Разработка урока
Раздел: «Художественные народные ремесла»
Тема урока: «Работа с цветным лоскутом. Тряпичная кукла»
Автор: Стародубцева Елена Ивановна, учитель технологии МБОУ СОШ
№10 с УИОП ГОЩ (городской округ Щёлково Московской области)
Класс: 5 и 7
Дата: Июнь 2020 г. Технологическая карта конструирования урока
Предмет, класс |
Технология, 5 и 7 класс |
||
Тема урока |
Работа с цветным лоскутом. Тряпичная кукла |
||
Тип урока |
Комбинированный урок «открытия» нового знания |
||
Актуальность использования средств ИКТ |
Визуализация изучаемых объектов |
||
Цель урока |
Организация продуктивной творческой деятельности школьников, направленной на овладение умениями анализировать, сравнивать, давать оценку традиционной кукле, как элементу национальной культуры через овладение приемами её изготовления |
||
Ожидаемые результаты урока |
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|
Учащиеся научатся: - понимать предметную задачу урока и стремиться её выполнить; - применять полученные знания и умения в практической деятельности. Учащиеся получат |
Регулятивные УУД: определять с помощью учителя тему урока и цель; выявлять собственные затруднения; находить способы выхода из затруднений; организовывать свою деятельность; контролировать и анализировать собственную |
- осуществлять ценностную оценку и мотивацию к деятельности; - осуществлять совместную практическую деятельность; - анализировать свою деятельность; - уметь слушать учителя. |
|
возможность: осваивать способы работы с лоскутом. |
деятельность. Познавательные УУД: искать подходящую информацию для достижения поставленной учебной проблемы; конструировать новое знание; применять знание на практике; излагать свое мнение; способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно. Коммуникативные УУД: умение вести познавательный диалог по теме урока, анализировать изделие; уметь слышать товарища, не перебивать его; уметь отстаивать свою позицию. |
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Презентация |
||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (мультимедийн ый компьютер, программные |
Мультимедийный проектор, компьютер, принтер, программы Word, Power Point |
средства) |
|
|
Образовательн ые ресурсы |
Раздаточный материал: инструкционная карта изготовления куклы – куватки., информационные и электронные ресурсы. Материалы: ткани, шнур, нитки, ножницы |
|
Методическое описание использования ЦОР на уроке |
Обучающие, демонстрационные, контролирующие |
|
Этап урока |
Ход урока - действия учителя |
Действия учащихся. Результаты обучения |
I Этап |
Организационный этап (Самоопределение к деятельности). Цель этапа: включить учащихся в самостоятельную учебнопознавательную деятельность; приветствие учащихся, проверка готовности к занятию.
Учитель: Здравствуйте! Вот звенит для нас звонок, начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели. Вы сюда пришли учиться, не лениться, а трудиться. Слушайте внимательно, работайте старательно. Учитель: Все расселись по местам. Никому не тесно? По секрету вам скажу: «Будет интересно!» Дорогие гости, не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь!
|
Лич. УУД. Осуществляемые действия: - эмоциональный настрой на урок Поз. УУД. Осуществляемые действия: - активное слушание. Формируемые способы деятельности: формулирование собственных ожиданий |
2 Этап |
Проверка знаний Цели этапа: устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях; выяснить степень усвоения материала. |
Лич. УУД. Осуществляемые действия: - повторение |
|
Скажите мне, все ли присутствуют? (Отмечает) Итак, вспомним, что на прошлом занятии мы с вами играли в ателье и были закройщицами. Мы выкроили все детали фартука, аккуратно их сложили и подготовили для дальнейшей работы. Но у нас осталась ткань. Которая как называется? (Межлекальные выпады). Ну что, может мы ее выбросим? Ведь мы же всё выкроили. (Нет-ответ учеников). Жалко? (Да). Вот и раньше наши предки тоже ценили каждый лоскуток, не выбрасывали. Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в прошлом красоту находим, Хоть новому принадлежим. |
раннее изученного материала Формируемые способы деятельности: - проявление эмоционального отношения в учебнопознавательной деятельности Позн. УУД Осуществляемые действия: взаимоконтроль |
3 этап |
Актуализация субъективного опыта. Цель: Актуализация субъектного опыта учащихся в решении проблемной ситуации.
Учитель: Народная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Нам предстоит большая работа по изготовлению фартука. А вот раньше девочку не допускали к серьезной работе, пока она не покажет свои способности в мелкой работе. Учитель: Скажите, пожалуйста, почему у меня не написана тема урока на доске? Надеюсь, что мы ее с вами вместе |
Лич. УУД. Осуществляемые действия: активное погружение в тему высказывание различных вариантов решения данной проблемы Формируемые способы деятельности: умение слушать в соответствии с целевой |
|
сформулируем. Давайте вернемся к нашим лоскутикам. Что же мы из них можем выполнить? (Прихватки, коврики из кромки, ковры и покрывала).
