Нравственная, положительно ориентированная среда благотворно воздействует на формирование личности ребенка, и наоборот, асоциальная среда формирует и асоциальную личность.
С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому проблема «трудных» подростков, организация работы с ними в стенах школы и за ее пределами – одна из актуальных проблем современного образования.
Впервые понятие «трудные дети» появилось в довоенное время и практически сразу получило широкое распространение. Однако возникло оно не в науке, а в обыденной жизни. На какое-то время такое определение исчезло, а в 50-х-60-х годах вновь появилось. В настоящее время этот термин существует с научном словаре педагогики и психологии.
Но и сегодня среди учёных идёт дискуссия о целесообразности его использования. Удачен ли этот термин? Некоторые учёные считают его оскорбительным, особенно в общении с самим ребёнком или его родителями. Поэтому современная педагогика слова «трудные дети», «трудный ребёнок» старается использовать как можно реже, заменяя их словами «дети группы риска», «педагогически запушенные дети», «социально запущенные дети» или «дети нестандартного поведения», а то и вовсе его запрещает.
Если брать во внимание тот факт, что каждый человек на определённом этапе своего развития вынужден преодолевать внутренние возрастные кризисы, то всех детей можно называть трудными в какой-то момент. Поэтому такой термин применяют лишь к тем детям, проблемы которых никогда не прекращаются и не зависят от возраста.
Однако, как бы ни называли учёные такую категорию детей, она продолжает существовать в нашем обществе, более того, приносить нашему обществу проблемы, и, к сожалению, не становится малочисленнее из года в год. Тот факт, что «трудные дети» существуют, признают без исключения все, но кроме его признания нужно также отдавать себе отчёт в том, что мы должны жить с такими детьми рядом, воспитывать их, готовить для будущей жизни в обществе
Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины - «делинквентность» и «девиантность». Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений и преступлений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказуемых преступлений и серьёзных правонарушений.
Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. В объём этого понятия включается как делинквентное, так и другие нарушения поведения.
К основам девиантного поведения в обществе можно отнести преступность, наркоманию, алкоголизм, проституцию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.
«Группа риска» -дети , которые, в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства, уже приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными.
Понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Речь идет о тех детях, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным влияниям со стороны общества и его криминальных элементов, что становится причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Причина этой сопротивляемости – чаще всего отставание личности в положительном развитии, отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей.
К трудным обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Среди них много второгодников.
Трудные дети - это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердится.
Социальная и педагогическая запущенность детей развивается на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих, родителей, учителей, общественности. Это равнодушие дети глубоко переживают как своё одиночество, ненужность, заброшенность, отверженность. Возникает чувство протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребёнок ищет новые формы самоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.
Неблагополучная семья- это семья, полностью или частично утерявшая свою функцию по воспитанию детей, созданию им нормальных условий для проживания, негативно влияющая на психическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни и здоровью.
Пребывая в семье с раннего детства, подросток подвержен многостороннему влиянию со стороны родителей, а также других членов семьи. Неблагоприятные условия семейного воспитания накладывают отпечаток на формирование личностных качеств, соответствующим образом сказываются на характере подростка.
Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко вынуждены воровать, попрошайничать. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства. Поведение детей в таких случаях характеризуют термином «делинквентное», что является особо тяжелой формой девиации.
Неблагоприятные условия семейного воспитания являются первоочередной причиной девиантного и делинквентного поведения детей. Если взять во внимание и тот факт, что в современном обществе очень велико количество неблагополучных семей, то можно сделать вывод и об огромной численности «трудных» детей.
Исходя из типичных ошибок семейного воспитания, возможно выделение четырех условных групп трудных детей:
1. Дети, выросшие в условиях грубости, жестокости, несправедливости.
2. Безнадзорные дети, предоставленные сами себе, родители не имеют возможности контролировать поведение и учебу учащихся в силу общественной и трудовой занятости или не хотят отвечать за воспитание сыновей и дочерей.
3. Избалованные, изнеженные дети, получившие чрезмерную дозу любви матери, отца, превратившиеся в семье в объект любования и всепрощения, чаще всего они пребывают в условиях ничегонеделанья.
4. Дети развращенные дурным примером взрослых (родители ведут аморальный образ жизни, что соответствующим образом сказывается на формировании личностных качеств подростка).
