Работа со звуком Ч -
На рисунках «Елка» и «Елка в «Детском мире» покажите ребенку те игрушки и предметы, в названии которых есть звук ч: часы, черепаха, колокольчик, бабочка, лампочка и др. Предложите назвать их так, чтобы ясно слышался звук ч: чччасы, чччерепаха, колокольчччик, бабочччка.
2. Ребенок должен закончить фразы, т. е. правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу.
Не придется старику
В тишине попить ... (чайку).
А. Барто
Что случилось?
Что за крик?
— Это тонет ... (ученик)!
Он упал с обрыва в реку —
Помогите ... (человеку)!
С. Михалков
Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и ... (девочки).
К. Чуковский
Я но бегаю к врачу —
Я сама его ... (лечу).
Сверху солнышко печет,
А внизу река ... (течет).
С. Михалков
А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые ... (тучи)!
3. Прочитайте ребенку рассказы.
У КОГО КАКАЯ ПОСУДА?
В выходной день Галя всегда помогает маме накрыть стол к обеду. Она приносит с кухни тарелки, ложки, вилки, блюдца и чашки и все это ставит в большой комнате на стол. У Гали есть любимая кукла. Куклу зовут Катя. У куклы Кати есть свои столик и стульчик и своя посуда, но не такая большая, как у Гали а маленькая. Обычно Галя ставит себе тарелку и кукле, но только кукле - маленькую ... Что? Тарелочку. (Договаривает взрослый, если ребенок молчит.) Галя кладет ложку и вилку себе и Кате ... Что? («Ложечку и вилочку».) Галя ставит блюдце и чашку себе и Кате ... Что? («Блюдечко и чашечку».) После обеда Галя сажает куклу на маленький ... Что? («Стульчик».) И кормит свою куклу.
Обратите внимание на то, чтобы ребенок правильно с помощью суффиксов образовывал слова, правильно и четко произносил звук ч.
Прочитайте текст «Кто больше назовет слов» и предложите ребенку самому подобрать слова со звуком ч.
КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ СЛОВ
Танечке четыре с половиной года. У нее есть брат Витя, который старше ее на два года. Витя скоро пойдет в школу. Когда к Вите приходят друзья, они всегда играют в разные интересные игры, а Танечку играть не принимают. Они говорят, что она еще маленькая. Сегодня к Вите пришел Петя и предложил игру «Кто больше назовет слов». Ребята по очереди называли предметы, в названии которых был звук ч.
«Чайник»,— сказал Витя. «Тачка»,— сказал Петя. «Сачок»,— сказал Витя. «Ключ»,— назвал Петя. Так они назвали много слов, в которых был звук ч. Танечка подумала и тоже стала называть слова: «Качели, бочка». «А ты знаешь предметы, в названии которых есть ч?» — спрашивает взрослый у ребенка. Малыш называет, взрослый повторяет слово, выделяя голосом звук ч: чччашка, очччки, ночччь. И т. д.
4. Предложите ребенку вполголоса и шепотом четко произнести чистоговорки.
Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.
Чу-чу-чу — врач идет к грачу.
Шубка овечки греет лучше печки.
У четырех черепах по четыре черепашонка.
5. Выучите с ребенком загадки, отмеченные звездочкой. Следите за тем, чтобы ребенок четко поизносил звук ч.
Что всегда идет, а с места не сойдет? (Часы.)
Что видно только ночью? (Звезды.) *
От дома начинается, у дома и кончается. (Дорога.)*
Упадет — не плачет; ножек нет, а скачет. (Мячик.) *
Пыль увижу — заверчу, заверчу и проглочу. (Пылесос.) *
В лесу у пня суетня, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи.)*
Что за чудо? Вот так чудо: сверху блюдо, снизу блюдо, ходит чудо по дороге, голова торчит да ноги. (Черепаха.) *
Что такое Перед нами:
Две оглобли За ушами,
На глазах
По колесу
И седелка
На носу?
(очки) /С. Маршак/
Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез.
(Туча)
/Л. Улъяницкая/
6. Ниже даются стихотворения, которые можно использовать для упражнения ребенка в четком произнесении звука ч.
С целью закрепления произношения этого звука можно выучить два-три стихотворения (по желанию).
БЫЧОК
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
А. Барто
ЕЖ Гонит осень в небе тучки,
Пляшут листья во дворе.
Гриб, надетый на колючки,
Тащит еж к своей норе.
Е. Александрова
БЫЧОК
Принесли мы
Для бычка
Полведерка
Молочка.
Но бычок
Сказал нам:
— Му-у-у!
Молочко мне
Ни к чему:
Я уже
Большой бычок.
Дайте мне
Травы пучок!
А. Береснев
СТИРКА
Стала Маша подрастать.
Надо дочку воспитать.
Есть у Маши дочка -
Ей скоро полгодочка.
А. Барто
Я один у мамы сын,
Нет у мамы дочки.
Как же маме не помочь?
Постирать платочки?
Мыло пенится в корыте -
Я стираю, посмотрите!
А. Усанова
ЕЖИК
Дождик вылился из тучки,
Вымыл ежику колючки,
Еж доволен: сыт, умыт,
На кроватке сладко спит.
Г. Лагздынь
ПЕСОЧНАЯ СТРАНА
Течет в стране песочной
Песочная река,
Построен дом высотный
Из желтого песка.
А справа возле речки,
Где круче бережок,
Пекут в песочной печке
Песочный пирожок.
Н. Дилакторская
7. Прочтите ребенку рассказ.
НА ДАЧЕ
Летом Вова и Надя жили на даче. Утром они пили чай с булочками и печеньем, а потом бежали на речку. На речке Вова ловил удочкой рыбу, а Надя качалась на качелях или играла с мячом. Вечером Вова читал Наде сказку «Курочка Ряба».
После чтения рассказа предложите примерно такие вопросы:
- Где жили летом Вова и Надя?
- Что они делали утром?
- Куда они бежали?
- Чем Вова ловил рыбу?
- Что делала Надя?
- Что читал Вова вечером сестре Наде?
Следите за тем, чтобы ребенок правильно произносил слова и звуки.
8. Предложите ребенку рассмотреть картинку «На детской площадке», рассказать, что на ней нарисовано, показать предметы и животных, в названии которых встречается звук ч.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.