Проблемная ситуация: Прошу вас отгадать загадку: «Платья носит, есть не просит, всегда послушна, но с ней не скучно». (Кукла) |
установкой принимать и сохранять учебную цель и задачу |
4 этап |
Этап постановки целей и задач урока (проблема – формулировка задачи) Цели этапа: развивать познавательный интерес к истории народного творчества, к истории русского народа; воспитать любовь к русской культуре и традициям.
А сейчас послушайте сказку: «В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: - Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу…. Вопросы к детям: 1.Как называется сказка? Ответ: Сказка называется: «Василиса Прекрасная». 2.Подумайте и скажите, эта сказка авторская или народная? Ответы… |
Рег. УУД Осуществляемые действия: самостоятельное определение темы урока осознание целей и задач обучения осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению Формируемые способы деятельности: формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом формирование умения слушать и |
|
3. Вспомните, а что мать оставила дочке? Умирая, мать оставила дочке куклу. 5. А какая это была кукла? Ответ: Кукла была волшебная, оберег. Учитель: Правильно девочки. Нам предстоит познакомиться со старинной тряпичной куклойоберегом. Ну а самое интересное для вас, вы научитесь сами изготавливать эту чудесную куклу, которая является прародительницей современной куклы. Совершенно верно ребята, вот и наш эпиграф к уроку «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». А как вы думаете, как можно сформулировать тему урока? «Работа с лоскутом. Тряпичная кукла». Сформулируйте цель нашего занятия: Изготовить тряпичную куклу-оберег. Учитель: Цель намечена. А какие проблемы (задачи) нам необходимо решить, прежде чем приступить к изготовлению куклы. Кто попробует сформулировать их? Ученицы: 1. Что означает слово кукла? 2. Исторические сведения о кукле 3. Какие бывают куклы 4. Кукла и современность |
понимать других формирование умения -формулировать свои мысли в устной форме
Поз.УУД Осуществляемые действия: развитие умения получать информацию из текста и строить сообщения в устной форме Формируемые способы деятельности: формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
5 этап |
Основной этап Этап изучения новых знаний и способов деятельности («открытие» детьми нового знания). Цели этапа: Развивать у учащихся творческое воображение, увлечь, заинтересовать историей возникновения куклы.
|
Лич. УУД Осуществляемые действия: осмысление темы нового материала и основных вопросов, |
|
Учитель: Хочу задать вам некоторые вопросы. Выясняем интересы и потребности детей по данной теме. Вопросы анкетирования детей : 1. Знаешь ли ты, что такое кукла? 2. Есть ли дома тряпичная кукла? 3. Какие народные тряпичные куклы тебе известны? (Например, Масленица, чучело огородное) 4. Знаешь ли ты, когда и зачем была придумана народная кукла? 5. Любишь игрушки, сделанные своими руками? 6. Что нужно для изготовления народной куклы? 7. Умеешь ли ты делать тряпичные куклы? 8. Хочешь научиться делать тряпичную куклу? Как узнать? Найти в книгах, журналах картинки и иллюстрации с изображением и описанием народных тряпичных кукол, их историю возникновения. (Представляет выставку). И первую возможность: как узнать, мне хочется вам предоставить. Представляю вам участников клуба «Очень Умелые Ручки». Девочки: Ранее, на неделе естественно-математического цикла, мы, ученицы 7 А класса провели второе заседание клуба и поделились своим небольшим опытом друг с другом в рамках клуба по изготовлению тряпичной куклы. Но пришло время рассказать о своих |
подлежащих усвоению Формируемые способы деятельности: формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции |
|
впечатлениях другим девочкам школы. Возможно, что они тоже поделятся с нами какими-то знаниями по данной теме. Первыми мы пришли к вам на открытый урок. Хотим пригласить всех присутствующих на посиделки и открываем наше 3 заседание клуба. Предлагаем вам создать краткосрочный мини-проект «Народная тряпичная кукла-куватка».
