Работа терапевтической группы в летнем лагере
Оценка 4.6

Работа терапевтической группы в летнем лагере

Оценка 4.6
docx
12.03.2024
Работа терапевтической группы в летнем лагере
Специфика работы терапевтической группы в летних оздоровительных лагерях.docx

Специфика работы терапевтической группы в летних оздоровительных лагерях

 

Бегер Светлана Александровна, педагог-психолог УО «Гомельский государственный областной Дворец творчества»

Жизнь подростка в лагере очень насыщена. Ребенку приходится постоянно контейнировать в себе разнообразные переживания. Насыщенность программы летнего лагеря не всегда позволяет «делать паузы» между мероприятиями. Для подростка, со свойственным ему подростковым кризисом, это оказывается весьма непростой задачей, сталкиваясь с которой ребенок не всегда знает про себя те формы и способы, что могли бы ему в этом помочь. Ряд приятных и захватывающих эмоций, полученных в ходе лагеря, без ассимиляции, накапливаются, плавно перетекая в напряжение и усталость. В последствии, не сложно заметить, что ребенок стал более агрессивным и пассивным, а посещение лагеря уже не приносит столько радости, как вначале.

С целью разгрузки и стабилизации психоэмоционального состояния, коррекции, помощи в формировании личностной индивидуальности в областном Дворце творчества педагогом-психологом была организована терапевтическая группа для подростков.

Группа – это социально-психологическое понятие, обозначающее совокупность людей, связанных общей целью и включенных в типичные для них виды деятельности, регулируемые общими ценностями и нормами.

Группа отличается и от случайного скопления людей, и от коллектива как высшего уровня группового развития. Одним из основных признаков, который отличает группу от случайного объединения людей, является способность ее участников включаться в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности.

Основные признаки группы:

­      осознание участниками своей принадлежности к группе;

­      установление определенных отношений между ними;

­      внутренняя организация, включая распределение обязанностей, лидерство, иерархию статусов;

­      действие «группового давлениям», побуждающего участников вести себя в соответствии с принятыми в группе нормами;

­      наличие определенных изменений во взглядах и поведении отдельных участников, обусловленных их принадлежностью к группе.

Терапевтические группы различают также на большие (до 30 чел) и малые (8-12чел). Наиболее оптимальный вариант работы 8-12 человек. Чем больше человек в группе, тем выше тенденция к формированию отдельных подгрупп, что определенно снижает терапевтическое воздействие. В подгруппах начинают формироваться свои отношения между участниками, они сближаются друг с другом вне группы, таким образом отдаляясь от нее. У группы такой жест может вызвать возмущение, потеряю доверия к участникам и к групповому процессу.

В группе человек чувствует себя принимающим и принятым, доверяющим и пользующимся доверием, заботящимся и окруженным заботой, помогающим и получающим помощь. В такой обстановке взаимопонимания и взаимодействия облегчается процесс разрешения межличностных конфликтов, возникающих вне группы. Ребенок пробует и осваивает новые навыки поведения, у него появляется возможность экспериментировать с различными стилями межличностных отношений.

Психокоррекционная группа может облегчить процесс самоисследова- ния и самопознания, проверить посредством группового мнения уровень самооценки, реальность собственных притязаний. Часто люди знают себе цену и знают, чего они стоят, но если эти личностно значимые ценности принимаются группой, то самораскрытие и самореализация становятся более реальными.

В летнем оздоровительном лагере обычно фиксированное число детей, важно, чтобы количество участников вначале работы было одинаковым с количеством участников в конце работы, за исключением тех случаев, когда ребенок не может посещать лагерь по причине здоровья или семейно-бытовым обстоятельствам. Уже после второй встречи каждый участник группы становится звеном общего группового процесса, поэтому при потере одного или нескольких участников группа переживает свойственный ей в такой ситуации кризис Группа является обязательной и закрытой. Регулярность встреч определяется самим психологом. Рекомендуемая регулярность раз в два-три дня. Время группового процесса должно быть точно определено и озвучено участникам. Для подростков это 60-90 минут.

На первой встрече необходимо четко сориентировать участников о том, для чего создана эта группа, какую цель она преследует, определить и озвучить правила работы в группе, обозначить конфиденциальность процесса и регулярность встреч. Это могут быть устные договоренности. Можно обозначить правила и зафиксировать их на доске либо стенде, которые будут вывешиваться исключительно на время работы группы.

