Работа со звуками 3 (ЗЬ) -
1. Покажите ребенку рисунок «На прогулке» и на нем лишь тех животных и предметы, в названии которых есть звук з (зъ): зонтик, коза, зебра, корзина. Предложите назвать их так, чтобы ясно слышался этот звук: коззза, корзззина.
2. Предложите ребенку закончить фразы, т. е. правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу. При этом малыш должен четко произносить отрабатываемый звук.
Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки ... (звать).
С. Маршак
Заглянула в дверь коза.
Очень грустные ... (глаза).
Н. Полякова
Сперва от магазина
Несла покупку ... (Зина).
С. Михалков
Он и плачет, Медведь, и ревет,
Медвежат он из болота ... (зовет).
К. Чуковский
3. Прочитайте рассказы. В беседе с ребенком по содержанию первого рассказа «Покупки» следите, чтобы малыш, отвечая на ваши вопросы, правильно и четко произносил отрабатываемый звук, второго — «Отгадай, кому что подарили» — внимательно слушал вас и определял, в каких словах есть звук з.
ПОКУПКИ
Вечером Зоина мама пришла домой с покупками. Она купила много разных вещей себе, папе и маленькой дочке Зое. Дочке она купила маленький зонтик, а себе большой ... Что? (Если ребенок не называет, то взрослый сам договаривает.) Еще она Зое купила для цветов маленькую вазочку, а себе большую ... Что? В выходной день папа, мама и Зоя собирались поехать в лес за грибами, и мама принесла Зое маленькую корзиночку для грибов, а папе купила большую ... Что? Когда покупки были разложены на столе, папа спросил Зою, что мама купила ей, что себе, а что ему. Какие предметы купила мама?
ОТГАДАЙ, КОМУ ЧТО ПОДАРИЛИ
У Зои есть маленький братишка. Зовут его Вова. Когда у Зои был день рождения, к ним пришли гости. Они принесли подарки не только Зое, но и маленькому Вове: зайчика, медвежонка, козочку, котенка. Зоя никак не могла догадаться, какие подарки гости принесли ей, а какие Вове. А мама говорит: «В имени Зззоя есть звук з, и ей, наверное, принесли такие игрушки, в названии которых есть этот звук».—«Ты права,— сказал папа.— Пусть Зоя назовет игрушки и скажет, в каких из них слышится звук з». Зоя стала перечислять: «Зззайчик, медвежонок, козззочка, котенок». Затем подумала и сказала:
... Что сказала Зоя? В названии каких игрушек есть звук з? Какие игрушки получила Зоя? Предложите ребенку произнести слова зззайчик, козззочка, выделив в них голосом звук з. Спросите, какие игрушки получил Вова. Если ребенок затрудняется назвать самостоятельно, взрослый четко произносит слово зззайчик, спрашивает: «Здесь есть звук з? Значит, кому подарили эту игрушку — Зое или Вове?» Затем взрослый произносит слово котенок, уточняет, есть ли здесь звук з, и спрашивает: «Кому подарили эту игрушку?»
4. Ребенок повторяет чистоговорки четко и чуть громче обычного.
У Зины звонок звенит звонко.
У маленькой Зины зайка спит в корзине.
5. Ребенок должен отгадать загадки, выучить их и определить, есть ли в слове-отгадке звук з. (Звук з взрослый выделяет голосом.)
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)
Зимой белый, летом серый. (Заяц.)
Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)
6. Выучите с ребенком стихотворения.
ПАРОВОЗИК
Пыхтит паровозик,
Гудит паровозик,
Покоя нет никому.
Устал паровозик,
Уснул паровозик,
Четыре годочка ему.
А. Седугин
ПЕРЕПЛЕТЧИЦА
Заболела
Эта книжка:
Изорвал ее Братишка.
Я больную Пожалею:
Я возьму ее И склею!
Б. Заходер
В процессе разучивания стихотворения «Переплетчица» важно не только следить, чтобы ребенок четко произносил звук з (зь), но и обратить внимание малыша на хороший поступок девочки, починившей книжку, сказать, как надо относиться к книгам — беречь их, аккуратно класть на отведенное для них место.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.