Работа со звуком Щ -

  • docx
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Работа со звуком Щ.docx

Работа со звуком Щ -

 

1. Покажите ребенку на рисунках «Елка» и «Елка в «Детском мире» лишь те игрушки, в названии которых есть звук щ: щенок, ящерица. Предложите назвать их так, чтобы ясно слышался звук щ: щщщенок, ящщщерица.

 

2. Прочитайте двустишия так, чтобы ребенок мог закончить фразы, т. е. правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу.

 

На дверях висел замок,

Взаперти сидел ... (щенок).

/С. Михалков/

 

Как у нашей дочки

Розовые ... (щечки).

/Е. Благинина/

 

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку ... (поищи)!

/С. Маршак/

 

Я сегодня сбилась с ног -

У меня пропал ... (щенок).

/С. Михалков/

 

3. Проводя игру «Отгадай, что там лежит», поупражняйте ребенка в четком произнесении отрабатываемого звука.

 

ОТГАДАЙ, ЧТО ТАМ ЛЕЖИТ

 

Для занятия нужно 6—8 предметов или игрушек. В названиях некоторых из них должен быть звук щ, например: щетка (зубная или для одежды), щипцы или клещи, игрушка, щенок, машинка, кукла, кубик, солдатик и др.

 

Взрослый называет предметы и просит ребенка повторить за ним. Затем кладет предметы и игрушки на стол и закрывает их скатертью или бумагой (положить все это можно в закрытую сумку или коробку). После этого предлагает ребенку, не заглядывая под скатерть, на ощупь определить, какой это предмет, и четко назвать его. Затем ребенок вынимает предмет (игрушку), убеждается в правильности выполненного задания, еще раз называет его и отмечает, есть ли в названии данного предмета звук щ.

 

Так ребенок вынимает поочередно все предметы (игрушки) и называет, в каких из них есть звук щ, а в каких этот звук отсутствует.

 

4. Ребенок повторяет за взрослым чистоговорки, произнося их четко и достаточно громко.

 

Ща-ща-ща — Коля ходит без плаща.

Щи-щи-щи — ищем мы щавель на щи.

Для ухи нужны лещи, а щавель на щи.

 

5. Предложите ребенку отгадать загадки и определить, есть ли в слове-отгадке звук щ. Загадку, отмеченную звездочкой, выучите наизусть.

 

Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука.)

В траве мелькает, хвостом виляет. Хвост оторвет — другой наживет. (Ящерица.)

 

Чудо-ящик—

В нем окно.

В том окошечке -

Кино. (Телевизор.) *

В. Кремнев

 

6. Выучите с ребенком стихотворения. Следите, чтобы он во время чтения четко произносил отрабатываемый звук.

 

Целый день поет щегол

В клетке на окошке.

Третий год ему пошел,

А он боится кошки.

А Маша не боится

Ни кошки, ни щегла.

Щеглу дала напиться,

А кошку прогнала.

А. Барто

 

Один щенок был одинок,

Бродил он неприкаянно,

И наконец

Решил щенок:

Найду себе Хозяина!

А. Барто

 

7. Прочитайте ребенку рассказ.

 

КАТИН ЩЕНОК

 

 

Кате подарили щенка. Она принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из-под стола щетку и стал с ней играть.

 

Для упражнения в овладении звуком ребенку следует задать примерно такие вопросы:

 

- Кого подарили Кате?

- Куда посадила Катя щенка?

- Где уснул щенок?

- Что сделал щенок, когда проснулся?

 

Надо следить за тем, чтобы ребенок четко произносил звук щ.

 

8. Предложите ребенку рассмотреть картинку «Щенок» и рассказать, что на ней нарисовано. Можно дать ему задание найти предметы, в названии которых есть звук щ.