Работа со звуками Ч - Ш -
1. Покажите ребенку картинки с изображением предметов и игрушек, в названиях которых есть звуки ч и щ; предложите произнести их так, чтобы ясно слышались эти звуки: чччашка — щщщетка, очччки — ящщщерица, почччтовый ящщщик.
2. Поупражняйте ребенка в различении звуков ч и щ в задании «Переверни картинку»
ПЕРЕВЕРНИ КАРТИНКУ
Для занятия потребуется несколько картинок (в названиях одних есть звук ч, других — щ: чашка — щетка, чайник — щенок, часы — щука, очки — клещи, кирпич — плащ, чемодан — ящерица). Необходимо взять сначала одну пару картинок, например чашка — щетка. Предложить ребенку внимательно рассмотреть картинку с изображением предмета, в названии которого есть звук ч. При этом другая картинка остается открытой. В дальнейшем количество картинок можно увеличить до 6 — 8 пар. Если ребенок легко справляется с заданием, набор картинок можно дополнить картинками с предметами, в названии которых оба эти звука отсутствуют. Последние ребенку предлагают переворачивать рисунком вниз, картинки со звуком ч откладывать налево, со звуком щ — направо. 3. Ребенок упражняется в произнесении чистоговорки в быстром темпе (как скороговорки).
Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки. (С. Маршак.) 4. Предложите ребенку отгадать загадки и назвать, какой звук в слове-отгадке — ч или щ. Выучите загадки, отмеченные звездочкой.
Смастерили из досок
И надели поясок,
И хранит посуда эта
С грядки собранное лето.
(Бочка.)
/В. Мусатов/
Стучат, стучат — не велят скучать.
Идут, идут, а все тут да тут. (Часы.) *
Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище. (Кошка.) * /А. Рождественская./
5. Предложите ребенку выделить во фразах сначала слова со звуком ч, а затем со звуком щ.
Мальчик чистит лошадку щеткой. Щенок играет с мячом.
Мы щенка в воде и мыле
Два часа мочалкой мыли.
/С. Михалков/
Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя щука,
Нашу детку покачать.
/С. Маршак/
6. Выучите с ребенком поговорки и пословицу. Следите, чтобы он произносил слова и отрабатываемые звуки правильно и четко.
Под лежачий камень вода не течет.
Всякому овощу свое время.
Луна и ночь — что мать и дочь.
7. Выучите стихотворения, прочитайте их выразительно.
ГДЕ МОЙ ПАЛЬЧИК?
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла,
Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь — и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
Как живешь?
/Н. Саконская/
ЩЕНОК
Чуть побольше рукавички
Подарили мне щенка,
Он пока что с непривычки
Не лакает молока.
Я позвал на помощь кошку,
Я придвинул ближе плошку.
Хорошо пошел урок.
Лижет плошку мой щенок.
/А. Шлыгин/
8. После рассматривания картинок «Елка» и «Елка в «Детском мире» предложите ребенку найти и перечислить сначала те игрушки, в названиях которых есть звук ч, затем игрушки со звуком щ: черепаха, зайчик, щенок, ящерица.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.