Бытует и ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика родители, не редко, винят учителя, а в плохом поведении подростка, поступки которого граничат порой с хулиганством и преступлениями, винят улицу.
Семья устраняется от процесса воспитания.
Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка:
Авторитарным, командно-административным стилем отношений,
чрезмерной педагогической опекой, пассивным и принудительным характером методам обучения и воспитания.
Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости осуществляется в рамках системного подхода.
Дети «группы риска», трудные, неблагополучные семьи должны быть обеспечены обязательным социально-педагогическим сопровождением.
Внутришкольный контроль -
Это один из механизмов, с помощью которого осуществляется индивидуальное социально- педагогическое сопровождение вышеперечисленных категорий в ОУ.
Для этого существует ряд оснований для постановки на внутришкольный учет.
Школьная дезадаптация
(педагогическая запущенность, пропуски без уважительных причин);
Социальная дезадаптация
(нарушение норм морали, права, асоциальные формы поведения, ошибки семейного воспитания);
Совершение правонарушений и преступлений
( семья или подросток состоят на учете в ОДН ОП, КДН)
В результате оперативного взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики детской безнадзорности, беспризорности и семейного неблагополучия, а также межведомственного обмена информацией на территории МО «Котлас» удается выявить более полную картину и тревожные стороны семейных проблем.
(ООиП, КДН, ОВД ОП, ГСУ Котласский «СРЦН», детская поликлиника и др.)
Постановка и снятие с внутришкольного учета осуществляется решение ШСП с выпиской из приказов ( под подпись родителей).
Хочется обратить Ваше внимание на то, что если работа классного руководителя с учеником «группы риска» в течении учебного года дала положительные результаты необходимо обращаться на ШСП для снятия такого ребенка с внутришкольного учета.
Прежде чем реализовать цель своей деятельности, классный руководитель должен хорошо представлять себе особенности развития трудного ребенка и среду, в которой он развивается.
Особенно следует подчеркнуть то, что ребенок не может сам осознавать свои проблемы и объяснить их педагогу.
Главная задача коррекционной работы с трудным ребенком это его социальное самоопределение, которое зависит от организации двух условий:
Обеспечение включенности трудного ребенка в реальные социальные отношения.
Самореализация детей в процессе социального взаимодействия, т.е. предоставление возможности трудному подростку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.
При проведении психолого-педагогической воспитательно-коррекционной работы с трудновоспитуемыми учащимися необходимо соблюдение следующих принципов:
Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика
(этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике, прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним).
Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков.
(этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия).
Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся.
(этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции).
В программе коррекционных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, позволяющее взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности подростков.
В данном случае нужно помочь родителям определить, какие именно свойства ребенка необходимо учитывать, не стремясь к их «переделке», какие можно корректировать и развивать. То есть, помочь родителям изменить в ребенке, то, что в состоянии меняться, смириться с тем, что они не в состоянии изменить, и научиться отличать одно от другого.
Психологическое благополучие подростков во многом зависит от того, насколько своевременно будет оказана психологическая помощь и поддержка трудным подросткам и их семьям. Поэтому важно своевременно диагностировать проблему возникновения трудностей, а также проводить консультационную и коррекционную работы с трудными подростками и их родителями.
Формы индивидуальной работы С ПРОБЛЕМНЫМИ ПОДРОСТКАМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ: Л.Н. Дородницына
Выявление проблемных детей;
Определение факторов неблагополучия путем бесед, сбора информации о ребенке и его семье;
Составление социальной характеристики семьи и ребенка – определение социальных связей;
Определение более острых проблем;
Составление индивидуальной программы сопровождения проблемного ребенка и его семьи;
Собственно индивидуально профилактическая работа с ребенком и его семьей:
индивидуальные беседы,
посещения семьи на дому,
работа по оздоровлению и летнему трудоустройству,
привлечение необходимых специалистов,
вовлечение детей в досуговую деятельность,
анализ результатов индивидуальной работы, при необходимости коррекция плана.
Таким образом, работа с проблемными детьми и их родителями – одна из центральных психолого-педагогических проблем.
От результатов нашей работы
зависит психологическое, нравственное здоровье нашего общества в целом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.