Работа со звуками Л - Р -
1. Покажите ребенку картинки с изображением предметов или игрушек, в названиях которых есть звуки л (ль) или р (рь): лопата, велосипед, телефон, стол, ракета, карандаш, фонарь, телевизор, крокодил, троллейбус, вертолет, верблюд; предложите произнести слова так, чтобы ясно слышались эти звуки:
лллопата, ррракета, тррролллейбус, крррокодиллл. Для закрепления правильного произношения звуков л (ль) и р (рь) можно использовать картинки: «Мы лепим», «Овощи и фрукты», «Отгадай, что купили».
2. Прочитайте текст и предложите ребенку определить, каких слов больше,— на звук р или л.
КАКИХ СЛОВ БОЛЬШЕ
В одном детском саду ребята играли со словами, подбирая их на разные звуки. Сережа сказал: «Больше всего слов можно назвать со звуком рь.— «И совсем не обязательно,— сказала Лариса,— очень много слов со звуком л».— «А мы сейчас проверим,— сказал Сережа.— Пусть девочки назовут слова, в которых есть звук л, а мальчики — слова, в которых есть звук р. Кто больше назовет слов, тот и прав». И стали дети называть слова со звуками р(рь) и л(лъ). Они назвали много слов, как со звуком р, так и со звуком л, при этом ни разу не повторили дважды одного и того же слова. Кто же из них оказался прав? Давай проверим, каких слов — со звуком р или со звуком л — мы знаем больше.
Ребенок называет слова, четко произнося звуки. Взрослый считает, сколько названо слов со звуком р(ръ) и со звуком л(ль), а затем сообщает, каких больше.
3. Предложите ребенку повторить за вами чистоговорки, произнося их с различной громкостью: шепотом, тихо, вполголоса, громко; произнести чистоговорку, как скороговорку, шепотом и тихо:
Рыбу ловит рыболов.
Весь в реку ушел улов.
Вкусная халва, мастеру хвала. (А. Левшин.)
Римма и Тима шли мимо тира. (А. Грамолин.)
4. Предложите ребенку отгадать загадки и определить, в каких словах-отгадках есть звук л(ль) или р(рь), в каких эти звуки отсутствуют. Выучите загадки, отмеченные звездочкой.
Крылья есть да не летает; ног нет да не догонишь. (Рыба.)
Начинает он копать — заменяет сто лопат. (Экскаватор.)
Этот конь не ест овса, вместо ног — два колеса. (Велосипед.)
Кто меня тронет, тот заплачет. (Лук.)
Зимой спит — летом улья ворошит. (Медведь.) *
Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица.
(Земляника.)
/Ю. Кушак/
5. Поупражняйте ребенка в выделении из текста слов, в которых есть один из звуков — л(лъ) или р(рь) — и оба звука.
Леша катается на велосипеде.
Папа купил Саше лампочки для елки.
К утру ветер разогнал тучи.
Рая вышла во двор, чтобы накормить кур.
Мальчики ловят рыбу в пруду. На огороде растут лук, огурцы и помидоры.
Рома сделал кормушку для птиц.
В зоопарке дети видели крокодила и верблюда.
В метро есть эскалатор.
6. Запомните поговорки, пословицы. Предложите ребенку повторить за вами тексты. Следите, чтобы он правильно, четко произносил слова и отрабатываемые звуки.
Игра игрою, а дело делом.
Дорога ложка к обеду.
Смелость города берет.
За всякое дело берись смело.
Один раз солгал, в другой раз не поверят.
Что летом родится, зимой пригодится.
У плохого мастера и пила плохая.
7. Выучите с ребенком стихотворение.
ОСЕНЬ
Кричит ворона в небе: —
Кар-р!
В лесу пожар-р, в лесу пожар-р!
А было просто очень:
В нем поселилась осень.
/Е. Интулов/
Запомните считалочку.
Шли Бараны
По дороге,
Промочили
В луже
Ноги.
Стали Ноги
Вытирать:
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.
