Работа со звуком Л (ЛЬ) -

  • docx
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Работа со звуком Л.docx

 Работа со звуком Л (ЛЬ) -

 

1. Покажите ребенку на картинке «В комнате» те игрушки и предметы, в названии которых есть звук л (ль): корабль, лодку, стол, телевизор.

 

Ребенок должен произносить слова так, чтобы ясно слышался этот звук: телллефон, самолллет, столлл, лллампа.

 

 

 

 

2. Читая ребенку двустишия, попросите его закончить фразы, т. е. правильно подобрать слова, близкие по звучанию и смыслу.

 

Не послушал Зайка папу —

Отдавили Зайке ... (лапу).

/В. Лебедев-Кумач/

 

Дети в скверике сидели

И мороженое ... (ели).

/И. Курлат/

 

А возле этой елки

Бродили злые ... (волки).

/А. Барто/

 

Елочка, елка,

Колкая ... (иголка).

/М. Ивенсен/

 

Стала петь мышонку утка:

Га-га-га, усни, ... (малютка)!

/С. Маршак/

 

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая ... (лисица).

/В, Голяховский/

 

Стала жаба важно квакать:

- Ква-ква-ква, не надо ... (плакать)!

/С. Маршак/

 

- Заг, давай играть в футбол!

Забивай скорее ... (гол)!

/С. Сабашников/

 

Вдруг небо тучей затянуло,

Из тучи молния ... (сверкнула).

/Л. Песков/

 

Я не бегаю к врачу -

Я сама его ... (лечу).

/С. Михалков/

 

Мы не ели, мы не пили,

Бабу снежную ... (лепили).

/А. Барто/

 

Не будильник,

А звонит,

Не приемник -

Говорит.

Угадайте,

Кто же он?

Ну конечно ... (телефон).

/В. Дюев/

 

3. Прочитайте текст «Кто что делал» и предложите ребенку сказать, что делала девочка.

 

 

 

КТО ЧТО ДЕЛАЛ

 

Утром мама ушла на работу и предупредила Лешу и Лену, чтобы они не баловались и слушались бабушку. Вечером, когда мама вернулась с работы, она спросила детей, чем они занимались целый день. Леша говорит: «Я играл» (выделите голосом звук л).— «А ты что делала?» —спросила мама Лену. «И я играла»,— ответила девочка (выделите голосом последний слог). «Значит, Лена делала то же самое, что и Леша»,— сказала мама. Потом Леша говорит: «Еще я рисовал».— «А что делала Лена? Тоже рисовала?» (Если ребенок молчит, взрослый еще раз обращает внимание на то, что Лена делала то же самое, что и Леша, и добивается правильного ответа.) «Потом я помыл руки и сел есть»,— говорит Леша. «А что сделала Лена?» — «Помыла руки и села есть»,— отвечает ребенок. «После того как я поел, я постелил кровать и лег спать»,— сказал Леша. «А что сделала Лена?» «Когда я проснулся, я пошел с бабушкой гулять».— «А что сделала Лена?» — «Она проснулась и тоже пошла с бабушкой гулять»,— говорит ребенок. Читая рассказ, обратите внимание на правильное употребление глаголов в прошедшем времени, на четкое призношение звука л.

 

4. Прочитайте текст «В зоопарке» и предложите ребенку указать животных, в названии которых есть звук л (ль).

 

В ЗООПАРКЕ

 

Лида ходила с папой в зоопарк. Там они видели разных животных. Когда они пришли домой, Лена спросила у Лиды, какие животные ей очень понравились. Лида сказала: «А ты отгадай. Мне понравились такие звери, в названии которых есть звук л». Лена подумала, а потом сказала: «Я знаю, какие животные тебе понравились, в названии которых есть звук л: это ... ». Она хотела назвать, а потом передумала.

 

Взрослый обращается к ребенку и спрашивает: «А ты знаешь животных, в названии которых есть л? Вспомни, кого мы видели в зоопарке, Театре зверей, в цирке». Если ребенок затрудняется ответить, взрослый помогает — называет по два животных, у одного из них есть л (ль), у другого этого звука нет: лошадь и жираф, слон и тигр, осел и коза, крокодил и змея, козел и черепаха, лев и обезьяна и т. д.— и предлагает ребенку назвать слова, в которых есть звук л (ль).

 

Надо следить, чтобы ребенок при назывании животных выделял звук л (крокодиллл и т. п.).

 

5. Ребенок должен произнести чистоговорки с различной громкостью (тихо, вполголоса, громко).

 

Лу-лу-лу — наточил Толя пилу.

Ли-ли-ли — суп соленый — не соли!

Дед Данила делил дыню.

Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

 

6. Выучите с ребенком загадки, отмеченные звездочкой, предложите определить, есть ли в слове-отгадке звук л (ль).

 

Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка.) *

Раскаленная стрела дуб свалила у села. (М о л н и я.)

Вырос в поле злой и колкий, во все стороны иголки (Репейник.)

Вился, вился белый рой. Сел на землю, стал горой. (Снег.) *

Разошлись все мальчики в темные чуланчики, каждый мальчик — в свой чуланчик. (Перчатки.)

 

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал.

Кто это? (Белка.) *

/д Станчев/

 

ДЕРЕВЯННЫЕ КОНИ

 

Деревянных два коня

Вихрем мчат с горы меня.

У коней обычай свой:

Летом спят, бегут зимой. (Лыжи.)

/В. Кремнев/

 

7. Прочитайте ребенку стихотворения, выучите их с ним (по желанию). Читая стихотворение, ребенок должен четко произносить звук л (ль).

 

ВОЛКИ

 

Вышли волки на охоту.

Бродят стаей по болоту.

Между прочим, говорят,

Волки ягоды едят.

Е. Александрова

 

ТЮЛЕНЬ

 

Спит на льдине целый день

Толстый маленький тюлень.

У ленивого растяпы

Превратились в ласты лапы.

Е. Александрова

 

СЕРДИТЫЙ СНЕГ

 

Всю зиму

Белый снег

Белел,

А в марте

Взял и почернел.

М. Садовский

 

В руки взял гармошку.

Сам играет, сам поет.

Веселись, лесной народ!

И. Токмакова

 

Ветер бросил желтый лист

Прямо на дорожку.

Лис сегодня гармонист,

 

7. Прочтите ребенку рассказ.

 

МЫ ЛЕПИМ

 

Мама дала детям пластилин. Леша и Люся сели за маленький стол и стали лепить. Леша вылепил из пластелина слона, лису, волка и льва, а Люся - стол, четыре стула и маленькую полочку для телефона.

 

 

 

Предложите ответить на такие вопросы:

 

- Что мама дала детям?

- Куда сели Леша и Люся?

- Что они стали делать?

- Что вылепил Леша?

- Что вылепила Люся?

- Зачем Люся вылепила маленькую полочку?

 

Для закрепления звука, который должен освоить ребенок, можно предложить ему самому пересказать этот рассказ.