Цель работы МО: создание и организация системы гуманитарного образования в школе, ориентированной на гарантированный результат (т.е. уровень обученности, обучаемости, воспитанности, отношения к чтению), каковым является развитое творческое мышление, креативность, универсальное знание. Средством реализации этой цели считаем образовательные технологии, построенные на принципах деятельностного подхода, личностно-ориентированного и развивающего обучения.
Протокол №2
Заседания МО гуманитарного цикла от 30 октября 2014 года
Присутствовало – 6 человек
Круглый стол
1. Анализ итогов контрольных работ по теме «Повторение».
2.Изучение нормативноправового сопровождения ГИА в 9 кл. и ЕГЭ в 11кл.
Знакомство с новыми КИМами ГИА 9 класс, ЕГЭ 11 класс.
3. Изучение Положения о конкурсе «Работаем по ФГОС».
4.Выступление «Особенности современного урока в рамках введения ФГОС».
По первому вопросу выступила Марютина Н.А., проанализировав итоги контрольных работ по
теме «Повторение». КЗ составило : 5а 62 %, 5б – 42 %, 6а – 47%, 6б – 53%, 6в – 45%, 7а 66%, 7б –
52%, 8а – 31 %, 8б – 11%.Учителямпредметникам следует обратить особое внимание на процент
соответствия результатов контрольных работ и годовых оценок.
По второму вопросу члены МО под руководством Левиной Н.В. изучили особенности ГИА
учащихся 9, 11 классов, справки о планируемых изменениях КИМ ГИА в 9 классах, КИМ ЕГЭ в 11
классах, познакомились с демоверсией по предметам гуманитарного цикла (материал прилагается).
В целях совершенствования процедуры государственной итоговой аттестации по русскому языку
11 класс Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки внесены изменения в структуру
контрольных измерительных материалов (КИМ) и бланк ответов № 1.Бланк регистрации, бланк ответов
№ 2 и дополнительный бланк ответов № 2 остаются без изменений. В КИМ 2015 года нумерация заданий
изменена на сквозную числовую нумерацию и сокращено количество заданий с выбором ответа из
предложенных вариантов.
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из двух частей, включающих в себя 25
заданий. Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит 1 задание. На выполнение экзаменационной
работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).
Изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку 2015 года по сравнению с 2014 годом.
В связи с необходимостью дифференциации проверки содержания в рамках государственной
итоговой аттестации содержания обучения за курс основной (ОГЭ) и средней (полной) школы (ЕГЭ)
пересмотрено содержание экзаменационной работы.
Изменилось количество частей и заданий в экзаменационной работе.
Изменён формат заданий работы.
Изменён первичный балл выполнения работы.
При проверке понимания лексического значения слова в содержание экзаменационного теста
включена работа со словарной статьёй.
В экзамене по литературе принципиальных изменений нет. Изменена структура варианта КИМ:
каждый вариант состоит из двух частей (части 1 и 2 КИМ 2014 г. объединены в одну часть).
По иностранному языку внесены принципиальные изменения в связи с введением радела
«Говорение» (в письменной части принципиальных изменений нет). Задания по аудированию А1–А7 с
выбором ответа трансформированы в КИМ 2015 г. в задание 2 на установление соответствия с теми жеобъектами контроля. Вводится разработанная и апробированная модель устной части ЕГЭ по
иностранным языкам.
Отдельно Левина Н.В. остановилась на вопросе подготовки к сочинению.
Основная задача введения итогового сочинения выявить уровень речевой культуры выпускника,
его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по
избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – прежде всего, проверка речевых
компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее
проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы. Экзаменационный комплект
будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического
направления). Тематические направления разработаны Советом по вопросам проведения итогового
сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д.Солженицыной, президента Русского
общественного фонда Александра Солженицына.
Тематические направления : «Недаром помнит вся Россия…» (200 летний юбилей М.Ю.
Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», « Человек и природа в отечественной и
мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь», «Чем люди живы?».
В рамках указанных тематических направлений итогового сочинения разрабатываются
конкретные темы, раскрытие которых предполагает обязательную опору на произведения русской и
мировой литературы. Литературоцентричность выпускного сочинения обусловлена традициями
российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное
место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто
ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации,
использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих
лиц и т.д. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и
осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы.
Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих
рассуждениях. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и
аргументированное привлечение литературных произведений.
В 2014/2015 учебном году обучающимся и выпускникам прошлых лет на сочинение (изложение),
которое состоится 3 декабря 2014 года необходимо зарегистрироваться до 19 ноября 2014 года.
ГИА – 9 класс. По русскому языку изменилось количество заданий в экзаменационной работе
(количество заданий сократилось с 18 до 15). Изменен максимальный балл за выполнение работы
(уменьшен с 42 до 39). Задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных
обозначений А, В, С. Изменена форма записи ответа на каждое из заданий 2–14: в КИМ 2015 г. требуется
записывать цифру, соответствующую номеру правильного ответа. Добавлены два альтернативных
задания 15.2 и 15.3 (сочинениерассуждение). По литературе изменений нет.
По иностранному языку содержательных изменений нет. Задания в варианте представлены в
режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С. Изменена форма записи ответа на
каждое из заданий 3–8 и 10–17: в КИМ 2015 г. требуется записывать цифру, соответствующую номеру
правильного ответа.
По третьему вопросу члены МО изучили Положение о конкурсе «Работаем по ФГОС», было
предложено принять участие в конкурсе методических разработок урока.
По четвертому вопросу слушали выступление Крикуновой Т.А. по теме «Особенности
современного урока в рамках введения ФГОС» (выступление прилагается). Крикунова отметила, что
одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию
универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. На таком уроке
реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается
в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно
такой урок нужен сегодняшнему ученику. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось
детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания. В
условиях модернизации образования учителяпредметники должны уходить от фронтальной формыработы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы. Именно в обществе со сверстниками
ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). В
общении со сверстниками зарождается необходимость и всегда есть возможность встать на точку зрения
другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого. Учащиеся учатся в
этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать
чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов
УУД. Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся,
контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более
внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на
базе внешнего контроля.
Также по данной теме Марютиной Н.А. в рамках методического дня лицея был дан открытый
урок в 5 классе по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения». Урок построен и
проведен с позиций требований ФГОС ООО. Особое место на уроке отводилось системно
деятельностному подходу к обучению. Учителем продемонстрированы разные формы работы:
групповая, парная, учащиеся в течение урока занимались рефлексией. Учитель только координировал
деятельность учеников. Однако, не на должном уровне была представлена работа в группе, поэтому
следует изучить каждому учителю методику групповой работы и использовать на своих уроках.
Решение:
1. Учителям – предметникам изучить нормативноправовое сопровождение ГИА и ЕГЭ и
руководствоваться ими в своей работе.
2. Марютиной Н.А. принять участие в конкурсе методических разработок урока «Работаем по
ФГОС».
3. Учителямпредметникам планировать уроки, следуя требованиям ФГОС, изучить методику
групповой работы и применять на своих уроках.
Руководитель МО____________Куликова О.А.