Работа со звуками Т, Д, Н
Покажите ребенку рисунок «Карусель».
Предложите ему назвать животных, средства передвижения, изображенные на рисунке, затем ответить на вопросы, кто на чем едет. Проследите, чтобы малыш четко произносил звуки т, д, н и соответствующие им мягкие звуки.
Расскажите ребенку текст «Помоги одеться Тане», по ходу рассказа задавайте вопросы.
ПОМОГИ ОДЕТЬСЯ ТАНЕ
Для инсценировки нужны: кукла, кроватка и одежда для куклы: носки, тапочки, платье, ботинки, кофта, колготки, платочек, шапка, пальто (при проведении занятия в условиях семьи используется одежда ребенка или картинки, на одной из которых изображена девочка, одетая в платье, на другой — в пальто, ботинки и шапку).
Утром мама разбудила Таню (кукла лежит в кроватке, взрослый будит) и сказала ей: «Пока я буду готовить завтрак, ты оденься сама». Встала Таня и не знает, что ей надевать. (На стульчике лежат носки, платье, на полу — тапочки.) Решила она надеть сначала тапочки, а потом носочки.
Что она решила надеть сначала?
Разве сначала тапочки надевают, а потом носочки?
Что сначала надевают?
Надела она носочки, затем тапочки.
(Взрослый одевает куклу.)
А теперь надо надеть... Что?
(Взрослый показывает на платье. Ребенок называет. Взрослый надевает кукле платье.) После завтрака мама говорит Тане: «Сейчас мы с тобой пойдем гулять, но на улице очень холодно, ты оденься потеплее. (Ставит ботинки, вешает колготки, кофту, пальто, платок, кладет шапку.) Сняла Таня тапочки, носочки (взрослый снимает обувь) и стала надевать...
Что стала она надевать? (Взрослый надевает колготки, ботинки, кофту, платок, шапку, пальто. Ребенок перечисляет все эти предметы.)
После прогулки пришла Таня домой и стала раздеваться: сняла... Что? (Ребенок называет: «Пальто, шапку, платок, кофту, ботинки, колготки». Взрослый раздевает куклу.) И надела... Что? («Носки, тапочки»,— говорит ребенок. Взрослый надевает.) Как можно назвать колготки, кофту, пальто одним словом? Правильно: одежда. (Взрослый предлагает повторить это слово.) Разделась Таня, села на диван... Куда Таня села? Взяла книгу и стала рассматривать картинки. Что стала делать Таня?
Для выработки четкого произношения слов можно предложить ребенку назвать постельные принадлежности: одеяло, подушку, простыню, пододеяльник, наволочку. При этом важно проследить, чтобы малыш четко произносил в словах звуки т, д, н (ть, дь, нь), отчетливо называл слова.
Ребенок упражняется в четком произнесении чистоговорок.
Та-та-та, та-та-та — хвост пушистый у кота.
Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду.
Но-но-но, но-но-но — в нашей комнате темно.
Собака Том сторожит дом.
Дарья дарит Дине дыни.
Няня нянчит Надю с Ниной.
Предложите ребенку отгадать загадки, выучить некоторые из них.
Все время стучит, деревья долбит, но их не калечит, а только лечит. (Дятел.)
Мягкое, белое, лежало одеяло, солнце напекло — одеяло потекло. (Снег.)
Люди ждут меня, зовут, а приду к ним -прочь бегут. (Дождь.)
Что летом вырастает, а осенью опадает? (Листья.)
Выучите с ребенком стихотворения.
- T -
КОТИК И КОЗЛИК
Там котик усатый По садику бродит,
А козлик рогатый
За котиком ходит.
(В. Жуковский)
- Д -
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
(С. Маршак.)
Аи ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Сидит ворон на дубу.
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Н
СТАРЫЙ СЛОН
Спит спокойно
Старый слон.
Стоя спать
Умеет он.
(С. Маршак)
СОННЫЙ СЛОН
Динь-дон! Динь-дон!
В переулке ходит слон.
Старый, серый, сонный слон.
Динь-дон! Динь-дон!
Стало в комнате темно:
Заслоняет слон окно.
Или это снится сон?
Динь-дон! Динь-дон!
(И. Токмакова)
Звуки К, Г, X, Й
Покажите ребенку картинку «На лесной опушке», назовите изображенных на ней животных и предметы. Предложите малышу четко повторить слова: курица, утка, гусь, бегемот, петух, ежик, краски, карандаши и др. Затем расскажите содержание картинки и попросите ответить на вопросы:
- Какие животные живут на лесной опушке?
- Что делает крокодил Гена?
- Что принес бегемот?
