не очень похож на тот, что они представляли и наоборот.
Использование данных приёмов помогает школьникам осознанно работать с текстом и преодолеть нежелание читать.
Осмысленное чтение поможет учащимся самостоятельно получать информацию в условиях общения с главным источником знаний – книгой.
На таких уроках формируются следующие УУД
1. Работать с заголовками, выбирать из предложенных наиболее
подходящий, озаглавливать текст, прогнозировать содержание по заголовку, по
рисунку к тексту (ПУУД)
2. Формулировать тему небольшого текста (ПУУД)
3. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, осознавать
потребность в выяснении и смысла (ПУУД, ЛУУД)
4. Пользоваться толковым словарем (ПУУД)
5. Выделять опорные слова (ПУУД)
6. Извлекать из учебника и доп. источников необходимую информацию (ПУУД)
7. Обмениваться полученными сведениями (КУУД)
8. Понимать прочитанный текст, логично, последовательно излагать ответ на
поставленный вопрос (ПУУД, КУУД)
9. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста (Выборочное чтение) (ПУУД,
КУУД)
10. Находить в тексте описание к иллюстрации (ПУУД)
11. Составлять план к прочитанному тексту (ПУУД, РУУД)
12. Самостоятельно выполнять задания на основе текста (ПУУД, РУУД)
13. Выполнять задание, включающее составление сем, таблиц (ПУУД, РУУД)
14. Осознавать авторское и собственное отношение к персонажам (ЛУУД)
15. Определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая
наиболее точно выражает главную мысль (ПУУД)
16. Находить главную мысль, сформулированную в тексте (ПУУД)
17. Готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий,
справочников, других книг) (ПУУД, РУУД)
Для формирования этих УУД
используются все виды чтения:
- Ознакомительное чтение (найти главное в тексте)
- Поисковое или просмотровое чтение (получить основное представление и
понимание текста…конкретный смысл, конкретный факт)
- Изучающее чтение ставит перед собой цель чтения, направляя внимание на
полезную информацию
- Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) как наиболее
востребованный вид чтения заключается в овладении целым комплексом умений:
а. предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий
опыт
б. понимать основную мысль текста , прогнозировать содержание по оду чтения
в. анализировать изменение своего эмоционального состояния в процессе чтения
В результате обучения смысловому чтению у учащихся
а. повышается интерес
б. изменяется отношение к урокам
в. повышается познавательное отношение к прочитанному
г. развивается положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-
поискового характера
Человек, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, усовершенствовать приобретенный опыт работы с информацией
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.