Работа со звуками Л - Р -

  • docx
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Работа со звуками Л Р.docx

Работа со звуками Л - Р -

 

1. Покажите ребенку картинки с изображением предметов или игрушек, в названиях которых есть звуки л (ль) или р (рь): лопата, велосипед, телефон, стол, ракета, карандаш, фонарь, телевизор, крокодил, троллейбус, вертолет, верблюд; предложите произнести слова так, чтобы ясно слышались эти звуки:

 

лллопата, ррракета, тррролллейбус, крррокодиллл. Для закрепления правильного произношения звуков л (ль) и р (рь) можно использовать картинки: «Мы лепим», «Овощи и фрукты», «Отгадай, что купили».

 

2. Прочитайте текст и предложите ребенку определить, каких слов больше,— на звук р или л.

 

КАКИХ СЛОВ БОЛЬШЕ

 

В одном детском саду ребята играли со словами, подбирая их на разные звуки. Сережа сказал: «Больше всего слов можно назвать со звуком рь.— «И совсем не обязательно,— сказала Лариса,— очень много слов со звуком л».— «А мы сейчас проверим,— сказал Сережа.— Пусть девочки назовут слова, в которых есть звук л, а мальчики — слова, в которых есть звук р. Кто больше назовет слов, тот и прав». И стали дети называть слова со звуками р(рь) и л(лъ). Они назвали много слов, как со звуком р, так и со звуком л, при этом ни разу не повторили дважды одного и того же слова. Кто же из них оказался прав? Давай проверим, каких слов — со звуком р или со звуком л — мы знаем больше.

 

Ребенок называет слова, четко произнося звуки. Взрослый считает, сколько названо слов со звуком р(ръ) и со звуком л(ль), а затем сообщает, каких больше.

 

3. Предложите ребенку повторить за вами чистоговорки, произнося их с различной громкостью: шепотом, тихо, вполголоса, громко; произнести чистоговорку, как скороговорку, шепотом и тихо:

 

Рыбу ловит рыболов.

Весь в реку ушел улов.

Вкусная халва, мастеру хвала. (А. Левшин.)

Римма и Тима шли мимо тира. (А. Грамолин.)

 

4. Предложите ребенку отгадать загадки и определить, в каких словах-отгадках есть звук л(ль) или р(рь), в каких эти звуки отсутствуют. Выучите загадки, отмеченные звездочкой.

 

Крылья есть да не летает; ног нет да не догонишь. (Рыба.)

Начинает он копать — заменяет сто лопат. (Экскаватор.)

Этот конь не ест овса, вместо ног — два колеса. (Велосипед.)

Кто меня тронет, тот заплачет. (Лук.)

Зимой спит — летом улья ворошит. (Медведь.) *

 

Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться.

А имя дала мне

Родная землица.

(Земляника.)

/Ю. Кушак/

 

5. Поупражняйте ребенка в выделении из текста слов, в которых есть один из звуков — л(лъ) или р(рь) — и оба звука.

 

Леша катается на велосипеде.

Папа купил Саше лампочки для елки.

К утру ветер разогнал тучи.

Рая вышла во двор, чтобы накормить кур.

Мальчики ловят рыбу в пруду. На огороде растут лук, огурцы и помидоры.

Рома сделал кормушку для птиц.

В зоопарке дети видели крокодила и верблюда.

В метро есть эскалатор.

 

6. Запомните поговорки, пословицы. Предложите ребенку повторить за вами тексты. Следите, чтобы он правильно, четко произносил слова и отрабатываемые звуки.

 

Игра игрою, а дело делом.

Дорога ложка к обеду.

Смелость города берет.

За всякое дело берись смело.

Один раз солгал, в другой раз не поверят.

Что летом родится, зимой пригодится.

У плохого мастера и пила плохая.

 

7. Выучите с ребенком стихотворение.

 

ОСЕНЬ

 

Кричит ворона в небе: —

Кар-р!

В лесу пожар-р, в лесу пожар-р!

А было просто очень:

В нем поселилась осень.

/Е. Интулов/

 

Запомните считалочку.

 

Шли Бараны

По дороге,

Промочили

В луже

Ноги.

Стали Ноги

Вытирать:

Кто платочком,

Кто тряпицей,

Кто дырявой рукавицей.

