Работа со звуком Щ -
1. Покажите ребенку на рисунках «Елка» и «Елка в «Детском мире» лишь те игрушки, в названии которых есть звук щ: щенок, ящерица. Предложите назвать их так, чтобы ясно слышался звук щ: щщщенок, ящщщерица.
2. Прочитайте двустишия так, чтобы ребенок мог закончить фразы, т. е. правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу.
На дверях висел замок,
Взаперти сидел ... (щенок).
/С. Михалков/
Как у нашей дочки
Розовые ... (щечки).
/Е. Благинина/
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку ... (поищи)!
/С. Маршак/
Я сегодня сбилась с ног -
У меня пропал ... (щенок).
/С. Михалков/
3. Проводя игру «Отгадай, что там лежит», поупражняйте ребенка в четком произнесении отрабатываемого звука.
ОТГАДАЙ, ЧТО ТАМ ЛЕЖИТ
Для занятия нужно 6—8 предметов или игрушек. В названиях некоторых из них должен быть звук щ, например: щетка (зубная или для одежды), щипцы или клещи, игрушка, щенок, машинка, кукла, кубик, солдатик и др.
Взрослый называет предметы и просит ребенка повторить за ним. Затем кладет предметы и игрушки на стол и закрывает их скатертью или бумагой (положить все это можно в закрытую сумку или коробку). После этого предлагает ребенку, не заглядывая под скатерть, на ощупь определить, какой это предмет, и четко назвать его. Затем ребенок вынимает предмет (игрушку), убеждается в правильности выполненного задания, еще раз называет его и отмечает, есть ли в названии данного предмета звук щ.
Так ребенок вынимает поочередно все предметы (игрушки) и называет, в каких из них есть звук щ, а в каких этот звук отсутствует.
4. Ребенок повторяет за взрослым чистоговорки, произнося их четко и достаточно громко.
Ща-ща-ща — Коля ходит без плаща.
Щи-щи-щи — ищем мы щавель на щи.
Для ухи нужны лещи, а щавель на щи.
5. Предложите ребенку отгадать загадки и определить, есть ли в слове-отгадке звук щ. Загадку, отмеченную звездочкой, выучите наизусть.
Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука.)
В траве мелькает, хвостом виляет. Хвост оторвет — другой наживет. (Ящерица.)
Чудо-ящик—
В нем окно.
В том окошечке -
Кино. (Телевизор.) *
В. Кремнев
6. Выучите с ребенком стихотворения. Следите, чтобы он во время чтения четко произносил отрабатываемый звук.
Целый день поет щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошел,
А он боится кошки.
А Маша не боится
Ни кошки, ни щегла.
Щеглу дала напиться,
А кошку прогнала.
А. Барто
Один щенок был одинок,
Бродил он неприкаянно,
И наконец
Решил щенок:
Найду себе Хозяина!
А. Барто
7. Прочитайте ребенку рассказ.
КАТИН ЩЕНОК
Кате подарили щенка. Она принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из-под стола щетку и стал с ней играть.
Для упражнения в овладении звуком ребенку следует задать примерно такие вопросы:
- Кого подарили Кате?
- Куда посадила Катя щенка?
- Где уснул щенок?
- Что сделал щенок, когда проснулся?
Надо следить за тем, чтобы ребенок четко произносил звук щ.
8. Предложите ребенку рассмотреть картинку «Щенок» и рассказать, что на ней нарисовано. Можно дать ему задание найти предметы, в названии которых есть звук щ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.