Группа – это пространство, где можно и нужно говорить о своих переживаниях, психолог должен поддерживать такую интенцию со стороны участников, показывая им, что здесь это уместно и безопасно. Безусловно, на первых этапах работы, каждый участник группы будет естественным образом проверять внутригрупповое пространство на возможность размещения в нем со своим контейнером. После удачно прожитых попыток, это будет естественным звеном существования группы. Это могут быть также переживания, обращенные к участнику группы. В таком случае психолог должен поспособствовать экологичному высказыванию своих чувств и эмоций по отношению к участнику, способствовать обратной эмоциональной связи и разрешению межличностных проблем.

Психолог должен быть способен стойко переносить разочарование и ситуации неопределенности. Это является ценным качеством ведущего. Необходимость взаимодействовать одновременно со всеми участниками группы и контролировать множество переменных может иногда приводить к эмоциональной перегрузке. Важна чувствительность ведущего к своим чувствам и переживаниям. Зачастую, они в том числе отражают динамику группы. Ведущий занимает определенную позицию, однако, несмотря на это, является ее участником. Ведущему стоит озвучивать свои переживания по поводу группового процесса в том случае, когда они не вредят, а способствуют развитию группы. Важно помнить, что каждый участник группы двигается в своем темпе, психолог должен способствовать этому движению и не подгонять участника.

Пошаговая модель группы может выглядеть следующим образом:

­        1 этап. Предварительная подготовка. На данном этапе необходимо определить цели и задачи группы. Для чего она может быть создана? Какую цель реализует? Как она может быть полезна? Здесь необходимо учитывать потребности самих участников группы. Если говорить о летнем лагере, то необходимо понаблюдать за ребятами некоторое время для того, чтобы более точно определить процесс работы группы, в нем также отражается перечень возможно используемых упражнений. Далее, может быть создан проект группы, отвечающий целям и задачам. На этом же этапе, в соответствии со сформированными задачи подготавливается рабочий материал: упражнения и инструментарий. Прежде всего, проект помогает структурировать намерения ведущего группы, описать цели, задачи и содержание групповой работы. Во-вторых, он помогает ответить на возможные вопросы. Например, если психолог предлагает провести психологические групповые занятия в школе, для которой такая форма работы является новинкой, у учителей и родителей может возникнуть масса вопросов по этому поводу. Заранее подготовленный документ станет убедительным доказательством того, что ведущий группы имеет четкое представление о цели, задачах и методах будущей работы;

­        2 этап. Проведение групповых занятий. На этом этапе непосредственно реализуется программа группы, однако необходимо учитывать индивидуальные запросы участников, на которые будет уходить достаточное количество времени и сам групповой процесс (Чего хочет группа на данный момент? Что может быть полезно для группы в данный момент?). Это те моменты, которые невозможно предугадать. Вполне нормально, если группа отведет процесс в ином направлении от плана работы. Позвольте ей это сделать. Это значит, что сейчас для участников что-то является более важным. План работы здесь имеет скорее формальное направление. Нет необходимости прописывать как в тренинге упражнения на каждое занятие и обязательно выполнять план работы. Позвольте группе двигаться в своем темпе. Имейте перечень упражнений, которые вы можете использовать в зависимости от ситуации.   Группа имеет изначально объявленный ведущим ориентир (для чего группа создана, каким целям предполагает) и двигается в своем темпе под его знаменем. Важно не забывать про цели и задачи группы, периодически напоминая об этом участникам;

­         3 этап. Завершение работы. Включает проведение заключительного анкетирования, итоговую оценку результатов, проведение заключительной встречи группы. Важно определить и отметить полученные изменения. Помочь участникам до завершить неоконченные процессы. Подвести итоги не только групповой работы, но и лагеря в целом. В образовательном учреждении необходимо провести анкетирование о степени удовлетворенности лагеря и эффективности группы. Эти данные необходимо впоследствии отобразить в отчете.

Необходимо помнить, что сведения, касающиеся клиентов, их имена в отчете должны быть зашифрованы. Индивидуальные данные могут быть разглашены только в экстремальных ситуациях и только с согласия самих участников.

