Работа со звуками С - З -
1. Покажите ребенку картинки с изображением таких предметов или игрушек, чтобы в их названиях был звук c (сь) или з (зь): стакан - замок, слон - заяц, лиса - коза, или используйте иллюстрацию «На прогулке». Постарайтесь назвать их так, чтобы ясно слышались эти звуки: ссстакан, зззамок.
2. Прочитайте ребенку текст и помогите ему подобрать для девочек игрушки, в названии которых есть звуки с (сь) или з (зь).
ПОДБЕРИ ДЕВОЧКАМ ИГРУШКИ
Жили дружно две девочки. Одну из них звали так, что в ее имени был звук с. Как ее звали? (Чем больше имен назовет ребенок, тем лучше.) Правильно, одну из девочек звали Светой. (Произнося имя, выделите голосом звук с: Сcсвета.) В имени другой девочки был звук з. Как ее звали? Верно, вторую девочку звали Зоя. (Повторите имя, выделив в нем звук з: Зззоя.) У Светы были такие игрушки, в названии которые есть звук с. Какие игрушки могли быть у Светы? (Ребенок называет: «Санки, самолет, лиса, автобус»,— произнося слова так, чтобы ясно был слышен звук с (сь): сссанки, гусссь.) А у Зои были игрушки, в названии которых есть звук з. Какие игрушки могли быть у Зои? Правильно: зззонтик, зззайка, козза, вазззочка.
Взрослый следит, чтобы ребенок не только правильно подбирал слова, но и четко произносил в них звуки. Аналогичные задания можно предложить для различения других групп звуков, которые ребенок недостаточно четко дифференцирует на слух и в произношении.
3. Предложите ребенку повторить за вами скороговорку в умеренной громкости.
Стоит воз овса, возле воза овца. /Л. Улъяницкая./
4. Ребенок должен отгадать загадки и сказать, есть ли звук с или з в слове-отгадке. Выучите с ним загадки, отмеченные звездочкой.
Дружбу он с дождем ведет, вместе с ним гулять идет. (Зонт.) * /Л. Буякова./
По земле ползет, а к себе не подпускает. (Змея.) *
Четыре братца под одной шляпкой стоят. (Стол.)
Белая скатерть все поле покрыла. (Снег.)
Семь ребят на лесенке заиграли песенки. (Ноты.) * /В. Данько./
Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня.
Издалека по песенке узнаете меня. (Ручеек.)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет.
(Сосулька.)*
/К. Чуковский/
5. Предложите ребенку выделить во фразах слова со звуками с и з.
В комнате стоит круглый стол. Маленькая Света крепко спит в кроватке. Зое подарили на день рождения зонтик. 6. Выучите с ребенком поговорки и пословицы.
У страха глаз велики.
Лето собирает, а зима поедает.
Трусливому зайке и пенек волк.
Все за одного, один за всех.
7. Выучите и прочитайте выразительно стихотворение.
ИСПУГАЛИСЬ ЗАЙЦА
Мы ходили по грибы,
Зайца испугались.
Схоронились под дубы,
Растеряли все грибы.
А потом смеялись —
Зайца испугались!
/П. Воронъко, перевод с украинского С. Маршака/
Выучите с ребенком потешку.
Как у нас-то козел,
Что за умный был:
Сам и по воду ходил,
Сам и кашу варил,
Деда с бабой кормил.
/Народная/
8. Предложите ребенку рассмотреть картинку «На прогулке», рассказать, что на ней изображено, а затем перечислить сначала все те предметы и игрушки, в названии которых есть звук с (съ), затем те, в названии которых есть звук з (зъ).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.