Работа со звуком Ч -

  • docx
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Работа со звуком Ч.docx

Работа со звуком Ч -

 

На рисунках «Елка» и «Елка в «Детском мире» покажите ребенку те игрушки и предметы, в названии которых есть звук ч: часы, черепаха, колокольчик, бабочка, лампочка и др. Предложите назвать их так, чтобы ясно слышался звук ч: чччасы, чччерепаха, колокольчччик, бабочччка.

 

2. Ребенок должен закончить фразы, т. е. правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу.

 

Не придется старику

В тишине попить ... (чайку).

А. Барто

 

Что случилось?

Что за крик?

— Это тонет ... (ученик)!

Он упал с обрыва в реку —

Помогите ... (человеку)!

С. Михалков

 

Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и ... (девочки).

К. Чуковский

 

Я но бегаю к врачу —

Я сама его ... (лечу).

 

Сверху солнышко печет,

А внизу река ... (течет).

С. Михалков

 

А горы все выше, а горы все круче,

А горы уходят под самые ... (тучи)!

 

3. Прочитайте ребенку рассказы.

 

У КОГО КАКАЯ ПОСУДА?

 

 

 

В выходной день Галя всегда помогает маме накрыть стол к обеду. Она приносит с кухни тарелки, ложки, вилки, блюдца и чашки и все это ставит в большой комнате на стол. У Гали есть любимая кукла. Куклу зовут Катя. У куклы Кати есть свои столик и стульчик и своя посуда, но не такая большая, как у Гали а маленькая. Обычно Галя ставит себе тарелку и кукле, но только кукле - маленькую ... Что? Тарелочку. (Договаривает взрослый, если ребенок молчит.) Галя кладет ложку и вилку себе и Кате ... Что? («Ложечку и вилочку».) Галя ставит блюдце и чашку себе и Кате ... Что? («Блюдечко и чашечку».) После обеда Галя сажает куклу на маленький ... Что? («Стульчик».) И кормит свою куклу.

 

Обратите внимание на то, чтобы ребенок правильно с помощью суффиксов образовывал слова, правильно и четко произносил звук ч.

 

Прочитайте текст «Кто больше назовет слов» и предложите ребенку самому подобрать слова со звуком ч.

 

КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ СЛОВ

 

Танечке четыре с половиной года. У нее есть брат Витя, который старше ее на два года. Витя скоро пойдет в школу. Когда к Вите приходят друзья, они всегда играют в разные интересные игры, а Танечку играть не принимают. Они говорят, что она еще маленькая. Сегодня к Вите пришел Петя и предложил игру «Кто больше назовет слов». Ребята по очереди называли предметы, в названии которых был звук ч.

 

«Чайник»,— сказал Витя. «Тачка»,— сказал Петя. «Сачок»,— сказал Витя. «Ключ»,— назвал Петя. Так они назвали много слов, в которых был звук ч. Танечка подумала и тоже стала называть слова: «Качели, бочка». «А ты знаешь предметы, в названии которых есть ч?» — спрашивает взрослый у ребенка. Малыш называет, взрослый повторяет слово, выделяя голосом звук ч: чччашка, очччки, ночччь. И т. д.

 

4. Предложите ребенку вполголоса и шепотом четко произнести чистоговорки.

 

Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.

Чу-чу-чу — врач идет к грачу.

Шубка овечки греет лучше печки.

У четырех черепах по четыре черепашонка.

 

5. Выучите с ребенком загадки, отмеченные звездочкой. Следите за тем, чтобы ребенок четко поизносил звук ч.

 

Что всегда идет, а с места не сойдет? (Часы.)

Что видно только ночью? (Звезды.) *

От дома начинается, у дома и кончается. (Дорога.)*

Упадет — не плачет; ножек нет, а скачет. (Мячик.) *

Пыль увижу — заверчу, заверчу и проглочу. (Пылесос.) *

 

В лесу у пня суетня, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи.)*

 

Что за чудо? Вот так чудо: сверху блюдо, снизу блюдо, ходит чудо по дороге, голова торчит да ноги. (Черепаха.) *

 

Что такое Перед нами:

Две оглобли За ушами,

На глазах

По колесу

И седелка

На носу?

(очки) /С. Маршак/

 

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез.

(Туча)

/Л. Улъяницкая/

 

6. Ниже даются стихотворения, которые можно использовать для упражнения ребенка в четком произнесении звука ч.

 

С целью закрепления произношения этого звука можно выучить два-три стихотворения (по желанию).

 

БЫЧОК

 

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

А. Барто

 

ЕЖ Гонит осень в небе тучки,

Пляшут листья во дворе.

Гриб, надетый на колючки,

Тащит еж к своей норе.

Е. Александрова

 

БЫЧОК

 

Принесли мы

Для бычка

Полведерка

Молочка.

Но бычок

Сказал нам:

— Му-у-у!

Молочко мне

Ни к чему:

Я уже

Большой бычок.

Дайте мне

Травы пучок!

А. Береснев

 

СТИРКА

 

Стала Маша подрастать.

Надо дочку воспитать.

Есть у Маши дочка -

Ей скоро полгодочка.

А. Барто

 

Я один у мамы сын,

Нет у мамы дочки.

Как же маме не помочь?

Постирать платочки?

Мыло пенится в корыте -

Я стираю, посмотрите!

А. Усанова

 

ЕЖИК

 

Дождик вылился из тучки,

Вымыл ежику колючки,

Еж доволен: сыт, умыт,

На кроватке сладко спит.

Г. Лагздынь

 

ПЕСОЧНАЯ СТРАНА

 

Течет в стране песочной

Песочная река,

Построен дом высотный

Из желтого песка.

А справа возле речки,

Где круче бережок,

Пекут в песочной печке

Песочный пирожок.

Н. Дилакторская

 

7. Прочтите ребенку рассказ.

 

НА ДАЧЕ

 

 

 

Летом Вова и Надя жили на даче. Утром они пили чай с булочками и печеньем, а потом бежали на речку. На речке Вова ловил удочкой рыбу, а Надя качалась на качелях или играла с мячом. Вечером Вова читал Наде сказку «Курочка Ряба».

 

После чтения рассказа предложите примерно такие вопросы:

 

- Где жили летом Вова и Надя?

- Что они делали утром?

- Куда они бежали?

- Чем Вова ловил рыбу?

- Что делала Надя?

- Что читал Вова вечером сестре Наде?

 

Следите за тем, чтобы ребенок правильно произносил слова и звуки.

 

8. Предложите ребенку рассмотреть картинку «На детской площадке», рассказать, что на ней нарисовано, показать предметы и животных, в названии которых встречается звук ч.