Работа со звуками Т, Д, Н

  • docx
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Работа со звуками Т. Д. Н..docx

Работа со звуками Т, Д, Н

 

Покажите ребенку рисунок «Карусель».

 

 

 

Предложите ему назвать животных, средства передвижения, изображенные на рисунке, затем ответить на вопросы, кто на чем едет. Проследите, чтобы малыш четко произносил звуки т, д, н и соответствующие им мягкие звуки.

 

Расскажите ребенку текст «Помоги одеться Тане», по ходу рассказа задавайте вопросы.

 

ПОМОГИ ОДЕТЬСЯ ТАНЕ

 

 

Для инсценировки нужны: кукла, кроватка и одежда для куклы: носки, тапочки, платье, ботинки, кофта, колготки, платочек, шапка, пальто (при проведении занятия в условиях семьи используется одежда ребенка или картинки, на одной из которых изображена девочка, одетая в платье, на другой — в пальто, ботинки и шапку).

 

 

 

 

Утром мама разбудила Таню (кукла лежит в кроватке, взрослый будит) и сказала ей: «Пока я буду готовить завтрак, ты оденься сама». Встала Таня и не знает, что ей надевать. (На стульчике лежат носки, платье, на полу — тапочки.) Решила она надеть сначала тапочки, а потом носочки.

 

Что она решила надеть сначала?

Разве сначала тапочки надевают, а потом носочки?

Что сначала надевают?

Надела она носочки, затем тапочки.

 

(Взрослый одевает куклу.)

 

А теперь надо надеть... Что?

 

(Взрослый показывает на платье. Ребенок называет. Взрослый надевает кукле платье.) После завтрака мама говорит Тане: «Сейчас мы с тобой пойдем гулять, но на улице очень холодно, ты оденься потеплее. (Ставит ботинки, вешает колготки, кофту, пальто, платок, кладет шапку.) Сняла Таня тапочки, носочки (взрослый снимает обувь) и стала надевать...

 

Что стала она надевать? (Взрослый надевает колготки, ботинки, кофту, платок, шапку, пальто. Ребенок перечисляет все эти предметы.)

 

После прогулки пришла Таня домой и стала раздеваться: сняла... Что? (Ребенок называет: «Пальто, шапку, платок, кофту, ботинки, колготки». Взрослый раздевает куклу.) И надела... Что? («Носки, тапочки»,— говорит ребенок. Взрослый надевает.) Как можно назвать колготки, кофту, пальто одним словом? Правильно: одежда. (Взрослый предлагает повторить это слово.) Разделась Таня, села на диван... Куда Таня села? Взяла книгу и стала рассматривать картинки. Что стала делать Таня?

 

Для выработки четкого произношения слов можно предложить ребенку назвать постельные принадлежности: одеяло, подушку, простыню, пододеяльник, наволочку. При этом важно проследить, чтобы малыш четко произносил в словах звуки т, д, н (ть, дь, нь), отчетливо называл слова.

 

Ребенок упражняется в четком произнесении чистоговорок.

 

Та-та-та, та-та-та — хвост пушистый у кота.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду.

Но-но-но, но-но-но — в нашей комнате темно.

Собака Том сторожит дом.

Дарья дарит Дине дыни.

Няня нянчит Надю с Ниной.

 

Предложите ребенку отгадать загадки, выучить некоторые из них.

 

Все время стучит, деревья долбит, но их не калечит, а только лечит. (Дятел.)

Мягкое, белое, лежало одеяло, солнце напекло — одеяло потекло. (Снег.)

Люди ждут меня, зовут, а приду к ним -прочь бегут. (Дождь.)

Что летом вырастает, а осенью опадает? (Листья.)

 

Выучите с ребенком стихотворения.

- T -

КОТИК И КОЗЛИК

 

Там котик усатый По садику бродит,

А козлик рогатый

За котиком ходит.

(В. Жуковский)

- Д -

 

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.

(С. Маршак.)

 

Аи ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Сидит ворон на дубу.

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Н

 

СТАРЫЙ СЛОН

 

Спит спокойно

Старый слон.

Стоя спать

Умеет он.

(С. Маршак)

 

СОННЫЙ СЛОН

 

Динь-дон! Динь-дон!

В переулке ходит слон.

Старый, серый, сонный слон.

Динь-дон! Динь-дон!

 

Стало в комнате темно:

Заслоняет слон окно.

Или это снится сон?

Динь-дон! Динь-дон!

(И. Токмакова)

Звуки К, Г, X, Й

 

Покажите ребенку картинку «На лесной опушке», назовите изображенных на ней животных и предметы. Предложите малышу четко повторить слова: курица, утка, гусь, бегемот, петух, ежик, краски, карандаши и др. Затем расскажите содержание картинки и попросите ответить на вопросы:

 

 

- Какие животные живут на лесной опушке?

- Что делает крокодил Гена?

