Работа со звуком Р (Рь) -
1. Покажите ребенку на рисунке «Овощи и фрукты» те предметы, в названии которых есть звук р (рь): редис, помидоры, огурцы, морковь и др. Предложите назвать их так, чтобы ясно слышался этот звук: ррредис, помидоррры, огурррцы, морррковь.
2. Ребенок должен закончить фразы, т. е. правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу.
Только жив ли петушок,
Золотой наш ... (гребешок).
Наша старшая сестра
Вяжет с самого ... (утра).
/А. Барто/
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я ... (комара).
/С. Маршак/
Весь мир прочитал сообщенье в газетах,
Что Белка и Стрелка летали в ... (ракетах).
/Л. Зубкова/
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало ... (жарко).
/С. Сабашников/
Мы с Тамарой ходим парой,
Санитары мы с ... (Тамарой).
/А. Барто/
Среди жирных голубей
Прыгал тощий ... (воробей).
/Н. Полякова/
Я сегодня утром рано
Умывался из-под ... (крана)!
/А. Кузнецова/
3. Прочитайте рассказы.
ВОРОНА
Летом Боря пошел с сестрой в лес за грибами. Собирая грибы, он вдруг услышал, как кто-то громко закричал: «Карр-карр!» Он поднял голову и увидел на дереве большую ворону. Она сидела на самой верхушки и громко кричала "Карр-карр-карр!" Как она кричала?
Проследите, чтобы ребенок четко произносил звук р.
ХВАСТЛИВЫЙ МЕДВЕЖОНОК
Жил в лесу медвежонок. Он очень любил хвастаться. Увидел у бельчонка гриб и говорит ему: «У тебя один гриб, а у меня дома много ...».- Чего? «Грибов»,- произносит ребенок. Встретил он зайчика, который нес домой морковку своим зайчатам. Он и ему говорит: «У тебя одна морковка, а у меня много ... » - Чего?
Взрослый просит повторить слово, добиваясь четкого произношения в нем звука р.
Для закрепления произношения звука р можно предложить ребенку ответить на вопросы:
У ежа одна ручка, а у медвежонка много ... Чего? (Ручек.);
у козленка один карандаш, а у медвежонка много ... Чего? (Карандашей.)
Так же можно называть и другие слова:
одно дерево, много ... Чего? (Деревьев.);
одна игрушка, много ... Чего? (Игрушек.);
один фонарь, много ... Чего? (Фонарей.)
Задавая вопросы, взрослый учит ребенка не только правильно образовывать существительные множественного числа в родительном падеже, но и четко произносить в словах звук р (рь).
ОТГАДАЙ, ЧТО КУПИЛИ
Рая с мамой ходила на рынок за овощами и фруктами. Когда они пришли домой, Рома спросил у Раи, что они купили на рынке. «А ты угадай,— ответила она.— Мы купили такие овощи и фрукты, в названии которых есть р. Что мы купили?» Рома обиделся: «А я знаю, что вы купили, но не скажу».
Ребенок, слушающий эту историю, должен отгадать, какие овощи и фрукты купили Рая и мама. Если он назовет слишком мало слов, можно спросить: «Картофель или капусту? (В каком слове есть р?) Лук или огурцы? Помидоры или кабачки? Арбуз или дыню? Яблоки или груши? Крыжовник или клюкву? Персики или бананы?» И т. д. Если ребенок ошибется, повторите слово протяжно, выделите в нем звук р голосом (каррртофель).
4. Ребенок должен произнести чистоговорки в разной громкости: шепотом, тихо, вполголоса, громко.
СОРОКА СОРОКЕ
Говорила
Сорока
Сороке:
- Я, как рыба,
Молчу
На уроке.
С. Носенко
НОРКА
Под кустом ореха
Норка.
Проживает в норке
Норка.
С. Носенко
У меня на кармашке
Маки и ромашки.
Л. Ульяницкая
5. Ребенок должен указать, есть ли отрабатываемый звук в словах-отгадках, четко произнести его. Загадки, отмеченные звездочкой, желательно выучить.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По полям кочует —
Коноплю ворует.
(Воробей.)
Клохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица.)
Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)
Как на нашей грядке
Выросли загадки —
Сочные да крупные,
Вот такие круглые,
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры.)
/Ю. Черных/
А на этой грядке
Горькие загадки,
Тридцать три одежки,
И все без застежки.
Кто их раздевает -
Слезы проливает.
(Лук.)
/Ю. Черных/
По деревьям -
Скок да скок —
Живой порхает Огонек.
(Белка.)
/В. Кремнев/
За пнем —
Бугорок,
А в нем —
Городок.
(М уравейник.) * /В. Мусатов/
6. Для закрепления четкого произношения звука р (рь) выучите с ребенком два-три стихотворения (по желанию).
ПЕТУШОК
Он кричит «кукареку!»
Солнцу, речке, ветерку.
