Работа со звуками Ч - Ш -

  • docx
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Работа со звуками Ч Ш.docx

Работа со звуками Ч - Ш -

 

1. Покажите ребенку картинки с изображением предметов и игрушек, в названиях которых есть звуки ч и щ; предложите произнести их так, чтобы ясно слышались эти звуки: чччашка — щщщетка, очччки — ящщщерица, почччтовый ящщщик.

 

2. Поупражняйте ребенка в различении звуков ч и щ в задании «Переверни картинку»

 

ПЕРЕВЕРНИ КАРТИНКУ

 

 

 

Для занятия потребуется несколько картинок (в названиях одних есть звук ч, других — щ: чашка — щетка, чайник — щенок, часы — щука, очки — клещи, кирпич — плащ, чемодан — ящерица). Необходимо взять сначала одну пару картинок, например чашка — щетка. Предложить ребенку внимательно рассмотреть картинку с изображением предмета, в названии которого есть звук ч. При этом другая картинка остается открытой. В дальнейшем количество картинок можно увеличить до 6 — 8 пар. Если ребенок легко справляется с заданием, набор картинок можно дополнить картинками с предметами, в названии которых оба эти звука отсутствуют. Последние ребенку предлагают переворачивать рисунком вниз, картинки со звуком ч откладывать налево, со звуком щ — направо. 3. Ребенок упражняется в произнесении чистоговорки в быстром темпе (как скороговорки).

 

Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки. (С. Маршак.) 4. Предложите ребенку отгадать загадки и назвать, какой звук в слове-отгадке — ч или щ. Выучите загадки, отмеченные звездочкой.

 

Смастерили из досок

И надели поясок,

И хранит посуда эта

С грядки собранное лето.

(Бочка.)

/В. Мусатов/

 

Стучат, стучат — не велят скучать.

Идут, идут, а все тут да тут. (Часы.) *

 

Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище. (Кошка.) * /А. Рождественская./

 

5. Предложите ребенку выделить во фразах сначала слова со звуком ч, а затем со звуком щ.

 

Мальчик чистит лошадку щеткой. Щенок играет с мячом.

 

Мы щенка в воде и мыле

Два часа мочалкой мыли.

/С. Михалков/

 

Побежала мышка-мать,

Стала щуку в няньки звать:

- Приходи к нам, тетя щука,

Нашу детку покачать.

/С. Маршак/

 

6. Выучите с ребенком поговорки и пословицу. Следите, чтобы он произносил слова и отрабатываемые звуки правильно и четко.

 

Под лежачий камень вода не течет.

Всякому овощу свое время.

Луна и ночь — что мать и дочь.

 

7. Выучите стихотворения, прочитайте их выразительно.

 

ГДЕ МОЙ ПАЛЬЧИК?

 

Маша варежку надела.

- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла,

Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь — и найдешь.

Здравствуй, пальчик!

Как живешь?

/Н. Саконская/

 

ЩЕНОК

 

Чуть побольше рукавички

Подарили мне щенка,

Он пока что с непривычки

Не лакает молока.

Я позвал на помощь кошку,

Я придвинул ближе плошку.

Хорошо пошел урок.

Лижет плошку мой щенок.

/А. Шлыгин/

 

8. После рассматривания картинок «Елка» и «Елка в «Детском мире» предложите ребенку найти и перечислить сначала те игрушки, в названиях которых есть звук ч, затем игрушки со звуком щ: черепаха, зайчик, щенок, ящерица.