Работа со звуками С - Ш -

  • docx
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Работа со звуками С Ш.docx

Работа со звуками С - Ш -

 

1. Покажите ребенку картинки с изображением предметов или игрушек, в названиях которых есть звук с или ш (или оба звука); предложите назвать их так, чтобы ясно слышались эти звуки: ссстол, шшшапка, сссолнышшшко, сссушшшка.

 

2. Прочитайте ребенку текст «Как дети украшали елку» и предложите сначала отобрать игрушки, в названиях которых есть звук с, затем — ш.

 

КАК ДЕТИ УКРАШАЛИ ЕЛКУ

 

 

 

 

Под Новый год Слава, Витя и Шура украшали дома елку. Имя Славы с какого звука начинается? Правильно, со звука с. А имя Шуры? Верно, со звука ш. А в имени Витя есть эти звуки? Слава говорит Шуре: «Мое имя начинается со звука с, и я буду вешать на елку все те игрушки, в названии которых есть этот звук. А твое имя начинается со звука ш, ты будешь отбирать игрушки, в названии которых есть звук ш. А Витя будет отбирать все остальные игрушки, т. е. такие, в которых нет звуков с и ш». Какие игрушки повесил на елку Слава? (Ребенок называет примерно такие игрушки: сосульки, часы, бусы, ослик, снегурочка, собака, слон, автобус и др.) Какие игрушки повесила Шура? («Шары, Чебурашку, шишки, хлопушки, машину, лошадку, мишку, мышку». Если ребенок подберет игрушку неправильно, надо повторить ее название, произнося слово протяжно: ффллаажжоокк,— или задать вопрос: «Хлопушку кто повесил на елку, Слава или Шура? А Снегурочку?»)

 

Вынимая из коробки игрушки,— продолжает рассказывать взрослый,— Слава увидел картинку с изображением солнышка. «Это моя картинка,— закричала Шура.— В названии солнышка есть звук ш,— сказала она: солнышшшко.— «Нет моя,— сказал Слава.— В этом слове есть звук с. Послушай: сссолнышко». «Ой, правда! — воскликнула Шура.— В этом слове есть звуки с и ш. Давай эту картинку повесим вместе на елку». И они вместе повесили картинку с изображением солнышка на самом видном месте — на верхней ветке.

 

3. Предложите ребенку произнести чистоговорки сначала с умеренной громкостью, затем шепотом, а скороговорку — вполголоса:

 

Са-ша-ша — Соня моет малыша.

Ас-аш-аш — под сосной стоит шалаш.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Саша любит сушки, а Соня ватрушки.

Вымыли мышки миски для мишки.

 

У девочки, у Варюши

Потерялись варежки.

Помогали две Валюши

Искать Варе варежки.

/А. Тараскин/

 

Лапки мягкие у кошки,

Чтоб ее не услыхали.

Шубка серая у мышки,

Чтоб ее не увидали.

 

ПРОСТОКВАША

 

Простоквашу дали Клаше -

Недовольна Клаша:

Не хочу я простокваши,

Дайте просто каши.

/Е. Благинина/

 

4. Предложите ребенку отгадать загадки и сказать, какой звук есть в слове-отгадке — с или ш.

 

(Загадки, помеченные звездочкой, даны для заучивания.)

 

Вился, вился

Белый рой.

Сел на землю,

Стал горой.

(Снег.)

 

В зимний день

Среди ветвей

Стол накрыли

Для гостей.

(Кормушка.)

 

Стоит на крыше верхолаз и ловит новости для нас. (Антенна.) * /А. Масленникова./

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книжка.) *

Посадили зернышко — вырастили солнышко! (Подсолнух.) /А. Рождественская./

 

5. Предложите ребенку во фразах выделить слова, в которых есть звуки с, ш, затем назвать слова только со звуком с, потом — с ш:

 

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста.

/С. Маршак/

 

Побежала мышка-мать

Тетю лошадь в няньки звать.

- И-го-го! - поет лошадка. -

Спи мышонок сладко-сладко.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

- Нет, твой голос нехорош.

Очень скучно ты поешь!

/Маршак/

 

6. Запомните поговорки и пословицы:

Кашу маслом не испортишь.

Поспешишь — людей насмешишь.

Что посеешь, то и пожнешь.

 

7. Выучите с ребенком стихотворения. Следите, чтобы он читал их выразительно, правильно и четко произносил звуки и слова.

 

ЛИСЯТА

 

Под кустом играют в прятки

Шаловливые лисятки,

А лиса для малышей

Ловит в зарослях мышей.

/Е. Александрова/

 

БЕЛКА

 

Белка сушит сыроежки,

Лапкой с ветки рвет орешки.

Все запасы в кладовой

Пригодятся ей зимой.

/Е. Александрова/

 

ЛЯГУШАТА

 

Пять зеленых лягушат

В воду броситься спешат —

Испугались цапли!

А меня они смешат:

Я же этой цапли

Не боюсь ни капли!

/А. Барто/

 

ПОДАРОК

 

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная,

Веселая смешная.

Мне скучно без игрушки —

Любимая была!

Но все же я подружке

Лягушку отдала.

/Е. Благинина/

 

8. Проверьте, как ребенок различает звуки с и ш. Предложите ему назвать все игрушки и предметы, в названии которых есть звук с; на рисунках «Елка» и «Елка в «Детском мире» ребенок должен перечислить игрушки, в названии которых есть звук ш. Для этого вновь рассмотрите рисунок «В магазине». По одной из картинок ребенок может составить небольшой рассказ.


 

Посмотрите также