- Что делает Чебурашка?
- Что делает петух?
- Что делает ежик?
- Кого ежик рисует?
- Для кого крокодил Гена готовит обед? И т. д.
Проследите, чтобы ребенок четко и правильно произносил в словах звуки.
В процессе чтения текста «Кто бы это мог быть?» предложите ребенку четко произносить звукосочетания, отчетливо произносить слова.
КТО БЫ ЭТО МОГ БЫТЬ?
Летом Галя отдыхала у бабушки в деревне. Около дома, где она жила, стояли три маленьких домика. Гале не разрешали ходить туда. Но ей очень хотелось узнать, кто в них живет. И вот, когда бабушки не было дома, Галя подошла к одному из домиков и тихо-тихо постучала. (Взрослый тихо произносит: «Тук-тук-тук».)
Как Галя постучала? (Ребенок также тихо повторяет эти звукосочетания.) И вдруг слышит Галя, как кто-то за дверью: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, кудах-тах-тах!» — «Ой!» — испугалась Галя. Кто бы это мог быть? (Взрослый обращается к ребенку и спрашивает: «Кто бы так мог ответить Гале: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, кудах-тах-тах!»? Если ребенок молчит, взрослый говорит: «Это курица»,— предлагает малышу повторить слово, произнося четко звуки.) Потом подошла Галя ко второму домику и тоже постучала в дверь, но уже погромче: «Тук-тук-тук». (Произносится в умеренной громкости.) Как постучала девочка? (Проследите, чтобы ребенок повторил звукосочетание в обычной громкости.) А в ответ ей кто-то громко закричал: «Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку-у!» Девочка сразу догадалась, кто здесь живет. (Ребенок повторяет за взрослым слово кукареку, произнося его громко; если ребенок скажет «петушок», можно предложить ему сказать «петух», выделив голосом звук x.) Потом Галя подошла к третьему домику и постучала в дверь. Но ей никто не ответил. Тогда она постучала посильней. (Надо произнести «тук-тук-тук» громче прежнего.) Как постучала Галя? (Ребенок должен громко произнести данное звукосочетание.) И вдруг слышит за дверью чей-то голос: «Га-га-га, га-га-га». Кто бы это мог быть? (После того как малыш назовет, предложите ему повторить звукоподражание, показать и назвать птицу, изображенную на рисунке.)
Предложите ребенку повторить чистоговорки.
Ко-ко-ко — кошка любит молоко.
Га-га-га — у козы рога.
Ха-ха-ха — не поймать нам петуха!
Ой-ой-ой — зайке холодно зимой.
На горе гогочут гуси.
Хомячку на ухо села муха.
Предложите ребенку отгадать загадки и выучить некоторые из них.
Кто мяучит: «Мяу-мяу»? (Кошка.)
Идет, идет, бородой трясет, травки просит: «Ме-ме-ме, дай-ка вкусной мне-еее». (Козел.)
Зелены мы, как трава, наша песенка: «Ква-ква». (Лягушки.)
На заборе сидит, громко-громко кричит: «Ку-ка-ре-ку!» (Петух.)
Выучите с ребенком стихотворения, считалку.
- K -
Куда-куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло!
(В. Берестов)
КУКУШКА
У леса на опушке,
Высоко на суку,
С утра поет кукушка:
«Ку-ку! Ку-ку!»
Внизу бежит речонка
По желтому песку,
Поет кукушка звонко:
«Ку-ку! Ку-ку!»
(М. Клокова)
КОНИ
Кони скачут по полям.
Ох и весело коням!
(Пересказала А. Ахундова)
- X -
МЧИТСЯ ПОЕЗД
Чух, чух,
Чух, чух,
Мчится поезд
Во весь дух.
(Э. Мошковская)
ШЕЛ ПО БЕРЕГУ ПЕТУХ
Шел по берегу петух,
Поскользнулся,
В речку — бух!
Будет знать петух,
Что впредь
Надо Под ноги
Смотреть!
(М. Пляцковский)
- Г -
ФЛАЖОК
Горит на солнышке Флажок,
Как будто я Огонь зажег.
(А. Барто)
ЦЫПЛЯТА
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки —
Желтые цыплятки.
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зернышки ищите!»
(Т. Волгина)
- Й -
МАЙ
Леса, поля зеленые,
Цветет родимый край!
Мы с алыми знаменами
Встречаем Первомай!
(И. Даренский)
ЛЕЙКА
У меня есть лейка.
Ой, какая лейка!
Видели вы лейку Новую мою?
Как луна сияет...
Если будет сухо,
Я ее наполню
И цветы полью.
(Л. Деляну)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.