/А. Шабунин/
8. Предложите ребенку рассмотреть картинки «В комнате», «Кто что делал?», «Мы лепим», «Овощи и фрукты» и рассказать, что на них изображено а затем перечислить сначала те предметы и игрушки, в названии которых есть звук л(ль), затем — р(рь).
- Развитие слухового внимания -
1. Прочитайте ребенку стихотворение «Это правда или нет?» Вначале предупредите его, что слушать надо внимательно, чтобы заметить в тексте смысловые неточности.
ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ?
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой, среди ветвей,
«Га-га-га!» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ —
Это правда или нет?
/Л. Станчева, перевод с болгарского А. Александровой/
Если ребенок затрудняется выполнить задание, взрослый предлагает вопросы: «Весной созревает виноград? У коня есть рога? А снег может быть летом? Кто кричит: «га-га-га»?» После беседы можно вновь прочитать это стихотворение, замедляя темп в строках, где есть смысловые несоответствия.
2. Прочитайте ребенку стихотворение и предложите ответить, о каком шарике идет в нем речь. При желании это стихотворение можно выучить с ребенком и попросить его выразительно прочитать.
Шарик
Что машина,
Что фонарик,
Что мне новый
Паровоз?!
На полу улегся
Шарик —
Папа мне его
Принес!
Он не желтый,
И не синий,
И совсем
Не голубой!
Просто он такой
Красивый —
Трудно высказать,
Какой!
Выбегаю
Из калитки
И бегом лечу
К реке!
Не держу его
На нитке,
А держу
На поводке!
/В. Орлов/
6. Прочитайте ребенку стихотворение «Что взяла, клади на место!» и предложите ему помочь маленькой девочке правильно расставить вещи по своим местам.
Это Оленьке известно:
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку.
Прячет ботики в буфет.
Все на месте или нет?
Если мама промолчала,
Надо делать все сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать.
Кажется, не так опять?
Оля смотрит виновато:
Нет, стояло все не там...
Помогите ей, ребята,
Все расставить по местам.
/3. Александрова/
- Учите детей читать выразительно -
1. Выучите с ребенком стихотворения, прочитайте их выразительно.
ЗВЕЗДЫ Поскорей скажи мне, папа,
Отчего мигают звезды?
Может, быть, они все время
От кого-то ждут ответ?
Ты скажи мне, звезды плачут?
Знают, что такое слезы?
Если падают на землю,
Звездам больно или нет?
Поскорей скажи мне, папа,
Все ли звездочки на месте?
И скажи мне, звезды могут
Разговаривать со мной?
Могут весело смеяться?
Петь они умеют песни?
Если звезды ходят в гости,
Позови их к нам домой!
/М. Газиев, перевод с аварского А. Ахундовой/
КАПРИЗЫ
Все капризы у Оксанки
Соберем в большие санки,
Отвезем в далекий бор
Дальше моря, дальше гор!
И оставим возле елки -
Пусть едят их злые волки!
/Э. Мошковская/
ГДЕ ВОРОБЕЙ?
Тает снег.
Журчит ручей.
Где же прыткий воробей?
Воробей крикливый где?
Он лежит в своем гнезде.
Рядом капли и микстура.
У него температура.
Воробей скакал по лужам
И теперь
Лежит простужен.
/Р. Фархади/
Ветерок спросил, пролетая:
— Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
— Золотые руки растят!
/Е. Серова/
РАССКАЖИ
Ты куда летишь, сорока?
Расскажи!
Нам дорогу в лес дремучий
Покажи!
Где малина, костяника?
Расскажи!
Где румяная брусника?
Покажи!
Где грибы на толстой ножке -
Сами просятся в лукошко,
Где синеет голубица,
Где живут ежи?
Расскажи, сорока-птица,
Расскажи!
/Г. Лагздынь/
2. Ребенок повторяет за взрослым фразы, соблюдая те же интонации: вопроса, удивления, радости, огорчения, изумления, и пр.
Мама дома?
Наташа пришла!
На улице было тепло.
Щенок нашелся!
Яблоко кислое!
Туча похожа на слоненка!
Опять каша!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.