Собранные данные могут использоваться в следующих целях:

­        для отчета о результатах групповой работы, предоставляемого заинтересованным лицам или инстанциям (школьной администрации, учителям, родителям, органам надзора, финансовым фондам и т.д.);

­   для анализа индивидуальных изменений конкретного участника группы, чтобы помочь ему разобраться со своими проблемами;

­   для оценки эффективности работы ведущего;

­   для определения направлений дальнейшего обучения и повышения квалификации ведущего;

­   для включения в общий отчет психологического центра или службы.

Доверие участников к группе – одна из важных составляющих, позволяющая группе существовать и быть эффективной. Разглашение личных данных участников без их согласия, безусловно, подорвет доверие участников и поставит вопрос существования группы под сомнение. Не менее важным аспектом также является честность со стороны ведущего группы. Поэтому, при возникновении ситуаций, отягощающих процесс, необходимо решить этот вопрос вместе с группой или отдельно с участником. Однако действовать без его ведома будет непредусмотрительно.

Проблемная ситуация – это ситуация, которая вызывает сложности в работе, но квалифицированный ведущий всегда может использовать ее как источник нового и интересного опыта. Как показывает практика, эти ситуации

довольно типичны как для групп детей, так и взрослых и предоставляют уникальную возможность узнать что-то новое о межличностных отношениях внутри группы и о том, что можно сделать для их улучшения.

Цель группы – помочь, но не выискивать причины для помощи. Не нужно вытягивать из участников проблемы, которые их беспокоят, если они сами о них не говорят. Процесс должен быть естественным, как и вполне естественно сопротивление участников к процессу группы.

Наиболее часто встречаемые проблемы группы:

­        злость и агрессия. Как уже говорилось, долго сдерживаемое напряжение или возбуждение естественным путем преобразовывается в агрессию. Волне вероятно, что на первых этапах группы ведущему придется непосредственно столкнуться с явными или скрытыми формами агрессии. Долго не реализуемая агрессия часто перетекает в разного виды соматические заболевания. Поэтому реализация агрессии станет хорошей разрядкой. Когда речь идет о реализации, важно учитывать формы ее проявления. Уже на первых этапах группы необходимо огласить, что любые формы физической агрессии недопустимы. Необходимо рассказать участникам группы о других, более экологичных формах выражения своих эмоций. Проявлять свои чувства и эмоции важно. Однако не менее важно делать это экологично. Говорить о них. Использовать «Я-высказывания». Не искать виновных и не сбрасывать ответственность. Это то, что должен поддерживать ведущий группы. Исправлять участников и в буквальном смысле учить экологично говорить о своих чувствах. За злостью и агрессией зачатую стоит что-то очень важное для участника. Это может быть стыд, тревога, страх, смущение, чувство вины, ощущение ненужности или одиночество. Переживание, не высвобождение которого скрыто под злостью. Что-то, что он не может выразить и, возможно, даже не понимает про себя;

­        сопротивление. Очень часто встречаемое явление. Возникает вначале как способ проверить ведущего группы и саму группу на возможность размещаться и в тех индивидуальных процессах, которые раскрываются в результате группы, как нежелание туда идти. Если речь идет о неготовности участника группы идти в проблематику, то здесь необходимо оставить его в покое и не пытаться продавливать свою помощь. Сопротивление также может проявляться всей группой по отношению к одному участнику или к ведущему группы.

Как свидетельствуют исследования, выделяется три фазы группового сопротивления:

1.                 Демонстративное неповиновение. На этой стадии ведущий сталкивается с прямым вызовом руководителю, открытым выражением недоверия, обещаниями причинить вред, не прийти на следующее занятие, прекратить терапию и пр.

2.              Проверка. На этой стадии обычно участники группы пытаются спровоцировать ведущего на агрессию, стремятся выяснить, похоже ли его поведение на поведение других людей. Эта стадия наступает только после того, как участники группы понимают, что им не удалось запугать руководителя, несмотря на все их старания. Главное здесь – это проверить, можно ли доверять ведущему

3.              Молчание. Третьей стадией может быть молчание, когда участник понимает, что его поведение «раскусили» и ведущий не обращает внимания на его выходки – начинается «игра в молчанку».

