Работа МО гуманитарного цикла

  • Документация
  • docx
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель работы МО: создание и организация системы гуманитарного образования в школе, ориентированной на гарантированный результат (т.е. уровень обученности, обучаемости, воспитанности, отношения к чтению), каковым является развитое творческое мышление, креативность, универсальное знание. Средством реализации этой цели считаем образовательные технологии, построенные на принципах деятельностного подхода, личностно-ориентированного и развивающего обучения.
Иконка файла материала Протокол ¦3.docx
Протокол №3 Заседания МО гуманитарного цикла  от 26 декабря 2014 года Присутствовало – 6 человек 1. Формы и методы работы на уроках и во внеурочное время с детьми, мотивированными на учебу.   Методические рекомендации  о порядке проведения Всероссийской олимпиады школьников. Анализ  результатов Всероссийской олимпиады. 2.Подготовка к муниципальному семинару учителей английского языка.  3. Особенности современного урока в рамках введения ФГОС. Обмен опытом. 4.Итоги  Дня наук. 5. Изучение нормативно – правового сопровождения  ГИА. Анализ итогового  сочинения в 11 классе.               По первому вопросу выступила Марютина Н.А. Под её руководством  учителя­предметники  изучили методические рекомендации о порядке проведения Всероссийской  олимпиады школьников.  Были рассмотрены следующие нормативные документы : Приказ Минобрнауки РФ №1252 от 18.11.2013  «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников», Приказ УОО №271 от  11.11.2014 г.  "Об утверждении ответственных организаторов в аудиториях при  проведении  муниципального этапа олимпиады в 2014­2015 учебном году", Приказ УОО №269 от 07.11.2014 г. Об  утверждении количества баллов по общеобразовательным предметам, необходимых для участия в  муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников в 2014­2015 учебном году  участников  школьного этапа олимпиады текущего учебного года, Порядок проведения школьного этапа  всероссийской олимпиады школьников в 2014/2015 учебном году , Методические рекомендации по  проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому  языку в 2014/2015 учебном году, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению школьного и  муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2014/2015 учебном году,  Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской  олимпиады школьников по английскому языку в 2014/2015 учебном году (материалы прилагаются).              Затем слушали отчеты учителей по работе с детьми, мотивированными на учебу. Левина Н.В.  уделяет особое внимание  на уроках сильным учащимся: даются  задания, требующие дополнительной  подготовки, ориентированные на самостоятельное добывание знаний. Марютина Н.А. рассказала об  итогах участия школьников в олимпиаде по русскому языку и  литературе, английскому языку ( школьный этап, муниципальный этап).  Результаты муниципального этапа: призером олимпиады по русскому языку стала Тюменцева Е. –  9кл.,  по литературе ­ Михеева А., Канаева С.­ 11 кл., по английскому языку – Мелкумян Р.­ 11 кл.,  Лазарева А. – 9 кл. Призеров олимпиады подготовили Левина Н.В., Жиркова О.А. Члены МО  решили  результаты  участия в муниципальном этапе Всероссийской  олимпиады школьников по русскому языку и литературе, английскому языку признать удовлетворительными. Учителям­ предметникам следует  в течение учебного года проводить работу по подготовке к олимпиаде с  учащимися, имеющими повышенную мотивацию к обучению.По второму вопросу  Куликова О.А. познакомила присутствующих с планом проведения  муниципального семинара учителей английского языка, планируемого на 23 января.  Куликовой О.А.  будет представлен открытый урок в 5а  классе по теме «Наиболее известные достопримечательности  Лондона», Жирковой О.А. – мастер – класс. План проведения был одобрен членами МО.             По третьему вопросу присутствующие проанализировали особенности современного урока в  рамках введения ФГОС. Выступила Крикунова Т.А., представив материал из опыта своей работы: урок  должен быть направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных. В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения ограничено,  одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки  зрения затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование относится к  каждому уроку. Рациональную структуру урока обеспечивают:       комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития; выделение в содержании урока и темы главного, существенного; определение целесообразной последовательности и дозировки материала  и времени повторения,  изучения нового, закрепления, домашнего задания; выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения; дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам; создание необходимых учебно­материальных условий обучения. Большая часть времени (20—30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала («учить на  уроке»). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к  старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Отсюда название  первой части — актуализация опорных знаний, умений и навыков, а не узкое «опрос». Контрольная  функция в уроке вообще не должна являться самоцелью; она превращается в постоянную обратную связь «ученик — учитель». Затем проводится закрепление в формах повторения и применения знаний.         Однако, работа по ФГОС вызывает затруднение у учителей. Особые проблемы возникают при групповой  работе, на что следует обратить особое внимание и использовать данный вид работы на своих уроках.                 По четвертому вопросу  Марютина Н.А. представила анализ Дня гуманитарных наук, который  проходил в рамках Недели наук  в лицее. В 5­х классах была проведена игра «Загадки фонетики» в  форме путешествия по звёздной галактике «Фонетика». В ходе игры учащиеся повторили изученный  материал по «Фонетике», продемонстрировав хорошие знания теоретического и практического  материала. Дети работали в группах, представляя свою команду. В 6 классах проведено внеклассное  мероприятие – конкурс  «Занимательный  русский язык». Одна группа учащиеся приготовила  кроссворды, ребусы, шарады, которые вызвали интерес у всех учеников. Победители были определены в  результате голосования. Другая группа подготовила сообщения о русском языке. Данное мероприятие  показало интерес учащихся к подобному виду заданий, желание знать больше об истории языка,  творческую активность обучающихся и желание ребят дополнительно заниматься русским языком.  