РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УЧИЛИЩЕ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
ГПОУ « ХЖУ», социальный педагог
Социально – педагогическая работа социального педагога организована в соответствии с программой социально-педагогической деятельности социального педагога « Мы вместе» , перспективному плану работы на учебный год, плану работы социального педагога по месяцам
Основной целью является: воспитание квалифицированного конкурентоспособного специалиста и личности с активной гражданской позицией, способной к адекватному жизнеустройству в личном и общественном плане
Задачи, стоящие перед социальным педагогом:
1. Формирование у студентов адекватного представления о здоровом образе жизни.
2. Совместная работа социального педагога, классных руководителей и мастеров производственного обучения по повышению успеваемости и социальной адаптации подростков и молодёжи.
3. Формирование у выпускников мотивации и познавательных интересов к продолжению образования.
4. Профилактика правонарушений среди подростков и молодёжи.
5. Повышение самосознания студентов через разнообразные формы работы.
6.Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение студентов информацией по вопросам социальной защиты.
Деятельность социального педагога создание условий для социальной адаптации и профессионального самообразования обучающихся из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из этого можно выделить следующие направления работы социального педагога:
ü Информационно- организационное;
ü аналитико-диагностическое;
ü консультационное;
ü профилактическое;
ü методическое;
ü социально-защитно-правовое
На 1 сентября 2023 года обозначился следующий состав обучающихся, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 7 человек относится к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;12 лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и 12 обучающихся опекаемые.
Таблица 1 Мониторинг абитуриентов поступающих в ГПОУ «ХЖУ»
Учебный год |
количество детей-сирот всего/1 курса |
количество детей сирот из д\д |
статус |
профессия |
общежитие |
занятость |
2021-2022 |
29/12 |
2 |
круглая- 4 социальная-8 |
Проводник - 4 МЛ- 2 ЭТП-3 БП-3
|
9 студентов |
Спорт секция 3 студента Волон отряд 2
|
2022-2023 |
31/10 |
- |
круглая- 5
социальная-5 |
Проводник - 1 Слесарь- 4 ЭТП-2 БП-1 СЦБ-2
|
4 студентов |
Спорт секция 2
|
2023-2024 |
31/8 |
4 |
Круглая-3 социальная-5 |
Проводник - 2 ЭТП-1 БП-3 СЦБ-2
|
6 студентов |
Спорт секция 3 Волон отряд 1 |
На основании данных таблицы видно:
ü что количество детей сирот желающих получить профессию технического профиля растет;
ü количество детей проживающих в общежитии растет;
ü количество «круглых» сирот увеличивается.
11 студентов обучается по профессии « Проводник на железнодорожном транспорте» 5студентов по профессии « Бригадир путеец», 4 студента обучаются по профессии « Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава», «Электромонтер тяговой подстанции», «Электромонтёр устройств СЦиБ» ; 3 студентов обучаются по профессии «Машинист локомотива» На данный момент в училище 3 обучающихся данное категории находятся в академическом отпуске по уходу за детьми. По возрасту: до 18 лет – 15 человек - 48%, старше 18 лет – 16 человек - 52%.Если анализировать судьбы студентов нашего училища – то все они, конечно же, разные, но схожи своей трагичностью. У 46% студентов-сирот – родители умерли, у 46% родители лишены родительских прав, двое родителей признаны безвестно отсутствующими, один родитель ограничен в родительских правах. Из организаций для детей-сирот обучается 7 студентов.На сегодняшний день проживает в общежитии -14 студентов, количество ездеющих иногородних студентов на занятия - 5 студентов.
Для успешной адаптации обучающиеся из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, активно привлекаются к участию в работе кружков и в деятельности по подготовке и проведению различных мероприятий. 31 % детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимают активное участие в работе кружков и секций; 9 % являются участниками коллектива художественной самодеятельности; 17% активно занимаются физической культурой и спортом; 5% входят в состав волонтеского движения; 2% входят в состав студенческого самоуправления. Социально-педагогическое сопровождение студентов, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлено на создание благоприятных условий для успешного обучения, формирования положительного отношения к труду, становления жизненной перспективы, обеспечения продуктивности социальных контактов.
