Работа со звуками 3 (ЗЬ) -

  • docx
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Звук 3 Работа со звуком.docx

Работа со звуками  3 (ЗЬ) -

 

1. Покажите ребенку рисунок «На прогулке» и на нем лишь тех животных и предметы, в названии которых есть звук з (зъ): зонтик, коза, зебра, корзина. Предложите назвать их так, чтобы ясно слышался этот звук: коззза, корзззина.

 

2. Предложите ребенку закончить фразы, т. е. правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу. При этом малыш должен четко произносить отрабатываемый звук.

 

Побежала мышка-мать,

Стала щуку в няньки ... (звать).

С. Маршак

 

Заглянула в дверь коза.

Очень грустные ... (глаза).

Н. Полякова

 

Сперва от магазина

Несла покупку ... (Зина).

С. Михалков

 

Он и плачет, Медведь, и ревет,

Медвежат он из болота ... (зовет).

К. Чуковский

 

3. Прочитайте рассказы. В беседе с ребенком по содержанию первого рассказа «Покупки» следите, чтобы малыш, отвечая на ваши вопросы, правильно и четко произносил отрабатываемый звук, второго — «Отгадай, кому что подарили» — внимательно слушал вас и определял, в каких словах есть звук з.

 

ПОКУПКИ

 

Вечером Зоина мама пришла домой с покупками. Она купила много разных вещей себе, папе и маленькой дочке Зое. Дочке она купила маленький зонтик, а себе большой ... Что? (Если ребенок не называет, то взрослый сам договаривает.) Еще она Зое купила для цветов маленькую вазочку, а себе большую ... Что? В выходной день папа, мама и Зоя собирались поехать в лес за грибами, и мама принесла Зое маленькую корзиночку для грибов, а папе купила большую ... Что? Когда покупки были разложены на столе, папа спросил Зою, что мама купила ей, что себе, а что ему. Какие предметы купила мама?

 

ОТГАДАЙ, КОМУ ЧТО ПОДАРИЛИ

 

 

 

У Зои есть маленький братишка. Зовут его Вова. Когда у Зои был день рождения, к ним пришли гости. Они принесли подарки не только Зое, но и маленькому Вове: зайчика, медвежонка, козочку, котенка. Зоя никак не могла догадаться, какие подарки гости принесли ей, а какие Вове. А мама говорит: «В имени Зззоя есть звук з, и ей, наверное, принесли такие игрушки, в названии которых есть этот звук».—«Ты права,— сказал папа.— Пусть Зоя назовет игрушки и скажет, в каких из них слышится звук з». Зоя стала перечислять: «Зззайчик, медвежонок, козззочка, котенок». Затем подумала и сказала:

 

... Что сказала Зоя? В названии каких игрушек есть звук з? Какие игрушки получила Зоя? Предложите ребенку произнести слова зззайчик, козззочка, выделив в них голосом звук з. Спросите, какие игрушки получил Вова. Если ребенок затрудняется назвать самостоятельно, взрослый четко произносит слово зззайчик, спрашивает: «Здесь есть звук з? Значит, кому подарили эту игрушку — Зое или Вове?» Затем взрослый произносит слово котенок, уточняет, есть ли здесь звук з, и спрашивает: «Кому подарили эту игрушку?»

 

4. Ребенок повторяет чистоговорки четко и чуть громче обычного.

 

У Зины звонок звенит звонко.

У маленькой Зины зайка спит в корзине.

 

5. Ребенок должен отгадать загадки, выучить их и определить, есть ли в слове-отгадке звук з. (Звук з взрослый выделяет голосом.)

 

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)

Зимой белый, летом серый. (Заяц.)

Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)

 

6. Выучите с ребенком стихотворения.

 

ПАРОВОЗИК

 

Пыхтит паровозик,

Гудит паровозик,

Покоя нет никому.

Устал паровозик,

Уснул паровозик,

Четыре годочка ему.

А. Седугин

 

ПЕРЕПЛЕТЧИЦА

 

Заболела

Эта книжка:

Изорвал ее Братишка.

Я больную Пожалею:

Я возьму ее И склею!

Б. Заходер

 

В процессе разучивания стихотворения «Переплетчица» важно не только следить, чтобы ребенок четко произносил звук з (зь), но и обратить внимание малыша на хороший поступок девочки, починившей книжку, сказать, как надо относиться к книгам — беречь их, аккуратно класть на отведенное для них место.