Эти три стадии сопротивления, как правило, являются источником конфликтов и используются членами группы в качестве защиты от необходимости работать со своими проблемами. Они часто пытаются переместить внимание со своих травмирующих чувств на внешние события и действия. Самое эффективное в работе с сопротивление – это работать с ним, а не против него. Зачастую, эффективным может быть просто оставить участника с его сопротивлением, при этом давая понять, что, когда он сам будет готов, ведущий и группа с удовольствием его послушает;

­      группировки. Группировки – это небольшие подгруппы или пары членов, которые приходят в группу с уже установившимися отношениями, либо устанавливают какие-то свои отношения в процессе занятий. В группу обычно не допускаются участники, имеющие какие-либо отношения за пределами группы, однако в летнем лагере жизнь, безусловно, протекает вне группы и вполне очевидно, что участники ходят на совместные мероприятия и организовывают взаимоотношения. Здесь опасность в том случае, когда во время группы участники начинают образовываться в подгруппы для нападения на другого участника либо с иной целью. В таких случаях участников необходимо рассадить и побудить на разговор, позволяющий им понять, для чего они это делают и почему не могут сказать о чем-то напрямую внутри группы. При выполнении заданий такую группу необходимо также разделить, чтобы участники, образующие подгруппу, оказались в разных парах или тройках.

Важно помнить, что любая образующаяся проблема является попыткой группы усвоить что-то новое, получить что-то для себя из группы. Поэтому ведущий должен обращать достойное внимание на ссоры, конфликты, агрессию, злость, раздражение, разного рода сопротивление и так далее.

В областном Дворце творчества в лагере художественного профиля «Страна девства» в рамках организованной педагогом-психологом терапевтической группы были использованы следующие упражнения и формы работы.

Первая встреча была посвящена знакомству. Каждому участнику давалась возможность представить себя и рассказать о себе то, что он считает необходимым. Далее ребятам было предложено разбиться на пары. В парах давалось по 5-7 минут для того, чтобы узнать об участнике чуть-чуть больше, а дальше каждый участник, по очереди, представлял своего напарника, как бы рекламируя его. Первая встреча должна быть организована таким образом, чтобы дать возможность участникам больше узнать друг о друге, сблизиться. Здесь прекрасно подходят любые упражнения на знакомство. Чем больше в нем живого взаимодействия, тем более эффективным оно является. Также на первой встрече были оговорены правила группы, для чего она создана и что на ней будет происходить.

В первую очередь, в качестве рабочих инструментов, эффективны любые проективные упражнения, которые позволяют участникам дифференцировать себя и другого, узнать больше про себя и свои потребности. Здесь на роль проекции прекрасно подходят игрушки, фигурки или вовсе те предметы, которые окажутся у участников в данный момент под рукой. Можно предложить выбрать наиболее понравившийся предмет и от его лица попросить участника рассказать о том, как этот предмет себя сейчас чувствует, какие у него отношения с другими предметами, для чего ему может быть полезна эта группа и так далее. С такими предметами также можно взаимодействовать. Например, строить город или поселение.

В рамках третьей встречи была организована игра «Ферма» или «Предприятие». Участникам было предложено договориться о создании фермы или предприятия и определить каждому в нем свою роль. Перед ребятами было также поставлено две задачи: участник и группа должны быть согласны с той ролью, которую он для себя определяет и то, что они создадут в ходе договоренностей должно полноценно существовать и производить что-то. На этапе построения предприятия психолог не вмешивался в процесс работы, даже если участники просят об этом. Как договорились, так договорились. А в конце главный по производству должен был рассказать: что это за производство, что оно производит, какую роль каждый участник в нем занимает, какие обязанности у него имеются.

Прекрасно подходят метафорические карты, которые можно использовать для работы с проекциями. В лагере «Страна детства» было использовано две колоды: «Источник силы» А.Ю.Гращенкова и «Мой дом» Л.И.Кононова. Видов упражнений с картами великое множество. Из них в том числе можно составлять истории и сказки, которые будут прекрасно отражать общую динамику группы и взаимодействия между участниками, а значит, помогут ведущему сориентироваться в том, что является для группы наиболее актуальным в данный момент. Участникам предлагалась по очереди выбрать карту и, при помощи нее, создавать поочередно сказку. Психолог начинает, а дальше участники, по очереди, дополняют историю. В конце вместе с психологом ребята обсуждали, о чем была эта сказка, что она может говорить про жизнь в лагере, нравится ли она им или нет.

