ФГОС НОО и ООО включают в себя требования к:
– структуре основной образовательной программы общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы общего образования и части, формируемой участниками образовательных отношений
– условиям реализации основной образовательной программы общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям
– результатам освоения основной образовательной программы общего образования
ФГОС НОО и ООО, утвержденные приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286 и № 287 обеспечивают:
– единство образовательного пространства Российской Федерации
– преемственность основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования
1 сентября 2022 г.
Прекращается прием на обучение в соответствии с ФГОС НОО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
В обязательном порядке осуществляется прием на обучение по обновленным ФГОС НОО И ООО в 1 классы и 5 классы
Особенности приема обучающихся
Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2022 года по основным образовательным программам в соответствии с ФГОС, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, от 17 декабря 2010 г. № 1897 и от 17 мая 2012 г. № 413, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения
Переход на обучение 2-4 классов в соответствии с обновленными ФГОС НОО возможен при наличии:
- соответствующих условий ,
- и согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Принципы обновленных ФГОС НОО и ООО
Не меняются методологические подходы к разработке и реализации основных образовательных программ соответствующего уровня.
Основой организации образовательной деятельности остается системно-деятельностный подход, ориентирующий педагогов на создание условий, инициирующих действия обучающихся
Сохраняются структура основной образовательной программы и механизмы обеспечения ее вариативности
Структура требований к результатам реализации основных образовательных программ остается неизменной и состоит из групп требований к предметным, метапредметным и личностным результатам
Остается неизменной норма, обуславливающая использование проектной деятельности для достижения комплексных образовательных результатов
Основные изменения в обновленных ФГОС
Детализация и конкретизация требований к результатам и условиям реализации основных образовательных программ соответствующего уровня
Детализированные требования учитывают стратегические задачи обновления содержания общего образования и реализацию современных подходов к качеству школьного образования, в том числе по формированию различных видов функциональной грамотности
Детализация и конкретизация образовательных результатов призваны облегчить подбор учителем содержания рабочих программ по предметам и дать четкие ориентиры для оценки качества образования учителем, образовательной организацией и т.д.
Примерные общеобразовательные программы
Примерные рабочие программы по всем предметам учебного плана, разработанные в полном соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО (разработчик ФГБНОУ «ИСРО РАО», одобрены ФУМО по общему образованию 27.09.2021г.)
Структура Примерных рабочих программ:
1. Пояснительная записка
2. Содержание образования (по годам обучения)
3. Планируемые результаты:
- личностные и метапредметные
- предметные (по годам обучения)
4. Тематическое планирование
Методическая поддержка педагогических работников и управленческих кадров
Примерные рабочие программы по предметам:
- https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm,
- https://fgosreestr.ru (реестр примерных основных общеобразовательных программ)
Конструктор рабочих программ: https://edsoo.ru/constructor/.
Методические видеоуроки, разработанные в соответствии с обновленными ФГОС начального и основного общего образования: https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm.
Учебные пособия, посвященные актуальным вопросам обновления предметного содержания по основным предметным областям ФГОС НОО и ООО: https://edsoo.ru/Metodicheskie_posobiya_i_v.htm.
Индивидуальная консультативная помощь по вопросам реализации обновленных ФГОС НОО и ООО : https://edsoo.ru/Goryachaya_liniya.htm.
Онлайн конструктор, электронные конспекты уроков по обновленным ФГОС по всем учебным предметам
Управленческие механизмы введения обновленных ФГОС
Управленческие решения:
- разработка нормативно-правовых документов и локальных актов различного уровня;
- планирование и реализация мероприятий по обеспечению условий реализации обновленных ФГОС НОО и ООО (материально-технических, финансовых, информационных и т.п.).
КРИТЕРИИ
ГОТОВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
К ВВЕДЕНИЮ ФГОС НОО И ООО
1. Разработаны и утверждены основные образовательные программы начального общего и основного общего образования (апрель 2022 г.);
2. Нормативная база (локальные акты) образовательной организации приведена в соответствие с требованиями обновленных ФГОС (Правила приема граждан на обучение, Положение о порядке зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, Положение о языках образования, Положение, регламентирующее режим занятий обучающихся, Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, Положение о порядке зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.) (апрель 2022 г.)
3. Приведены в соответствие с требованиями обновленных ФГОС квалификационные характеристики, должностные инструкции работников образовательной организации (апрель 2022 г.)
7. Осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов, учителей-предметников, реализующих рабочие программы учебного плана основного общего образования и других педагогических работников (март – август 2022 г.);
8. Обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего и основного общего образования в соответствии с требованиями обновленных ФГОС.
