Работа со звуками Ш - Ж -
1. Покажите ребенку картинки с изображением предметов или игрушек, в названиях которых есть звук ш или ж. Ребенок должен называть предметы так, чтобы ясно слышались отрабатываемые звуки: шшшапка — жжжук, машшшина — флажжжок, лыжжжи — лошшшадь.
2. В упражнении «Слушай внимательно» потренируйте ребенка в различении на слух звуков ш и ж.
СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО
Взрослый, обращаясь к ребенку, сидящему напротив, говорит: «Я сейчас проверю, внимательно ты меня слушаешь или нет. Я буду называть слова. Когда ты услышишь в слове звук ш, поднимешь руку. Что ты сделаешь, когда услышишь слово, в котором есть звук ш? А когда услышишь слово, в котором есть звук ж, хлопнешь в ладоши. (Ребенок называет действие, которое он должен произвести, когда услышит слово со звуком ж.) Когда ты будешь поднимать руку? Когда будешь хлопать в ладоши?»
Взрослый в замедленном темпе произносит такие слова: шапка, кошка, жук, кот, жаба, вешалка, флажок, крокодил, мышь, груша, лыжи, подушка, жираф, лопата.
Слова произносятся четко, с небольшими паузами. В тех случаях, когда в названном слове отсутствуют звуки ш, ж, дети молчат или говорят, что в этом слове нет ни звука ш, ни звука ж. Это упражнение можно провести в форме игры с несколькими детьми. Дети, которые допускают ошибку, выбывают из игры.
При проведении игры слова произносятся немного быстрее.
3. Предложите ребенку произнести чистоговорку тихо и шепотом.
На крыше у Шуры жил журавль Жура. /Л. Ульяницкая./
4. Предложите ребенку отгадать загадки и назвать, какой звук есть в слове-отгадке: ж или ш. Загадки, отмеченные звездочкой, выучить.
Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка.)
Пляшет крошка, а всего одна ножка. (Волчок.) *
Не огонь, а жжется. (Крапива.) *
Два брюшка, четыре ушка. (Подушка.) *
На прогулке бегуны
Через луг к березке
Одинаковой длины
Тянут две полоски.
(Лыжи.)
/В. Мусатов/
5. Предложите ребенку выделить во фразах слова, в которых есть звуки ш и ж.
Кошка спит, а мышку видит.
Миша скоро пойдет в школу.
Ежик лежит под елкой.
Женя ест мороженое.
Выделить сначала слова, в которых есть звук ш, потом ж.
Бабушка вяжет дедушке шарф.
Женя шьет кукле новую рубашку.
6. Запомните пословицы. Предложите ребенку повторить их, следите, чтобы он четко произносил звуки ш и ж.
Поспешишь — людей насмешишь.
Кто ходит больше, тот живет дольше.
Лежа хлеба не добудешь.
7. Выучите с ребенком стихотворение.
КОШКА И МЫШКА
Мышка кошку угостила.
Кошка мышь не проглотила.
Почему не проглотила?
Угощения хватило.
/В. Берестов/
8. На рисунках «Елка» и «Елка в «Детском мире» ребенок должен показать сначала игрушки, в названиях которых есть звук ш, затем ж.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.