Учащиеся 7а класса продемонстрировали свои знания по русскому языку в конкурсе «Своя игра».  Учениками 7б  и 8 аб классов  были самостоятельно подготовлены материалы для конференции  «Выдающиеся ученые­лингвисты». Перед своими одноклассниками с сообщениями и презентациями  выступили Волохина Ксения, Муха Илья, Киселёва Яна. В результате мероприятия учащиеся  познакомились с наиболее значимыми этапами развития лингвистической мысли в России, с терминами и  понятиями, соответствующими данной теме; с выдающимися русскими лингвистами, фактами из их  жизни, их вкладом в развитие как мирового, так и отечественного языкознания. Для девятиклассников  проведена игра по литературе по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «Что? Где? Когда?».Учащимся были предложены  задания, построенные на знании и понимании текста произведения. День  науки  по английскому языку «Merry Christmas» был  посвящен празднованию Рождества в Британии.  Цель – познакомить учащихся с особенностями традиций празднования Рождества в Великобритании.  Задачи: расширение лингвистического кругозора учащихся, активизация имеющихся знаний учащихся по  теме «Праздники и традиции». Развитие творческих способностей учащихся, речевых способностей,  внимания, мышления и воображения, мотивации к изучению и использованию английского языка в  разнообразных формах общения;  воспитание уважительного отношения к культуре других народов,  умения работать в команде. В конкурсе открыток на тему «Рождество», «Новый год» учащиеся с  удовольствием приняли участие. Оно позволило детям  не только проявить свои творческие  способности, но и показать своё умение подписывать открытку на английском языке. Так как предметная неделя была приурочена католическому Рождеству, учащиеся были ознакомлены с информацией об  истории возникновения праздника, история Санта Клауса, традиционной  рождественская кухней,  рождественскими подарками. В старших классах по английскому языку проведены мероприятия по  страноведению. Проведенные мероприятия помогли учащимся проявить и развить свои общеязыковые,  интеллектуальные и познавательные способности, расширить эрудицию. По пятому вопросу слушали Левину Н.В., которая представила анализ  результатов  итогового  сочинения учащихся 11 класса.  03.12.2014. работу (сочинение) выполняли 25 учащихся 11 класса.  Объем сочинений всех экзаменуемых соответствует предъявляемым требованиям (минимальный объем  выполненной работы составил 310 слов, максимальный – 690 слов). По   критерию   №1   «Соответствие   теме»   отметку   «зачет»   получили   24   учащихся   (выпускники рассуждали на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия). Отметку «незачет» получил 1 учащийся (Абдухаликова   З.),   что   стало   причиной   выставления   отметки   «незачет»   за   всю   работу,   так   как   в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. По критерию   №2   «Аргументация.   Привлечение  литературного   материала»  отметку   «зачет» получили 24 учащихся (выпускники строили рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала, показывая разный уровень осмысления литературного материала). Работа Абдухаликовой З. по данному и следующим критериям не оценивалась. По критериям №3 «Композиция»  и №4 «Качество речи»  отметку «зачет» получили 24 учащихся (выпускники показали умение логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, выдерживая соотношение   между   тезисом   и   доказательствами,   точно   выражать   мысли,   используя   разнообразную лексику и различные грамматические конструкции). По   критерию   №5   «Грамотность»  отметку   «зачет»   получили   18   учащихся,   отметку   «незачет» получили 6 учащихся (Ермакова Е., Кузьмин А., Кузьмина А., Сидоров В., Сорокопудов М., Федоров А.).            Обсудив выступление,  учителя русского языка и литературы, пришли к выводу о том, что  подготовку к итоговому сочинению необходимо начинать в среднем звене. Следует формировать умение  создавать связный текст на определенную тему.  Как показывает практика, наиболее эффективно в этой  связи сочетание двух направлений работы. С одной стороны, необходимо анализировать готовые тексты  с разных точек зрения: коммуникативная задача текста (вычленение главной информации, определение  темы и микротем текста), его логический и композиционный замысел, отбор лексики, сочетаемость слов,  риторические приемы и др. С другой стороны, следует регулярно практиковать выполнение письменных  заданий различного объема на основе художественного произведения (или его фрагмента). Приступая к  работе, ученик должен внимательно прочитать формулировку темы и осмыслить ее, определить свою  задачу по ее раскрытию. Положительный эффект при этом дает вычленение в теме опорных слов, анализ  смысла каждого из них, их взаимосвязи.Также следует обратить особое  внимание на критерий № 5 «Грамотность». Не все выпускники  смогли точно  выразить  мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические  конструкции, допустили много орфографических и пунктуационных ошибок.  Формирование у  школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в  школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в  письменном общении.         Учителям русского языка следует на каждом уроке работать над формированием  навыков  грамотного письма. Решение: 1.Учителям­предметникам изучить методические рекомендации  по проведению школьного и  муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников, спланировать и вести  работу по  подготовке к  Всероссийской олимпиаде с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к обучению.  Усилить внимание к детям, мотивированным на учебу, привлекая их к дополнительным занятиям,  участию в конференциях и конкурсах. 2. Куликовой О.А., Жирковой О.А. скорректировать план муниципального семинара учителей  английского языка, подготовить необходимый материал для семинара. 3. Учителям­предметникам изучить формы и методы групповой работы с учащимися, применять данный  вид работы на уроках. 4. Левиной Н.В. продолжить подготовку к итоговому сочинению с Абдухаликовой  З., учащейся 11  класса. 3. Учителям русского языка и литературы изучить рекомендации по написанию и проведению итогового  сочинения, критерии оценивания сочинения, применять их на уроках. Левиной Н.В. вести подготовку к  итоговому сочинению с учащимися 10 класса.