- Что принес бегемот?

- Что делает Чебурашка?

- Что делает петух?

- Что делает ежик?

- Кого ежик рисует?

- Для кого крокодил Гена готовит обед? И т. д.

 

Проследите, чтобы ребенок четко и правильно произносил в словах звуки.

 

В процессе чтения текста «Кто бы это мог быть?» предложите ребенку четко произносить звукосочетания, отчетливо произносить слова.

 

КТО БЫ ЭТО МОГ БЫТЬ?

 

Летом Галя отдыхала у бабушки в деревне. Около дома, где она жила, стояли три маленьких домика. Гале не разрешали ходить туда. Но ей очень хотелось узнать, кто в них живет. И вот, когда бабушки не было дома, Галя подошла к одному из домиков и тихо-тихо постучала. (Взрослый тихо произносит: «Тук-тук-тук».)

 

 

 

 

Как Галя постучала? (Ребенок также тихо повторяет эти звукосочетания.) И вдруг слышит Галя, как кто-то за дверью: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, кудах-тах-тах!» — «Ой!» — испугалась Галя. Кто бы это мог быть? (Взрослый обращается к ребенку и спрашивает: «Кто бы так мог ответить Гале: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, кудах-тах-тах!»? Если ребенок молчит, взрослый говорит: «Это курица»,— предлагает малышу повторить слово, произнося четко звуки.) Потом подошла Галя ко второму домику и тоже постучала в дверь, но уже погромче: «Тук-тук-тук». (Произносится в умеренной громкости.) Как постучала девочка? (Проследите, чтобы ребенок повторил звукосочетание в обычной громкости.) А в ответ ей кто-то громко закричал: «Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку-у!» Девочка сразу догадалась, кто здесь живет. (Ребенок повторяет за взрослым слово кукареку, произнося его громко; если ребенок скажет «петушок», можно предложить ему сказать «петух», выделив голосом звук x.) Потом Галя подошла к третьему домику и постучала в дверь. Но ей никто не ответил. Тогда она постучала посильней. (Надо произнести «тук-тук-тук» громче прежнего.) Как постучала Галя? (Ребенок должен громко произнести данное звукосочетание.) И вдруг слышит за дверью чей-то голос: «Га-га-га, га-га-га». Кто бы это мог быть? (После того как малыш назовет, предложите ему повторить звукоподражание, показать и назвать птицу, изображенную на рисунке.)

 

Предложите ребенку повторить чистоговорки.

 

Ко-ко-ко — кошка любит молоко.

Га-га-га — у козы рога.

Ха-ха-ха — не поймать нам петуха!

Ой-ой-ой — зайке холодно зимой.

На горе гогочут гуси.

Хомячку на ухо села муха.

 

Предложите ребенку отгадать загадки и выучить некоторые из них.

 

Кто мяучит: «Мяу-мяу»? (Кошка.)

Идет, идет, бородой трясет, травки просит: «Ме-ме-ме, дай-ка вкусной мне-еее». (Козел.)

Зелены мы, как трава, наша песенка: «Ква-ква». (Лягушки.)

На заборе сидит, громко-громко кричит: «Ку-ка-ре-ку!» (Петух.)

 

Выучите с ребенком стихотворения, считалку.

- K -

Куда-куда? Куд-куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло!

(В. Берестов)

 

КУКУШКА

 

У леса на опушке,

Высоко на суку,

С утра поет кукушка:

«Ку-ку! Ку-ку!»

Внизу бежит речонка

По желтому песку,

Поет кукушка звонко:

«Ку-ку! Ку-ку!»

(М. Клокова)

 

КОНИ

 

Кони скачут по полям.

Ох и весело коням!

(Пересказала А. Ахундова)

- X -

МЧИТСЯ ПОЕЗД

 

Чух, чух,

Чух, чух,

Мчится поезд

Во весь дух.

(Э. Мошковская)

 

ШЕЛ ПО БЕРЕГУ ПЕТУХ

 

Шел по берегу петух,

Поскользнулся,

В речку — бух!

Будет знать петух,

Что впредь

Надо Под ноги

Смотреть!

(М. Пляцковский)

 

- Г -

ФЛАЖОК

 

Горит на солнышке Флажок,

Как будто я Огонь зажег.

(А. Барто)

 

ЦЫПЛЯТА

 

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки —

Желтые цыплятки.

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Не ходите далеко.

Лапками гребите,

Зернышки ищите!»

(Т. Волгина)

- Й -

МАЙ

 

Леса, поля зеленые,

Цветет родимый край!

Мы с алыми знаменами

Встречаем Первомай!

(И. Даренский)

 

ЛЕЙКА

 

У меня есть лейка.

Ой, какая лейка!

Видели вы лейку Новую мою?

Как луна сияет...

Если будет сухо,

Я ее наполню

И цветы полью.

(Л. Деляну)


 

Посмотрите также