Паспорт проекта Тип проекта – информационнотворческий По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности По характеру участия – ребенок участник По продолжительности – краткосрочный По количеству участников – групповой Форма представления – презентация Участники проекта: обучающиеся, учитель, члены комиссии. Методы проекта: наглядный, словесный, практический. Родом эта кукла из Тульской губернии. Этих оригинальных куколок делали для самых маленьких. Разноцветные куватки были яркими и привлекали внимание ребенка, создавая ему радостное настроение. Их развешивали над детской колыбельной целой гроздью, поскольку они служили оберегом для младенца, куколок должно быть |
|
|
нечетное количество. При ее изготовлении необходимо было соблюдать некоторые правила: - Шилась она из кусков своей ношеной (счастливой) одежды. - Делалась без иголки и ножниц - «не коланная, не резанная», считалось, что металл не должен прикасаться к кукле; все составные части крепятся нитками, поясками. - Кукол как правило делали без лица, не обозначали глаза, рот, нос, чтобы не вселился дух иного мира. По народным поверьям, кукла с лицом как бы обретала душу и становилась опасной для ребёнка, а безликая считалась предметом неодушевлённым и не могла ему повредить, она не может быть двойником какого-либо человека и никто не может причинить зло через эту куклу. - Кукла должна быть размером с локоть или ладонь человека, который ее изготавливает. - На посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По куклам судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. А теперь: внимание на экран. (Видео) |
|
|
Учитель: Просмотрев это видео и прослушав рассказ девочек, можем ли мы ответить на вопрос: «Что символизировала кукла?» Ученик: Продолжение рода, т.к. каждый человек, изготавливая куклу, видел в ней себя. Учитель: Вот и решена одна из поставленных проблем. |
|
6 этап |
Этап проверки понимания урока Цель этапа: Понять учебную задачу и стремление к выполнению; искать подходящие способы для достижения цели урока. Учитель: Ребята, кто заметил одну особенность народных кукол? Что у них с лицом? И почему? Ученик: Они были без глаз, да и вообще без лица. Считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух. Учитель: Как вы думаете, легко ли выполнить эту работу? Прочитайте на доске поговорку: «Глаза боятся, а руки делают». Тогда вперед, соблюдая правила техники безопасности! А вот чтобы работать было легко, предлагаю выполнить мою любимую физкультминутку, зарядить наши ручки. Цель этапа: Снять усталость в процессе умственных занятий. |
Лич. УУД Осуществляемые действия: применение на практике и последующее повторение нового материала Формируемые способы деятельности: - выражать свои эмоции формирование умения строить речевое высказывание |
7 этап |
Этап практическая работа Цели этапа: Изготовить куклы своими руками. Уметь работать с технологической картой. |
Лич. УУД Осуществляемые действия: |
|
Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.
Учитель: Предлагаю разбиться в группах на пары. Каждая группа получает задание в виде технологической карты с последовательностью изготовления куклы-куватки. (Ученикам раздаются карты). А девочки-наставницы 7 класса будут следить за правильностью выполнения. Порядок изготовления • Возьмите два прямоугольных лоскута яркой ткани. Размер их должен быть разным. • Меньший лоскут скатайте жгутом и перевяжите нитками по краям и в середине. Это руки куклы. • Большой лоскут посредине перекрутите жгутом. • Перевяжите ткань ниткой, чтобы жгутик образовывал петельку. Это будет голова куклы. • Поместите руки под головой куклы, перевяжите куклу в поясе. В голову – петельку проденьте нитку для подвешивания. А теперь давайте прикрепим наши куколки на стенд в виде гирлянды (Завершающая часть мини-проекта).
|
проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебнопознавательной деятельности Формируемые способы деятельности: применение на практике полученных знаний и последующее повторение Рег. УУД Осуществляемые действия: самоконтроль выполнения задания Формируемые способы деятельности: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане Поз. УУД Осуществляемые действия: усвоение новых способов |
|
|
умственной деятельности через разные виды получения информации Формируемые способы деятельности: выбор наиболее эффективных способов решения задач |
8 этап |
Рефлексия Цели этапа: зафиксировать новое содержание, изучение на уроке; оценить собственную деятельность на уроке; поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока; зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; Презентация кукол (защита своей работы учащимися, выставление оценок).
Учитель: Ребята, давайте вернемся к теме и цели урока. Как вы думаете, ваша цель достигнута? Давайте выполним еще одно задание и выскажем свое отношение к сегодняшнему уроку пословицей. (Каждому задание с пословицей) Учитель: Что вы сегодня узнали нового? Чем являлась кукла? Учитель: Вот и третья проблема нами решена. Сегодняшний урок значим был для вас? А для чего можно |
Ком. УУД Осуществляемые действия: самооценка учебной деятельности учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока Формируемые способы деятельности: формирование умений полно и точно выражать свои мысли |
|
использовать эту куклу? |
|
9 этап |
Заключительный этап Учитель: Ребята, огромное вам спасибо за урок, вы прекрасные мастерицы, я думаю, что вы всем своим родным изготовите и подарите куклу, возможно из белой ткани, в виде Ангела на Рождество. И теперь я со спокойной совестью могу предложить вам перейти к более «взрослой» работе по изготовлению основного нашего изделия – фартука. |
|
10 этап |
Домашнее задание Найти в Интернете материал о других видах тряпичных кукол-оберегов. И в заключении предлагаю выполнить общую фотографию на память
|
Поз.УУД Осуществляемые действия: поиск в компьютерных источниках, Формируемые способы деятельности: применение методов информационног о поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.