Из-за неоднородности состава учащихся разработаны варианты для каждой категории детей с ОВЗ.
Вариант программы определяется на основании заключения ТПМПК и реализуется с согласия родителей (законных представителей).
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся - это основная образовательная программа, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию/компенсацию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе настоящего Стандарта.
Обучение детей со статусом ОВЗ предполагает слаженную работу нескольких специалистов в соответствии с рекомендациями ТПМПК:
учителя
учителя-логопеда
учителя-дефектолога
педагога-психолога
социального педагога
Учитель при работе с детьми с ОВЗ использует специальные приемы работы с такими детьми, выстраивая определённый алгоритм работы, который касается всех этапов урока
При организации урока учитель должен придерживаться следующих требований, которые относятся к работе с детьми со статусом ОВЗ:
Урок должен иметь чёткую структуру.
Каждое задание, которое предлагается детям со статусом ОВЗ, тоже должно отвечать определённому алгоритму действий.
Урок в инклюзивном классе должен строиться с использованием большого количества наглядности для упрощения восприятия материла детям со статусом ОВЗ.
Одно из основных требований к уроку – это учёт слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности
1. Четкая структура урока
Привыкая к определённому алгоритму, дети становятся более организованными.
Организационный этап
Каллиграфическая минутка
Постановка цели и задач урока
Мотивация учебной деятельности учащихся
Актуализация знаний (Работа с учителем)
Первичное усвоение новых знаний (Самостоятельная работа учащихся)
Первичная проверка понимания (Работа с учителем)
Первичное закрепление (Самостоятельная работа учащихся)
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Устные задания выполняются по следующему алгоритму:
Учитель проговаривает само задание, обучающиеся проговаривают задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схемы, таблицы.
Затем идёт пошаговое выполнение самого задания и его проверка вместе с учителем.
Итоговая проверка выполнения задания, учёт ошибок (с комментарием).
Письменные задания:
Учитель проговаривает само задание, обучающиеся проговаривают задание после учителя.
Детям раздаются карточки с заданиями для самостоятельного выполнения (алгоритм действия прописывается в карточке) или упражнение в учебнике (алгоритм выполнения которого прописывается на доске, в схеме или таблице).
Затем осуществляется индивидуальная проверка каждого задания с проговариванием ошибок и способом их устранения.
4. Использование разных видов деятельности на уроке
1) начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;
2) сложные интеллектуальные задания использовать только в середине урока;
3) чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);
4) использовать игровые моменты, моменты соревнования, ролевые игры, мини-постановки (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).
В зависимости от сложности изучаемой темы, объяснение домашнего задания имеет индивидуальный или фронтальный характер. Его проверка и оценивание проводится с учётом индивидуальных возможностей ученика.
Рекомендации для педагогов по работе с детьми с ОВЗ:
Создание доброжелательной атмосферы на уроке. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённых усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. данная категория школьников с трудом переключается с предыдущей деятельности.
Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно; а также следует стараться обеспечивать связь предметного содержания с жизнью.
Для успешного выполнения любого задания необходимо разъяснение ребёнку алгоритма, и лишь затем повторение учащимся инструкции и последовательное выполнение этого задания.
Не нужно требовать от ребёнка изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.
В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц, алгоритмов, шаблонов, рисунков, ТСО), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать.
Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приёмы.
Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
Рекомендуется регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке.
Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут).
Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.).
Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности
Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов.
Все приёмы и методы должны соответствовать возможностям детей с ОВЗ и их особенностями. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках, так и во время специальных занятий
Тёплая и комфортная обстановка, созданная в школе поможет ребёнку быстрее адаптироваться к учебному процессу, а четкая система алгоритмов выполнения заданий будет способствовать успешному усвоению знаний.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.