/А. Шабунин/

 

8. Предложите ребенку рассмотреть картинки «В комнате», «Кто что делал?», «Мы лепим», «Овощи и фрукты» и рассказать, что на них изображено а затем перечислить сначала те предметы и игрушки, в названии которых есть звук л(ль), затем — р(рь).

 

- Развитие слухового внимания -

 

1. Прочитайте ребенку стихотворение «Это правда или нет?» Вначале предупредите его, что слушать надо внимательно, чтобы заметить в тексте смысловые неточности.

 

ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ?

 

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой, среди ветвей,

«Га-га-га!» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ —

Это правда или нет?

/Л. Станчева, перевод с болгарского А. Александровой/

 

Если ребенок затрудняется выполнить задание, взрослый предлагает вопросы: «Весной созревает виноград? У коня есть рога? А снег может быть летом? Кто кричит: «га-га-га»?» После беседы можно вновь прочитать это стихотворение, замедляя темп в строках, где есть смысловые несоответствия.

 

2. Прочитайте ребенку стихотворение и предложите ответить, о каком шарике идет в нем речь. При желании это стихотворение можно выучить с ребенком и попросить его выразительно прочитать.

 

Шарик

 

Что машина,

Что фонарик,

Что мне новый

Паровоз?!

На полу улегся

Шарик —

Папа мне его

Принес!

Он не желтый,

И не синий,

И совсем

Не голубой!

Просто он такой

Красивый —

Трудно высказать,

Какой!

Выбегаю

Из калитки

И бегом лечу

К реке!

Не держу его

На нитке,

А держу

На поводке!

/В. Орлов/

 

6. Прочитайте ребенку стихотворение «Что взяла, клади на место!» и предложите ему помочь маленькой девочке правильно расставить вещи по своим местам.

 

Это Оленьке известно:

Что взяла, клади на место!

Только девочка мала:

Забывает, где взяла.

На кроватку ставит кружку,

На паркет кладет подушку.

Прячет ботики в буфет.

Все на месте или нет?

Если мама промолчала,

Надо делать все сначала:

На буфет нести подушку,

На паркет поставить кружку,

Сунуть ботики в кровать.

Кажется, не так опять?

Оля смотрит виновато:

Нет, стояло все не там...

Помогите ей, ребята,

Все расставить по местам.

/3. Александрова/

 

- Учите детей читать выразительно -

 

1. Выучите с ребенком стихотворения, прочитайте их выразительно.

 

ЗВЕЗДЫ Поскорей скажи мне, папа,

Отчего мигают звезды?

Может, быть, они все время

От кого-то ждут ответ?

Ты скажи мне, звезды плачут?

Знают, что такое слезы?

Если падают на землю,

Звездам больно или нет?

Поскорей скажи мне, папа,

Все ли звездочки на месте?

И скажи мне, звезды могут

Разговаривать со мной?

Могут весело смеяться?

Петь они умеют песни?

Если звезды ходят в гости,

Позови их к нам домой!

/М. Газиев, перевод с аварского А. Ахундовой/

 

КАПРИЗЫ

 

Все капризы у Оксанки

Соберем в большие санки,

Отвезем в далекий бор

Дальше моря, дальше гор!

И оставим возле елки -

Пусть едят их злые волки!

/Э. Мошковская/

 

ГДЕ ВОРОБЕЙ?

 

Тает снег.

Журчит ручей.

Где же прыткий воробей?

Воробей крикливый где?

Он лежит в своем гнезде.

Рядом капли и микстура.

У него температура.

Воробей скакал по лужам

И теперь

Лежит простужен.

/Р. Фархади/

 

Ветерок спросил, пролетая:

— Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

— Золотые руки растят!

/Е. Серова/

 

РАССКАЖИ

 

Ты куда летишь, сорока?

Расскажи!

Нам дорогу в лес дремучий

Покажи!

Где малина, костяника?

Расскажи!

Где румяная брусника?

Покажи!

Где грибы на толстой ножке -

Сами просятся в лукошко,

Где синеет голубица,

Где живут ежи?

Расскажи, сорока-птица,

Расскажи!

/Г. Лагздынь/

 

2. Ребенок повторяет за взрослым фразы, соблюдая те же интонации: вопроса, удивления, радости, огорчения, изумления, и пр.

 

Мама дома?

Наташа пришла!

На улице было тепло.

Щенок нашелся!

Яблоко кислое!

Туча похожа на слоненка!

Опять каша!



 

Посмотрите также