Работа со звуками С - Ш -
1. Покажите ребенку картинки с изображением предметов или игрушек, в названиях которых есть звук с или ш (или оба звука); предложите назвать их так, чтобы ясно слышались эти звуки: ссстол, шшшапка, сссолнышшшко, сссушшшка.
2. Прочитайте ребенку текст «Как дети украшали елку» и предложите сначала отобрать игрушки, в названиях которых есть звук с, затем — ш.
КАК ДЕТИ УКРАШАЛИ ЕЛКУ
Под Новый год Слава, Витя и Шура украшали дома елку. Имя Славы с какого звука начинается? Правильно, со звука с. А имя Шуры? Верно, со звука ш. А в имени Витя есть эти звуки? Слава говорит Шуре: «Мое имя начинается со звука с, и я буду вешать на елку все те игрушки, в названии которых есть этот звук. А твое имя начинается со звука ш, ты будешь отбирать игрушки, в названии которых есть звук ш. А Витя будет отбирать все остальные игрушки, т. е. такие, в которых нет звуков с и ш». Какие игрушки повесил на елку Слава? (Ребенок называет примерно такие игрушки: сосульки, часы, бусы, ослик, снегурочка, собака, слон, автобус и др.) Какие игрушки повесила Шура? («Шары, Чебурашку, шишки, хлопушки, машину, лошадку, мишку, мышку». Если ребенок подберет игрушку неправильно, надо повторить ее название, произнося слово протяжно: ффллаажжоокк,— или задать вопрос: «Хлопушку кто повесил на елку, Слава или Шура? А Снегурочку?»)
Вынимая из коробки игрушки,— продолжает рассказывать взрослый,— Слава увидел картинку с изображением солнышка. «Это моя картинка,— закричала Шура.— В названии солнышка есть звук ш,— сказала она: солнышшшко.— «Нет моя,— сказал Слава.— В этом слове есть звук с. Послушай: сссолнышко». «Ой, правда! — воскликнула Шура.— В этом слове есть звуки с и ш. Давай эту картинку повесим вместе на елку». И они вместе повесили картинку с изображением солнышка на самом видном месте — на верхней ветке.
3. Предложите ребенку произнести чистоговорки сначала с умеренной громкостью, затем шепотом, а скороговорку — вполголоса:
Са-ша-ша — Соня моет малыша.
Ас-аш-аш — под сосной стоит шалаш.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
Вымыли мышки миски для мишки.
У девочки, у Варюши
Потерялись варежки.
Помогали две Валюши
Искать Варе варежки.
/А. Тараскин/
Лапки мягкие у кошки,
Чтоб ее не услыхали.
Шубка серая у мышки,
Чтоб ее не увидали.
ПРОСТОКВАША
Простоквашу дали Клаше -
Недовольна Клаша:
Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши.
/Е. Благинина/
4. Предложите ребенку отгадать загадки и сказать, какой звук есть в слове-отгадке — с или ш.
(Загадки, помеченные звездочкой, даны для заучивания.)
Вился, вился
Белый рой.
Сел на землю,
Стал горой.
(Снег.)
В зимний день
Среди ветвей
Стол накрыли
Для гостей.
(Кормушка.)
Стоит на крыше верхолаз и ловит новости для нас. (Антенна.) * /А. Масленникова./
Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книжка.) *
Посадили зернышко — вырастили солнышко! (Подсолнух.) /А. Рождественская./
5. Предложите ребенку во фразах выделить слова, в которых есть звуки с, ш, затем назвать слова только со звуком с, потом — с ш:
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
/С. Маршак/
Побежала мышка-мать
Тетю лошадь в няньки звать.
- И-го-го! - поет лошадка. -
Спи мышонок сладко-сладко.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поешь!
/Маршак/
6. Запомните поговорки и пословицы:
Кашу маслом не испортишь.
Поспешишь — людей насмешишь.
Что посеешь, то и пожнешь.
7. Выучите с ребенком стихотворения. Следите, чтобы он читал их выразительно, правильно и четко произносил звуки и слова.
ЛИСЯТА
Под кустом играют в прятки
Шаловливые лисятки,
А лиса для малышей
Ловит в зарослях мышей.
/Е. Александрова/
БЕЛКА
Белка сушит сыроежки,
Лапкой с ветки рвет орешки.
Все запасы в кладовой
Пригодятся ей зимой.
/Е. Александрова/
ЛЯГУШАТА
Пять зеленых лягушат
В воду броситься спешат —
Испугались цапли!
А меня они смешат:
Я же этой цапли
Не боюсь ни капли!
/А. Барто/
ПОДАРОК
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Веселая смешная.
Мне скучно без игрушки —
Любимая была!
Но все же я подружке
Лягушку отдала.
/Е. Благинина/
8. Проверьте, как ребенок различает звуки с и ш. Предложите ему назвать все игрушки и предметы, в названии которых есть звук с; на рисунках «Елка» и «Елка в «Детском мире» ребенок должен перечислить игрушки, в названии которых есть звук ш. Для этого вновь рассмотрите рисунок «В магазине». По одной из картинок ребенок может составить небольшой рассказ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.