Работа по направлениям:
Информационно-организационное направление:
Ежегодно в начале учебного года составляются :
- перспективный план работы социального педагога на учебный год;
- план работы социального педагога по месяцам учебный год
- составлен план по работе с КДН и ЗП и ПДН Хилокского района;
- план по профилактике жестокого обращения с обучающимися, и профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства;
- обновлен социальный паспорта училища и групп;
- обновлен банк данных учащихся «группы риска»
- план работы по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних;
- план мероприятий по профилактике правонарушений с обучающимися
- составлен совместный график посещения студентов проживающих на квартире работниками опеки и попечительства и педагогами училища;
- ведется мониторинг социальных данных по детям-сиротам и социальным данным по училищу;
- план работы по профилактике суицидального поведения с обучающимися.
Аналитико-диагностическоенаправление:
В течение учебного года проводился ежедневный контроль посещаемости обучащихся относящихся к категории детей- сирот.
В случае длительного отсутствия студента социальный педагог и мастер производственного обучения посещает обучающихся по месту их жительства с составление справки выезда. Выявляются трудности и проблемы в обучении проводилась работа по повышению мотивации к профессиональному обучению.
25 сентября проведено собрание детей- сирот на тему: «Ознакомление с законодательством по социальной поддержке и защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Проверка и комплектование личных дел студентов, знакомство и их характеристиками, оформление временной прописки, оформление и передача дел в органы опеки и попечительства.В октябре и мае проводится рейд в общежитие училища совместно со специалистами органов опеки и попечительства с целью проверки условий проживания детей-сирот и составляется акт проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного.На основании актов сделан вывод, что условия проживания обучающихся относящихся к категории детей-сирот удовлетворительные.
Консультационноенаправление:
Работа с семьями опекунов, обследование семей, составление актов проводится по плану. По результатам проверки выявлено: у всех обучающихся созданы условия для занятий, сна и отдыха.
За прошлый учебный год на совете профилактике приглашались и разбирались 5 обучащихся относящихся к категории детей-сирот. Одна обучающиеся данной категории в ноябре 2022 года поставлена на учет в группу риска по причине - не аттестация по предметам. С семьями опекунов проводится индивидуальные консультации.
Проводилась работа с родителями по индивидуальному плану (беседы, консультации, помощь семье –юридическая, педагогическая, социальная
Разработан информационный стенд в кабинете социального педагога на котором меняется информация как для студентов ( вырезки из газет по законодательству детей-сирот, либо советы) как и для родителей.
Проводились индивидуальные и групповое консультирование со студентами.
Социально-защитно-правовое направление:
Деятельность социального педагога- обеспечение прав на получение социальной поддержки обучащимся категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; ( начисление и выплата стипендии, обеспечение канцелярскими товарами, обеспечение сезонной одеждой, и мягким инвентарем, выплата компенсации за питание) Отслеживание выплат алиментов( ведется работа со службами судебных приставов разных районов Забайкальского края. На сегодняшний день таких студентов 8 из них только одному студенту родитель выплачивает алименты, которые поступают на счет. Общая сумма задолжености по алиментам на основании справки о задолжности ССП более 4 млн. руб) Пенсии по потери кормильцев( всего получают из категории детей-сирот и лиц из числа детей-сирот- 22 человека. Защита жилищных прав ( на сегодняшний день 28 обучающихся включены в краевой список детей-сирот по получению жилой площади. 2 студентов являются собственниками жилья 1 студентка являются нанимателями жилого помещения на основе договора социального найма. Проводится тесная работа с органами опеки и попечительства разных районов Забайкальского края по поводу летней( проводится работа) и зимней занятости детей-сирот.
С весны по личному заявлению на имя директора ГПОУ « ХЖУ» отремонтировано 3 комнаты в общежитии, где проживают 5 детей-сирот. Ежемесячно вношу данные по социальным выплатам на сайте ЕГИССО.
Подано 4 исковых заявления о внеочередном предоставлении жилого помещения на территории Забайкальского края, у двоих студентов иск удовлетворили.
Работа с социальными службами: помощь студентам –мамам в оформлении единовременного пособия и ежемесячного пособия на ребенка.
Работа с ПФ РФ по оформлению и продлении право студентов на получении пенсии по потери кормильца.
Профориентационная работа с учащимися школ.
Для абитуриентов из категории детей- сирот разработан буклет о правилах приема и социальных льготах, которые они могут получать при поступлении в училище.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.