КРИТЕРИИ
ГОТОВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
К ВВЕДЕНИЮ ФГОС НОО И ООО
4. Определен список учебников, учебных пособий, информационно-цифровых ресурсов, используемых в образовательном процессе в соответствии с обновленными ФГОС; обеспечена доступность использования информационно-методических ресурсов для участников образовательных отношений (январь – февраль 2022 г.);
5. Определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждением(ями) дополнительного образования);
6. Разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения обновленных ФГОС (январь 2022 г.);
Организация методического обеспечения введения
новых ФГОС НОО и ООО
3. Сформировать рабочую группу по переходу на новые ФГОС (январь 2022 г.) Чтобы организовать переход на новые ФГОС, необходимо создать рабочую группу приказом. В ее состав необходимо включить заместителей директора по УВР, ВР, руководителей школьных методических объединений (при наличии), педагогических работников начальных классов и учителей предметников 5-9-х классов. Пусть члены группы изучат новые ФГОС НОО и ООО для удобства в работе с ООП НОО и ООО.
4. Провести педсовет о новых ФГОС (январь - февраль 2022 г.)
Поручите заместителям директора по УВР и ВР организовать тематический педсовет о задачах, которые придется решать, чтобы внедрить требования новых стандартов. Запланировать собрание стоит на вторую половину января или начало февраля 2022 года. На педсовете коллектив надо познакомить с изменениями в требованиях и продемонстрировать план перехода.
1.Разработать План мероприятий («дорожная карта») по введению новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательной организации (до 15 января 2022 г.)
2. Обсудить на методическом совете образовательной организации проекты примерных основных образовательных программ НОО и ООО, размещенных на сайте «Единое содержание общего образования» edsoo.ru, представить предложения (до 1 февраля 2022 г.)
Организация методического обеспечения введения
новых ФГОС НОО и ООО
5. Решить вопрос с родным и вторым иностранным языками
Новые ФГОС разрешают не обучать родному и второму иностранным языкам, если для этого у школы нет условий. Но вам придется доказать, что таких условий действительно нет. Для этого понадобится проанализировать, есть ли у школы все ресурсы, чтобы реализовать программы по этим предметам для будущих 1-х и 5-х классов. Пусть заместитель директора по УВР подготовит развернутую аналитическую записку о готовности школы обучать родному и второму иностранному языкам. Ему понадобится учесть пять условий: материально-технические, учебно-методические, психолого-педагогические, кадровые и финансовые. Если все условия для обучения есть, у родителей понадобится запросить заявления. Еще придется заранее разработать проекты ООП со вторым иностранным, а также родным языком и литературой.
6. Подготовить проекты новых ООП
Поручите рабочей группе до конца марта 2022 года оформить проекты новых образовательных программ НОО и ООО по требованиям новых ФГОС. Обратите внимание рабочей группы на требование законодательства в вопросе разработки ООП. «…ООП разрабатываются в соответствии с ФГОС и с учётом примерной основной образовательной программы». Реестр примерных основных образовательных программ вы найдёте на официальном сайте fgosreestr.ru.
Организация методического обеспечения введения
новых ФГОС НОО и ООО
7. Подготовить проекты новых рабочих программ (май 2022 г.)
Заместителю директора по УВР вместе с педагогами понадобится пересмотреть рабочие программы по новым требованиям. Первое – рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей, а также курсов внеурочной деятельности надо составить с учетом рабочей программы воспитания. Второе – в тематическое планирование рабочих программ педагоги должны включить возможность использовать электронные и цифровые образовательные ресурсы по каждой теме. А в рабочих программах внеурочной деятельности надо указать формы проведения занятий.
Также необходимо отметить, что на сайте единого содержания общего образования размещены примерные рабочие программы учебных предметов, которые можно использовать и вашим учителям.
8. Составить учебные планы, календарные учебные графики, планы внеурочной деятельности
(май 2022 г.)
Школам понадобится скорректировать учебные планы, календарные учебные графики и планы внеурочной деятельности. Ведь изменили объем часов аудиторной нагрузки – для НОО увеличили минимальный порог и уменьшили верхнюю границу, а для ООО оба значения уменьшили. Также уменьшили объем внеурочной деятельности на уровне НОО. Теперь вместо 1350 можно запланировать
до 1320 часов за четыре года.
Организация методического обеспечения введения
новых ФГОС НОО и ООО
9. Разработать проект новой программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (май 2022 г.)
Поручите заместителю директора по ВР вместе с педагогами составить программу воспитания по новым ФГОС и включить ее в содержательный раздел ООП
10. Скорректировать график повышения квалификации (декабрь 2021 г.)
Чтобы педагоги были готовы реализовывать ООП по новым ФГОС, их понадобится направить на курсы повышения квалификации. Для этого
необходимо обеспечить прохождение курсов повышения квалификации всеми учителями начальных классов и учителями, преподающими в 5-х классах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.