Работа со звуками Ш - Ж -

  • docx
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Работа со звуками Ш Ж.docx

Работа со звуками Ш - Ж -

 

1. Покажите ребенку картинки с изображением предметов или игрушек, в названиях которых есть звук ш или ж. Ребенок должен называть предметы так, чтобы ясно слышались отрабатываемые звуки: шшшапка — жжжук, машшшина — флажжжок, лыжжжи — лошшшадь.

 

2. В упражнении «Слушай внимательно» потренируйте ребенка в различении на слух звуков ш и ж.

 

СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО

 

Взрослый, обращаясь к ребенку, сидящему напротив, говорит: «Я сейчас проверю, внимательно ты меня слушаешь или нет. Я буду называть слова. Когда ты услышишь в слове звук ш, поднимешь руку. Что ты сделаешь, когда услышишь слово, в котором есть звук ш? А когда услышишь слово, в котором есть звук ж, хлопнешь в ладоши. (Ребенок называет действие, которое он должен произвести, когда услышит слово со звуком ж.) Когда ты будешь поднимать руку? Когда будешь хлопать в ладоши?»

 

Взрослый в замедленном темпе произносит такие слова: шапка, кошка, жук, кот, жаба, вешалка, флажок, крокодил, мышь, груша, лыжи, подушка, жираф, лопата.

 

Слова произносятся четко, с небольшими паузами. В тех случаях, когда в названном слове отсутствуют звуки ш, ж, дети молчат или говорят, что в этом слове нет ни звука ш, ни звука ж. Это упражнение можно провести в форме игры с несколькими детьми. Дети, которые допускают ошибку, выбывают из игры.

 

При проведении игры слова произносятся немного быстрее.

 

3. Предложите ребенку произнести чистоговорку тихо и шепотом.

 

На крыше у Шуры жил журавль Жура. /Л. Ульяницкая./

 

4. Предложите ребенку отгадать загадки и назвать, какой звук есть в слове-отгадке: ж или ш. Загадки, отмеченные звездочкой, выучить.

 

Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка.)

Пляшет крошка, а всего одна ножка. (Волчок.) *

Не огонь, а жжется. (Крапива.) *

Два брюшка, четыре ушка. (Подушка.) *

 

На прогулке бегуны

Через луг к березке

Одинаковой длины

Тянут две полоски.

(Лыжи.)

/В. Мусатов/

 

5. Предложите ребенку выделить во фразах слова, в которых есть звуки ш и ж.

 

Кошка спит, а мышку видит.

Миша скоро пойдет в школу.

Ежик лежит под елкой.

Женя ест мороженое.

 

Выделить сначала слова, в которых есть звук ш, потом ж.

 

Бабушка вяжет дедушке шарф.

Женя шьет кукле новую рубашку.

 

6. Запомните пословицы. Предложите ребенку повторить их, следите, чтобы он четко произносил звуки ш и ж.

 

Поспешишь — людей насмешишь.

Кто ходит больше, тот живет дольше.

Лежа хлеба не добудешь.

 

7. Выучите с ребенком стихотворение.

 

КОШКА И МЫШКА

 

Мышка кошку угостила.

Кошка мышь не проглотила.

Почему не проглотила?

Угощения хватило.

/В. Берестов/

 

8. На рисунках «Елка» и «Елка в «Детском мире» ребенок должен показать сначала игрушки, в названиях которых есть звук ш, затем ж.