И летит на всю округу:
«Добрый день!
Ку-ка-ре-ку!»
М. Садовский
ЕГОР И ЗАБОР
Во дворе стоит забор.
На забор полез Егор.
Куд-куда! — кричит петух.—
Разорвешь все перья в пух!
Г. Лагздынь
БАРСУЧАТА
Под березой на пригорке
Барсучата роют норки.
Им показывает мать,
Как они должны копать.
Е. Александрова
МУХОМОР
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый мухомор.
Е. Алексеев
КОРАБЛИК По реке плывет кораблик,
Он плывет издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки и коты!
Д. Хармс
БОБЕР
Посмотри-ка на бобра:
Без пилы, без топора
Валит он в лесу осину -
Строит в заводи плотину!
Зубы крепкие бобра
Поострее топора!
Н. Костарев
Помидоры
В огороде за забором
Поспевают помидоры
Держутся за колышки
Греются на солнышке
М. Смирнова
7. Прочтите ребенку рассказ, предложите ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать.
ПО ГРИБЫ
Рая и Рома пошли рано утром в лес за грибами. Рая взяла с собой корзину, а Рома ведро. Вскоре Рая набрала полную корзину прибов, а Рома лишь чуть-чуть на донышке. Рая отдала часть своих грибов Роме, и они пошли домой. Тогда Рома предложил Рае поднести ее корзину.
Прочитав ребенку этот рассказ, взрослый может спросить:
- Зачем рано утром пошли в лес Рая и Рома?
- Что взяла с собой Рая?
- Что взял Рома?
- Кому отдала Рая часть своих грибов?
- Как отблагодарил за это Рома Раю?
Надо следить, чтобы ребенок правильно произносил слова и звук р (ръ).
8. Предложите ребенку рассмотреть рисунки «Отгадай, что купили» и «По грибы» рассказать, что на них изображено, затем показать фрукты и овощи, в названии которых есть звук р (рь).
- Развитие слухового внимания -
Прочитайте отрывок из стихотворения К. И. Чуковского «Путаница». Предложите ребенку найти несоответствия в тексте («Что неправильно? »), назвать нужные звукоподражательные слова и четко произнести в них звуки.
ПУТАНИЦА
Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
А за ними и утята:
«Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!»
Свинки замяукали:
Мяу, мяу!
Взрослый. Разве свинки мяукают? Что делают свинки? Правильно, хрюкают. Как они хрюкают?
Ребенок. Хрю, хрю, хрю!
Взрослый. Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю! Могут кошечки хрюкать? Что они делают? Как они это делают?
Ребенок. Мяу, мяу, мяу!
Взрослый. Уточки заквакали: Ква, ква, ква! Кто квакает? А как кричат утки?
Ребенок. Квакают лягушки, уточка крякает: кря, кря, кря!
Так взрослый строит беседу с ребенком в процессе чтения стихотворения «Путаница». Стараясь заметить смысловые несоответствия, малыш внимательно вслушивается в текст, быстро указывает на смысловые неточности, воспроизводит нужные звукоподражательные слова, упражняясь таким образом в четком произнесении звуков.
- Развитие голосового аппарата -
Предложите ребенку прочитать стихотворения с различной громкостью и с использованием средств выразительности.
1. Стихотворение «Тише, жабы» надо читать тихо.
ТИШЕ, ЖАБЫ
Тише, жабы,
Ни гугу —
Ходит цапля
На лугу.
Чтобы не было беды,
Наберите в рот воды.
Перевод с украинского Р. Заславского
Мышонок встал на цыпочки,
Он роста невеликого,
Играет он на скрипочке,
Тихонечко пиликает.
И. Токмакова
2. Эту считалку можно произносить громко:
Ахи, ахи, ахи, ох,
Маша сеяла горох,
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!
3. Выучите с ребенком стихотворения и прочитайте их выразительно по ролям:
РАЗГОВОР С ВЕСНОЙ
Взрослый. Ну, весна, как дела?
Ребенок. У меня уборка.
Взрослый. Для чего тебе метла?
Ребенок. Снег мести с пригорка.
Взрослый. Для чего тебе ручьи?
Ребенок. Мусор смыть с дорожек!
Взрослый. Для чего тебе лучи?
Ребенок. Для уборки тоже.
Все промою, просушу —
Вас на праздник приглашу!
О. Высотская
КУРОЧКА-РЯБУШЕЧКА
Ребенок. Курочка-рябушечка, Куда ты пошла?
Взрослый. На речку.
РебенокКурочка-рябушечка, Зачем ты пошла?
Взрослый. За водичкой.
Ребенок. Курочка-рябушечка, Зачем тебе водичка?
Взрослый. Цыпляток поить,
Ребенок. Курочка-рябушечка,Как цыплятки просят пить?
Взрослый. Пи-пи-пи-пи-пи-пи!
(Народная потешка.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.