С помощью карт «Источник силы» можно исследовать внутренние ресурсы, необходимые участнику формы или виды поддержки и заботы. Для этого после описания участника проблемной ситуации ему предлагалось вытащить из колоды ту карту, которая интуитивно может является для него решением. Исходя из этого, мы вместе с группой пытаемся вместе найти возможности и способы разрешения в реальной жизни участника 

Карты «Источник силы» были использованы в том числе для того, чтобы помочь участникам говорить и определять свое текущее состояние. Такая форма работы называется шерринг. Выбирая карту, участник пробует говорить о своих чувствах и эмоциях, которые отражаются в карте, а психолог связывает это с реальной жизнью в лагере. Такая форма работы развивает эмоциональный интеллект учащихся, а специалист помогает ориентироваться, в каком состоянии они находятся.

Карты «Мой дом» прекрасно подходят для построения «Дома группы». В данном упражнении участнику сначала предлагается выбрать свой домик, рассказав, почему выбор пал именно на него, а потом расположить этот домик в большом доме группы. В конце также необходимо обсудить: какой получился дом, нравится ли он ребятам, чем нравится, а чем не сильно.

В упражнении «Дом как история» участнику предлагалось выбрать дом, который привлекает его внимание. А дальше предлагалось рассказать, какая история происходит или происходила в этом доме. Если участник затрудняется, то задавались наводящие вопросы: Кто живет в этом доме, в каких отношениях состоят жильцы? Давно ли построен этот дом? Кто его построил? При каких обстоятельствах? Были ли счастливы те, кто жил в этом доме? Счастливы ли нынешние жители? В чем они находят радость? А в чем состоит их главная проблема? Как они справляются с трудностями? Что им помогает? Что препятствует? Как может сложиться судьбы жильцов дома?

С подростками хорошо в работе методы арт-терапии для реализации злости и агрессии. Подросткам тяжело выражать и говорить словесно о том, что обычно не уместно рядом со взрослыми, в таком случае участникам было предложено нарисовать свою злость и рассказать о ней. Группе также был предложен совместный рисунок мандолы и аппликация.

Упражнения выбирались в соответствии с появляющимся в моменте запросом группы, поэтому ведущий должен обладать хорошим запасом инструментов для работы:

­      проективные упражнения;

­      упражнения на знакомство;

­      упражнение на работу с проекциями;

­      упражнения для работы с разными видами деструктивных эмоций (злость, вина, обида, стыд, отвращение, тревога, страх и др.)

­      упражнения в формате арт-терапии;

­      упражнения для работы с метафорическими картами.

Таким образом групповая работа стала неотъемлемой частью лагеря и рекомендуется к проведению психологами. У участников наблюдается положительная динамика, ребята благодарны за возможность в их плотном графике создать место, где они могли бы обсуждать увиденное и делиться друг с другом впечатлениями, таким образом узнавая много нового про себя и своих товарищей.


 

Специфика работы терапевтической группы в летних оздоровительных лагерях

Специфика работы терапевтической группы в летних оздоровительных лагерях

В группе человек чувствует себя принимающим и принятым, доверяющим и пользующимся доверием, заботящимся и окруженным заботой, помогающим и получающим помощь

В группе человек чувствует себя принимающим и принятым, доверяющим и пользующимся доверием, заботящимся и окруженным заботой, помогающим и получающим помощь

Важна чувствительность ведущего к своим чувствам и переживаниям

Важна чувствительность ведущего к своим чувствам и переживаниям

Важно определить и отметить полученные изменения

Важно определить и отметить полученные изменения

Поэтому реализация агрессии станет хорошей разрядкой

Поэтому реализация агрессии станет хорошей разрядкой

Группировки – это небольшие подгруппы или пары членов, которые приходят в группу с уже установившимися отношениями, либо устанавливают какие-то свои отношения в процессе занятий

Группировки – это небольшие подгруппы или пары членов, которые приходят в группу с уже установившимися отношениями, либо устанавливают какие-то свои отношения в процессе занятий

Перед ребятами было также поставлено две задачи: участник и группа должны быть согласны с той ролью, которую он для себя определяет и то, что они…

Перед ребятами было также поставлено две задачи: участник и группа должны быть согласны с той ролью, которую он для себя определяет и то, что они…

Счастливы ли нынешние жители? В чем они находят радость?

Счастливы ли нынешние жители? В чем они находят радость?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2024