Работа со звуками С - Ц -
1. Для занятия с ребенком нужны картинки с изображением таких игрушек или предметов, в названии которых есть звук с (съ) или ц: сова — цапля, лестница, велосипед — мотоцикл (или использовать иллюстрации «В магазине», «Непослушный цыпленок Цып». Предложите назвать их так, чтобы ясно слышались эти звуки: сссова — цццапля.
2. Помогите ребенку разложить игрушки: в одну сторону такие, в названии которых есть звук с (съ), в другую — со звуком ц.
РАЗЛОЖИ ИГРУШКИ ПО СВОИМ МЕСТАМ
Для занятия нужны примерно такие игрушки: слон, санки, лиса, автобус, цыпленок, курица, яйцо, заяц (могут быть и другие названия со звуками с (съ) или ц, но обязательно в начале, середине и в конце слова).
После уточнения названий игрушек предложите ребенку разложить игрушки, в названии которых есть звук с (съ) (санки, автобус, лиса), отдельно от игрушек со звуком ц (цыпленок, курица, заяц).
Взрослый следит за правильностью и четкостью произнесения ребенком этих звуков. Если при отборе игрушек допускается ошибка, взрослый произносит слово, выделяя голосом звук ц, и спрашивает: «В слове заяццц какой слышишь звук, с или ц?" После уточнения можно предложить ребенку произнести еще раз слово так, чтобы в нем слышался этот звук.
3. Предложите ребенку отгадать загадки и назвать, какой из звуков — с или ц — есть в слове-отгадке.
Два братца спереди бегут, да два братца их догоняют. (Колеса.)
Зимой — звезда, весной — вода. (Снежинка.) /В. Крем-нев./
По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца.)
Большой подсолнух в небе
Цветет он много лет
Цветет зимой и летом,
А семечек все нет. (Солнце.)
/М. Садовский/
4. Ребенок должен выделить во фразах вначале только те слова, в которых есть звук с (съ), а затем и ц:
Дети собирают в банку ягоды. Соловей поет песни. Маша поливает цветы. Цыпленок пьет из блюдца воду. Слава поставил цветы на подоконник. Собака сидит на цепи.
5. Выучите с ребенком пословицы и поговорки, объясните их смысл.
Заглянет солнце и к нам в оконце.
Кто за все берется, тому ничего не удается.
Молодец против овец,
а против молодца сам овца.
Конец — делу венец.
Цыплят по осени считают.
6. Помогите ребенку отгадать загадки и выучить их.
Сидит в темнице красная девица, а коса на улице. (Морковь.)
Не зверь не птица, а нос, как спица. (Комар.)
7. Прочитайте выразительно стихотворения. Стихотворения А. Барто и Е. Александровой выучите с ребенком наизусть.
МЕДВЕЖОНОК
Медведица ласково сына качает.
Малыш веселится,
Малыш не скучает.
Он думает: это смешная игра,
Не зная, что спать медвежатам пора.
/В. Берестов/
На горе стоит лесок,
Он не низок, не высок,
Удивительная птица
Подает там голосок.
Удивительная птица -
Засвистит и притаится.
/А. Барто/
СОВА
В небе месяц серебрится.
Спят в кустах тетерева.
Над поляной кружит птица
Остроклювая сова.
У совы глаза, как плошки,
В темноте горят огнем,
Ночью видит, словно кошка,
Но совсем не видит днем.
/Е. Александрова/
8. Для развития умения дифференцировать звуки с (сь) и ц рассмотрите рисунок «В магазине». Предложите ребенку перечислить игрушки, в названии которых есть звук с (сь), затем игрушки, в названии которых есть звук ц.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.